Внеклассная работа по английскому языку

Разделы: Иностранные языки


Огромную роль в воспитании всесторонне развитой личности играет обучение иностранному языку. Знание языков безгранично расширяет наш кругозор, увеличивает диапазон источников познания, способствует укреплению дружеских связей с другими странами.

Язык – важнейшая форма общения человечества. Язык охватывает все формы человеческой деятельности, касается всех сторон человеческой жизни. Язык – сама жизнь. Практическое владение иностранным языком даёт возможность вести беседы на разнообразные темы, читать с полным пониманием иностранный текст, понимать иноязычную речь.
В данной статье я хочу поделиться некоторыми формами внеклассной работы по английскому языку, т.к. при трёх учебных часах в 5-9 классах и двух часах в 10-11 классах общеобразовательной школы на уроках мы успеваем пройти только учебную программу. А хочется дать учащимся больше лексики, разнообразить методику, сделать предмет интересным и привлекательным. Особенно в последние годы, когда требования к знанию языка ужесточились в связи с подготовкой к сдаче ЕГЭ, одного учебника недостаточно. Учитель должен привносить какой-то дополнительный материал и делать это приходится во внеурочное время.

Главной задачей обучения иностранному языку в наше время является обучение речи, т.е. говорению. Речь не бывает вне ситуации, поэтому создаём жизненную ситуацию. Так после изучения темы «Великобритания» (учебник английского языка О.В. Афанасьева, И.В. Михеева) мне пришла идея устроить «заседание» английского Парламента (Палаты Общин) и таким образом завершить изучение фундаментальной темы.

Были назначены: председатель палаты (Speaker), министры промышленности, сельского хозяйства, образования и культуры (с помощниками). Интересен был персонаж – министр без портфеля (Minister w/t Portfolio), который во время докладов министров делал свои замечания – реплики, начиная их словами «If I were you…» (таким образом, закреплялась грамматическая тема «Условные предложения»).

Несколько учащихся представляли «оппозицию» (The Opposition), задавали вопросы министрам, дели замечания, и вносили свои поправки и предложения.

Мне, как учителю, была отведена роль учителя из России, которая находилась в гостевой галерее (The Visitors’ Gallery)вместе с другими учителями нашей школы, присутствовавшими  на данном мероприятии. Я, как учитель из России, задавала много вопросов «министрам», особенно об образовании в Великобритании.

Учащиеся были одеты в чёрные мантии с бейджиками MP(Member of Parliament) и чёрные четырёхугольные шляпы – конфедератки. Класс был оформлен как зал Палаты Общин, где на возвышении на стуле сидел Спикер, (который вёл заседание), а между членами парламента и оппозицией, которые располагались напротив друг друга, лежала ковровая дорожка. С давних времён предполагалось, что ковровая дорожка являлась сдерживающим рубежом, когда возникали жаркие споры.

Учащимся заранее были даны задания по сбору информации, ими же были подготовлены различные таблицы, иллюстрации, карты и пр. «Заседание Парламента» проходило в форме интерактивной беседы с использованием мультимедийного проектора. Данное мероприятие прошло очень интересно и имело большой познавательный характер. При подведении итогов многие учащиеся говорили о том, с каким интересом они готовились к данному мероприятию, как много интересного они узнали о стране изучаемого языка и как интересны им были роли, которые они играли.

Будучи страстной поклонницей творчества Шекспира, я провела два больших вечера по произведениям гениального драматурга. Одно познакомило учащихся с сонетами Шекспира, другое – с его трагедиями и комедиями. Оба мероприятия представляли собой театрализованные постановки с костюмами и декорациями, отражающими эпоху Шекспира. Учащиеся просто вживались в образы, которые они представляли и проявляли незаурядные актёрские таланты.

Лет 20 тому назад в журнале «Иностранные языки в школе» я прочитала статью Е.Н. Солововой, где она рассказывала о сочетании урочных и внеклассных форм работы по английскому языку. Е. Н. Соловова писала, что в основу внеклассных мероприятий в их школе был положен принцип добровольности. Я в своей работе следую тому же принципу.

При подготовке Шекспировских вечеров я объяснила учащимся, что это древний английский язык, который очень отличается от современного. Что учить будет сложно, репетировать часто, поэтому выбираю только добровольцев. Каково же было моё удивление, когда из четырёх десятых классов, в которых я работала, набралось сразу более 20 волонтёров. Ребята быстро выучили слова оригинала и в течение двух месяцев мы подготовили удивительное представление для учащихся школы, а позже показали его для учителей английского языка всего района.

Ежегодно в нашей школе мы проводим неделю английского языка. К «неделе» каждый учитель готовит какое-то большое мероприятие: КВН, спектакль, «круглый стол», радиопередачу, викторину или просто концерт.

Интересный «круглый стол» прошёл в 9 классе после изучения темы «Политическая система США и Соединённого Королевства». Название темы «круглого стола» «Как вы понимаете слово демократия?» Учитель выступил в роли ведущего. Заранее был определён круг вопросов, по которым участники «круглого стола» могли высказаться.

Например:

  1. Does «democracy» state that all people have the right to do anything they want?
  2. What does it mean «democracy state»? What are its principles?
  3. What is the difference between «democracy» and permissiveness?
  4. What are the rights and duties of citizens in a democratic state?
  5. Do you think Russia is a democratic state?
  6. What are the constitutional rights of our people? What are their constitutional duties?
  7. Whose duty is it to guarantee the rights of citizens?

Ребята настолько увлеклись обсуждением данной темы, что учителю с трудом удавалось сдерживать их эмоции.
Учащиеся приводили много примеров из жизни своих родных и знакомых. Особенно жаркие споры вызвало обсуждение право граждан на образование, т.к. эта тема им наиболее близка. Ребята говорили о том, что им хотелось бы изменить в школе, какие предметы наиболее важны для выбора будущей профессии, о проблемах, связанных с поступлением в ВУЗы и пр.

Что даёт подобная форма работы? Ситуация, моделирующая реальное языковое общение, выявляет все проблемы владения разговорным языком, отсутствие этики владения дискуссий, неумение точно аргументировать или просто слышать своих оппонентов. Однако некоторые высказывания учащихся бывают настолько зрелыми, что заслуживают особого поощрения.

Для учащихся 5-7 классов я обычно готовлю концертную программу с песенками, стихотворениями и небольшими сценками. Концерт не должен длиться больше часа, т.к. внимание учащихся ослабевает и в зале начинается шум. Хочу рассказать об одной из концертных программ под названием «Spring is coming» в рамках недели английского языка. Сценарий был построен на сюжете старинного английского праздника «May Pole Games». Это было очень красочное представление. В центре сцены был установлен шест, украшенный яркими лентами и цветами. Сцена была оформлена в виде лесной поляны, где были кустики, цветы, птички, бабочки. Всё это можно купить в магазине искусственных цветов. Учащиеся выходили на сцену в костюмах цветов и с букетиками цветов, в костюмы которых они были одеты. Дети читали стихи о цветах, например:

1. Spring is coming! Spring is coming!
How do you think I know? 

The daffodils are blooming,
And I know it must be so!

2. Deep in the woods a song I hear,
A robin is sioging, «Spring is here»!

Then, at my feet, a violet blue
Is quietly saying, «I’m blooming for you».

Таких  стишков дети читали много, практически про все цветы. Затем букетики сложили в большую корзину, которую поставили на авансцену. Собирала цветы участница представления со словами:

Make a basket just a small one,
And fill it with flowers gay,
Take the basket to you neighbour’s door
In honour of the month of May.

Затем звучала прекрасная музыка из «Щелкунчика» и все ребята в костюмах цветов исполняли «Вальс цветов». Потом на поляну выходила «Красная Шапочка» и читала милое стихотворение обо всём, что она видела по дороге к бабушке, собирая при этом цветы, рассматривая птичек и бабочек.

I’m walking through the wood
I have a basket with some food
But no flowers at all,
And Granny likes them so much!

The first, the second and the third!
Oh, what a pretty lady-bird!
Stop, wait for me, please, don’t fly!
Oh, what a pretty butter fly!

Ещё много прелестных стишков, сценок и песенок исполняли учащиеся во время данной концертной программы.

За  многие годы работы в школе нашими учителями были подготовлены, так называемые, «отчётные концерты» для родителей учащихся, особенно на начальной ступени обучения английскому языку. Это были концерты для мам, небольшие новогодние представления и просто маленькие выступления на родительских собраниях.

Я привела лишь несколько примеров внеклассной работы по английскому языку в нашей школе. Каждый учитель может привнести в работу что-то своё. Это может быть и защита какого-либо проекта или «диссертации», «походы» на экскурсии, в кино и музеи, которые подразумевают максимальное языковое погружение. Всегда есть свобода выбора.