Урок по математике во 2-м классе (УМК "Гармония"). Тема: "Сложение и вычитание двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Тема. Сложение и вычитание двузначных чисел. Приёмы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. Работа с конструктором LEGO.

Цели урока. Познакомить детей с приёмом вычитания вида 36-2, 36-20. Закрепить приём сложения вида 36+2, 36+20. Закрепить умения составлять обратные задачи. Продолжать формирование понятий “ломаная”, “замкнутая ломаная”, “звенья ломаной”, “прямоугольник”, “периметр”.

Развивать внимание, память, логическое мышление и воображение. Учить работать парами, вырабатывать у уч-ся навыки взаимовыручки и сотрудничества.

I. Организация учащихся на уроке.

Учитель. Что вы любите делать на уроке математики? Какими вы должны быть, чтобы урок получился интересным?

II. Постановка темы и цели.

Учитель. Урок у нас сегодня необычный, а что в нём необычного, вы определите сами, а в конце урока нам скажете. Будет у нас сегодня и новая тема, но говорить не буду, вы сами должны догадаться.

III. Устный счёт (разминка).

Учитель. С чего, ребята, мы обычно начинаем урок математики?

Дети. С разминки, чтобы лучше работать в течение всего урока.

1. Решение примеров.

Учитель. Слушайте внимательно математическое выражение и выложите модель полученного значения на плате. (Дети выкладывают модели полученных чисел на плате и называют их).

7+4=11

9+8=17

13+4=17

17-2=15

Учитель. Что можете сказать о числе 15?

Дети. Оно двузначное. В нём 1 дес. 5 ед. Единицы мы обозначаем на первом месте справа налево, десятки на втором месте.

Учитель. Продолжаем работу.

15-8=7

Учитель. А что обозначает белый кирпичик? Откроем нашим гостям секрет.

Дети. Мы договорились, что белым кирпичиком будем обозначать 0.

Учитель. В данной модели (число 7), что обозначает белый кирпичик?

Дети. 0 десятков.

Учитель. Что можете сказать об этом числе? Дети. Оно однозначное. В нём 7 единиц, 0 десятков. Учитель. Продолжаем работу.

18-9=9

50+20=70

Учитель. Что обозначает белый кирпичик в числе 70?

Дети. 0 десятков.

70+8=78

Учитель. Что можете сказать о числе 78?

Дети. Оно двухзначное, в нём 8 единиц, которые стоят справа налево на 1-ом месте, 7 десятков, которые обозначены на 2-ом месте.

Учитель. Что ещё решаем во время устного счёта?

2. Решение задач. Составление обратных задач.

Учитель. Послушайте задачу.

“Дима собрал несколько стаканов малины и бабушка 7 стаканов малины.

Вместе они собрали 16 стаканов малины. Сколько стаканов малины собрал

Дима?”

Прежде чем решать эту задачу, давайте выложим кирпичиками на плате схему этой задачи.

Какими кирпичиками будем выкладывать количество стаканов малины, собранных Димой?

Дети. Зелёными.

Учитель. Сколько кирпичиков? А может быть другое число?

Важно для нас в данном случае количество кирпичиков?

Дети. Для схемы количество кирпичиков на схеме не имеет значения. Учитель. Жёлтыми кирпичиками выкладываем количество стаканов малины, которая собрала бабушка. Где будем выкладывать жёлтые кирпичики?

Дети. Продолжаем полоску.

Учитель. Имеет значение для схемы количество кирпичиков. Обязательно их должно быть 7?

Дети. Нет.

На доске:

Учитель. А что обозначает получившаяся полоска?

Дети. Общее количество стаканов, собранной малины. Число 8.

Учитель. Как узнать, сколько стаканов малины собрал Дима?

Дети. От общего количества стаканов малины вычесть количество стаканов, которое собрала бабушка, т.е. 16-7=9(ст.)

(Запись делается на доске учителем)

Ответ: 9 стаканов собрал Дима.

Учитель. Кто собрал малины больше? На сколько? А как вы думаете, почему Дима собрал малины больше?

Учитель. А теперь ребята составим по этой задаче обратную.

(Дети составляют обратные задачи. Краткая запись оформляется на доске учителем.)

Решение задачи записывается на доске детьми.

16-9 = 7(ст.)

Ответ: 7 стаканов малины собрала бабушка.

9 + 7 = 16(ст.)

Ответ: 16 стаканов малины собрали Дима и бабушка вместе.

Учитель. Изменится ли схема нашей задачи.

Дети. Нет.

IV. Работа над новым материалом.

Учитель. После такой разминки можно смело переходить к новому материалу, но сначала вспомним, что нового мы узнали вчера на уроке математики?

Дети. Единицы складываются с единицами. Десятки складываются с десятками.

1. Повторение приема сложения вида 36 + 2: 36 + 20.

Учитель. Выложите модель числа 42.

Учитель. Что можете сказать об этом числе?

Дети. Оно двузначное. В нём 4 десятка и 2 единицы.

Учитель. Что нужно сделать, чтобы решить пример: 42 + 5

Дети. Нужно к двум кирпичикам прибавить ещё 5 кирпичиков, а десятки оставить без изменения, т.к. единицы мы складываем с единицами.

42 + 5 = 47

Учитель. Выложите модель числа 65. Что можно сказать об этом числе? Что нужно, чтобы найти значение выражения: 65 + 30

Дети. Нужно к 6 прибавить ещё 3 кирпичика, а единицы оставить без изменения, т.к. десятки мы складываем с десятками.

Учитель. А почему надо прибавить 3 кирпичика, ведь стоит число 30?

Дети. 30 единиц = 3 десяткам.

65 + 30 = 95

2. Знакомство с новым приёмом.

Учитель. Выложите на плате модель числа 36. Что можете сказать об этом числе?

Задание: 36-2

Что будете делать?

Дети. Мы от 6 кирпичиков заберём 2 кирпичика, а десятки оставим без изменения.

Учитель. Почему?

Дети. Мы складывали единицы с единицами, значит от единиц надо вычесть единицы.

36-2 = 34

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Единицы вычитают из единиц.

Учитель. Выложите обратно модель числа 36.

Задание: 36-20

Что будете делать?

Дети. Мы от 3 кирпичиков заберём 2 кирпичика, а единицы оставим без изменения.

Учитель. Почему?

Дети. Мы складывали десятки с десятками, значит от десятков тоже надо вычитать десятки.

Учитель. А почему вы заберёте 2 кирпичика, ведь вычесть надо 20?

Дети. 20 единиц = 2 десятка.

36-20=16

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Десятки вычитаем из десятков.

Учитель. А теперь откройте учебник на странице 49.

Читаем вывод.

Совпал с нашими выводами?

Мы сами с вами сформулировали правило.

(Дети ещё раз читают правило в учебнике.)

Учитель. Так какая у нас с вами сегодня на уроке новая тема? Кто догадался? Дети. Вычитание двузначных чисел.

V. Закрепление.

(Дети аналогично предыдущим заданиям выполняют с объяснением задания.)

85 - 5 = 81

78-60= 18

VI. Физкультминутка.

VII. Решение примеров на закрепление с комментированием.

Страница 7 № 17

37+30

86-2

45+40

79-8

63+20

58-8

96-70

69-9

67-4

76-40

84+5

40+2

18-6

28+60

27-5

72+7

39-6

90+9

(Запись примеров производится на доске.)

Вывод.

VIII. Решение задач.

Карточка.

Учитель. Прочтите задачу.

“В кружке фигурного катания занимаются 5 мальчиков, а девочек на 4 больше. Сколько всего ребят занимаются фигурным катанием в этом кружке?”

Учитель. Можно сразу решить задачу? Трудно. Что помогает нам в решении задачи?

Дети. Краткая запись, графическая иллюстрация, схема.

Учитель. Давайте выложим схему этой задачи на плате, с помощью кирпичиков. Читаем ещё раз условие. Как обозначим количество мальчиков? Дети. Зелёными кирпичиками.

Учитель. Обязательно должно быть 5 кирпичиков на схеме? Нет. Но если

получается, давайте выложим 5. Как показать на схеме количество девочек? Дети. Столько же и ещё “кусочек” (или 4 кирпичика)

Учитель. Где будем выкладывать кирпичики?

Дети. Под первой полоской.

Учитель. Какой вопрос задачи? Как это показать на схеме?

Дети. Количество всех детей в кружке - на схеме это количество всех кирпичиков.

Учитель. Это какая задача?

Дети. Составная.

Учитель. Что помогло ответить на этот вопрос?

Дети. Схема. Сами увидели, что сначала надо узнать, сколько было девочек, а уже потом, сколько всего ребят занималось в кружке.

( Решение задачи с комментированием по действиям. Запись на доске.)

1) 5 + 4 = 9 (ч.) - девочек

2) 5 + 9=14(ч.)

Ответ: 14 человек занимается в этом кружке.

IX. Работа с геометрическим материалом.

Учитель. А сейчас мы будем работать с геометрическими фигурами. Выложите модель ломаной линии, состоящей из 2-х звеньев, 3-х звеньев, 4-х звеньев.

Дети выкладывают различные модели ломаных.

 Учитель. Измерьте длину ломаной, состоящей из 4-х звеньев, каждой своей. (Дети называют длины: 12 кирпичиков, 10 кирпичиков и т. д.)

Учитель. А чем ещё можно было измерять длину ломаной. Вспомним м/ф “38 попугаев”. А чем чаще всего измеряем длины?

Дети. См, дм, м - единицы измерения длины.

Учитель. Вывод какой?

Дети. Длину мы должны измерять одной и той же меркой.

Учитель. А сейчас, что для нас было меркой?

Дети. Кирпичик.

Учитель. Выложите модель ломаной замкнутой линии, состоящей из 4-х звеньев. (Дети выкладывают различные модели.)

Учитель. Модели каких фигур получились?

Дети. Прямоугольников, квадратов.

Учитель. Задание: Найдите длины своих ломаных линий.

(Дети называют полученные длины.)

Учитель. А чем ещё одновременно является длина вашей ломаной.

Дети. Периметром прямоугольника. Учитель. Что такое периметр?

Дети. Сумма длин сторон.

Учитель. Задание: Выложите модель прямоугольника, Р которого =12 кирпичикам. (Дети выкладывают различные модели.)

Учитель. Сравните модели №1 и №3. Что значит сравнить?

Дети. Узнать что общего и что различного. Общее: Р =Р, Количество углов и сторон равное, углы прямые. Различия: Модель №1 - прямоугольник; модель №2 квадрат.

X. Подведение итогов.

Учитель. Чем занимались на уроке? А чем урок был необычным?

Дети. Не писали в тетрадях, а занимались с конструктором.

Учитель. Как называется конструктор, который вам помог столько успеть на уроке?

Дети. LEGO.