Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Разделы: Музыка


Цель урока:

На основе психологической беседы «Моё настроение» расширить представление детей об эмоциональных переживаниях и закрепить полученные знания на музыкальном материале «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Задачи:

  • Формирование умения распознавать изучаемое чувство на образном и вербальном материале.
  • Изображение изучаемого чувства с помощью невербальных средств.
  • Понимание многозначности проявления чувства.
  • Формирование умения использовать различные приёмы управления чувствами: физический, словесный и творческий.
  • Стимулировать познавательную деятельность.

Технические средства: магнитофон или CD-проигрыватель, аудиокассеты (диски) с записью музыки для слушания, фортепиано.

Методическое обеспечение:

1) Музыка для слушания:

  • нотный материал для иллюстраций «настроения» «Детский альбом» П.И. Чайковского.

2) Наглядность:

  • карточки с изображением различных настроений;
  • иллюстрации к книге А.Мильна «Вини-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа».

Форма урока: Беседа.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изложение материала

III. Закрепление материала

Беседа «Моё настроение»

- Ребята, Вы любите животных? Есть ли у вас дома животные и какие?

- Можите ли Вы узнать, какое настроение у Вашего животного? Как Вы это определяете?

- Вот здесь у меня изображены две кошки. Опишите, какое настроение, самочувствие у каждой? (Дети: Одна кошка в добродушном настроении, а вторая перепуганная собаками.)

- Как Вы догадались? (Дети: по внешним признакам.)

- Сегодня мы с вами поговорим о настроении человека, о том, какое оно бывает, от чего зависит и как определить, какое у человека настроение.

- А как вы думаете, от чего зависит настроение человека? (Дети: от здоровья, погоды, какую отметку получил в школе, характера…)

- А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги А.Мильна «Винни-Пух и все-все-все» «День рождения Иа-Иа», а вы внимательно слушайте и подумайте, какое настроение у Иа-Иа, как оно менялось? (Чтение отрывка.)

    «Иа-Иа – старый серый ослик – однажды стоял на берегу ручья и понуро смотрел в воду на своё отражение.

– Душераздирающее зрелище, - сказал он, наконец. – Вот как это называется: душераздирающее зрелище.

Он повернулся и побрёл вдоль берега вниз по течению. Пройдя метров двадцать, он перешёл ручей вброд и так же медленно побрёл обратно по другому берегу. Напротив того места, где он стоял сначала, Иа остановился и снова посмотрел в воду.

– Я так и думал, - вздохнул он. – С этой стороны ничуть не лучше. Но всем наплевать. Никому нет дела. Душераздирающее зрелище – вот как это называется!

Тут сзади него, в ольшанике, раздался треск. И появился «Винни-Пух».

 – Доброе утро Иа! – сказал Пух.

– Доброе утро, медвежонок Пух, - уныло ответил Иа.

– Если это доброе утро. В чём я лично сомневаюсь.

– Почему? Что случилось?

– Ничего, медвежонок Пух, ничего особенного. Все же не могут. А некоторым инее приходится. Тут ничего не попишешь.

– Что все не могут? – переспросил Пух, потерев нос.

– Веселиться. Петь, плясать и так далее. Под ореховым кустом…

– Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок, подойдя тем временем поближе. Иа оторвался от своего занятия и уставился на Пятачка.

– Повтори-ка, повтори, - сказал он.

– Поздрав…

– Минуточку…

С трудом держась на трёх ногах, Иа стал осторожно поднимать четвёртую ногу к уху.

– Я вчера этому научился, - пояснил он, упав в третий раз. – Это очень просто, а главное, я так лучше слышу. Ну вот, всё в порядке. Так как ты сказал, повтори, - произнёс он, с помощью копыта наставив ухо вперёд.

– Поздравляю с днём рождения, - повторил Пятачок.

– Это ты меня?

–  Конечно, Иа-Иа.

– С моим днём рождения?

– Да.

– Значит у меня настоящий день рождения?

– Конечно, Иа, и я принёс тебе подарок. Иа-Иа медленно опустил правую ногу и с немалым трудом поднял левую.

– Я хочу послушать ещё другим ухом, - пояснил он.

– Теперь говори.

– По-да-рок! Повторил Пятачок очень громко.

– Мне?

– Да.

– К дню рождения?

– Конечно!

– Значит, у меня получается настоящий день рождения?

– Конечно! И я принёс тебе воздушный шар».

Расскажите, какое настроение у ослика было в начале?

(Дети: он был грустный и скучный, ему было плохо, к нему не пришли гости, у него был день рождения и к нему никто не пришёл и не принёс подарки.)

- А что потом изменилось?

(Дети: к ослику пришли гости, принесли ему подарки – пустой горшок и лопнувший шарик, но он всё равно обрадовался.)

- И каким стал ослик, когда к нему пришли гости?

(Дети: весёлым, радостным, довольным.)

Скажите, дети, а каким одним словом можно назвать слова: радостный, грустный, довольный, счастливый, весёлый?

(Дети: настроение, хорошее настроение.)

Правильно, ребята. Мы называем то, что чувствует человек – настроением.

Интересно, а каким может быть настроение? Как вы думаете?

(Дети: Весёлое, грустное, хорошее, плохое.)

А у ваших друзей бывает хорошее настроение? А как вы узнаёте, что у вашего друга хорошее настроение?

(Дети: если человек грустный, то и  настроение грустное; весёлый, то и настроение весёлое.)

- Да, ребята, вы правы. А как вы думаете, что такое настроение?

(Дети: Это то, как человек может себя чувствовать.)

- Правильно ребята.

- А как вы узнали, какое настроение у ослика Иа-Иа?

(Дети: с помощью речи, тех слов, которые он произносил.)

Правильно. А давайте попробуем ещё узнать, с помощью чего можно определить настроение человека.

- Мы с вами поиграем в игру «Угадай настроение».

За основу материала для слушания, мною был взят «Детский альбом» П.И. Чайковского». Пьесы № 6, 7, 8 и 9. Это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её  похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка, который чувствует всё так же сильно и остро, как взрослый человек.

№ 6 «Болезнь куклы»

- Ребята, о каком настроении рассказывает нам эта музыка?

(Дети: о грустном, ведь у девочки заболела кукла.)

Правильно. Музыка как бы «разорвана», похожа на вздохи: «Ох…ах…»

№ 7 «Похороны куклы»

 - А как мы назовём настроение в этом номере?

(Дети: печальным, траурным, музыка похожа на похоронный марш.)

- Совершенно верно. Музыка с абсолютной точностью передаёт настроение печали и скорби.

№ 8 «Вальс», № 9 « Новая кукла»

(Эти два номера проигрываются сразу).

В № 8 – композитор описывает именины девочки, а в № 9 – новую подаренную куклу.

- Ребята, а что бы вы сказали про настроение этой музыки?

(Дети: к девочке вновь вернулось радостное настроение, она рада и счастлива новой, красивой игрушке, о которой давно мечтала.)

- Молодцы! Вы всё правильно поняли.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с понятием «настроение», и теперь вы знаете, какое может быть настроение, от чего оно зависит, на что надо обращать своё внимание, чтобы определить, какое у человека настроение.