Открытый урок по теме "Семь чудес радуги" (5-й класс)

Разделы: Музыка, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель: Расширение и углубление ассоциативного поля школьников.

Задачи:

  • Помочь учащимся почувствовать эстетическую значимость красоты природы в художественных образах (в музыке, живописи, поэзии);
  • показать влияние на настроение человека звука, тембра, краски и слова;
  • усвоение понятий “красочность”, “контраст”, “колорит”, “вариации тембра, цветовая гамма”.

Материал: Э.Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”, М.Глинка “Среди равнины ровныя”, А.Мерзляков, И.Стравинский фрагмент из балета “Весна священная” С.Прокофьев, “Первый ландыш”, С.Маршак “Деревянная лошадка” Б.Дворионас.

Методы: Наблюдение, сравнение, образное сопоставление, самостоятельный поиск, творческая импровизация.

Ход урока

Звучат произведения Э. Захарова “Вечерние сумерки” .

Вопросы:

  1. Что такое колорит? (Определённое сочетание цветов, одно из важнейших средств эмоциональной выразительности. Колорит может быть тёплым, холодным, спокойным, напряжённым.)
  2. Как вы его представляете в прослушанных сочинениях? (Холодный, мрачный.)
  3. Какие из знакомых инструментов наиболее соответствуют колориту, звуковой окраске, тембру пьесы “Деревянная лошадка” Б.Дварионас? (Ксилофон – “скудучай”, создаюшая мерцающую звучность.)

Задание:
Исполнить в ансамбле с учителем “Деревянная лошадка” Б.Дварионаса, извлекая одинаковые звучности (с помощью щелчка, притопы ногой, один удар на 2 такта).

Учитель предлагает ребятам представить себе, что они оказываются в волшебной комнате, которая обладает способностью расцвечиваться разными цветами в зависимости от настроения человека, и ответить на вопрос: какой цвет соответствует печали, радости, тревоге, ликованию.

Задание:
Подумать, в чём сходство и разница между понятиями “тяжёлое дыхание”, “тяжёлый ритм”, “тяжёлый характер”,”яркий человек”, “радостный взгляд”, “сумрачный человек”, “мрачный лес”. Найти соответствующее цветовое и интонационное решение.

Далее рекомендуется поставить следующие вопросы:

  1. Какое чувство, настроение вызывает у вас лес?
  2. Приходилось ли вам бывать в тёмном лесу?
  3. Чем отличается тёмный лес от дремучего?
  4. Какие краски вы бы использовали для написания картины сказочного леса, если бы были художниками?

После краткого уточнения выбранной детьми цветовой гаммы показать учащимся репродукцию Ф.Васильевой “Рассвет”, в которой отражены тончайшие нюансы и в состоянии природы, и в эмоциональном восприятии её человеком, поэтическая взволнованность приобщения к великому таинству раннего утра, встающего над лугами, перелесками и волшебно преобразующего самую обычную природу средней полосы России.

Обратить внимание ребят на метод контраста, которым пользовался художник при написании пейзажа, на сочные серебристо-золотые с лёгким золотистым флером тона в нижней части полотна, на земле, и полупрозрачные розоватые с многочисленными оттенками в небе.

Противопоставлены так же как бы замыкающие композицию группы деревьев ( вместе с неподвижностью воды и воздуха они вносят состояние покоя, уравновешенности) и разомкнутая “открытая” панорама неба, пробивающая лучи утреннего солнца рождают некоторую смятенность движения. Столкновение статики и динамики усиливает ощущение пространства, перспективы, глубины леса, придаёт пейзажу большую выразительность. Дополнить анализ этой картины помогают пластинки с записью пения птиц, пьеса О.Лиссиана “Чёрный дрозд”, музыкальное произведение “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э.Грига, а также стихотворение А.Майкова из цикла “На воле” и А.Фета “Первый ландыш”

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Внешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

(А.Майков из цикла “На воле”)

О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нём нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны.

(А.Фет “Первый ландыш”)

Задание:
Определить, в чём эмоциональное сходство, родство этих произведений. Найти слова, которые могли бы передать трепетность перехода от свежести раннего утра к солнечному, радостному дню. Процесс поиска выразительных эпитетов при описании природы помогает развитию у детей способности эстетического сопереживания. Показан пейзаж И.Левитана “Золотая осень”. Демонстрация картины сопровождается чтением фрагментов “Жёлтая страница” С.Маршака. учащиеся должны ответить на вопрос” контрастирует ли пейзаж И.Левитана “Страницам из книги” С.Маршака. Они разные по содержанию, настроению? Картина поражает и захватывает открытой эмоциональностью, оригинальным цветовым решением. Торжественное, радостное, по- осеннему спокойное чувство разлить в ней: природа застыла, “зазвенела” утренними заморозками, на фоне синего неба ярко выделяется золото деревьев. Учитель проводит беседу о контрасте синего и жёлтого тона.

Другая картина Шишкина “Среди долины ровныя” раскрывает удивительную красоту бескрайних русских далей. Пейзаж передаёт настроение художника и вместе с тем воспроизводит само состояние природы. Название полотна взято из стихотворения А.Мерзлякова, ставшего впоследствии народной песней.

Безграничный простор, блеснувшая вдалеке гладь реки, одиноко возвышающийся могучий дуб- всё это признаки, образы эпической силы и мощи природы, спокойной и величественной. Уместно в этой связи познакомить школьников с песней “Среди долины ровныя” и обсудить её композицию, построенные контрастные по характеру части, перекликающиеся по содержанию с картиной И.Шишкина. Целесообразно сообщить о том, что великий русский композитор М.Глинка написал фортепианные вариации.

После прослушивания прадложить учащимся обдумать построение цикла, характер вариаций: проследить, как изменяется тема, её ритм, темп, регистр, сопровождение к ней в каждой из вариаций. На приведённом материале можно построить беседу с учащимися в плане сопоставления различных художественных решений одной и той же темы.

Возможные вопросы:

  1. Чем интересовала данная тема художников различных видов искусства?
  2. Какими выразительными средствами передано состояние природы и настроение человека в музыке, изобразительном искусстве и поэзии?

В конце урока можно предложить ребятам подумать дома о художественных сочинениях, раскрывающих состояние природы средствами различных форм образного отражения действительности. Это могут быть, например, произведения К.Паустовского, И.Левитана “Золотая осень”, Т.Шевченко, Н.Римского- Корсакова.

Используемый материал:

Терентьева А. “Программа музыкально-эстетического воспитания”.