Комбинированный урок чтения и письма в период обучения грамоте

Разделы: Начальная школа


Тема:  Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. Написание строчной буквы ф. Чтение и письмо с изученной буквой.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новыми звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф; научить писать строчную букву ф; формировать навыки чтения  умение ставить логическое ударение, следить за культурой речи учащихся, учить работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся.
  • Продолжить работу по составлению парных звонких и глухих согласных звуков, развивать орфографическую зоркость при чтении текстов.
  • Воспитывать у детей чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране.

Оборудование:  Кассы букв, слоговые таблицы, таблицы со словами, модели- схемы звуков, раздаточные листы.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Урок наш будет необычным. Мы отправимся в путешествие. Вот карта нашего пути.

Учитель на доске открывает карту.

- Во время нашего путешествия мы будем делать небольшие остановки, и выполнять различные задания.

- Итак, наше путешествие начинается!

II. Повторение пройденного

- А вот на каком виде транспорта мы отправимся в путь, нам предстоит узнать. Для этого прочитаем отрывок из произведения А.С.Пушкина на стр. 194. («Русская Азбука» В.Г.Горецкий)

а) Чтение отрывка хорошо читающим учеником.

- Так на чём мы отправимся в путешествие? (На корабле)

б) Вторичное восприятие текста.

- Из какой сказки А.С.Пушкина взят отрывок? («Сказка о царе Салтане…»)

- Наше путешествие мы совершим на корабле.

- А как называется наш корабль, мы узнаем, прочитав рассказ на листочках. («Каравелла». Приложение 1)

а) Образец чтения хорошо читающим учеником.

б) Работа по содержанию.

- Прочитайте первый абзац и подумайте, какая погода стояла на море?

- С кем автор сравнивает ветер? Почему?

в) Выборочное чтение.

- Прочитайте рассказ про себя и найдите отрывок, в котором автор описывает море.

Чтение отрывка.

- С кем автор сравнивает море? (Когда на море сильный ветер, он поднимает высокие волны с белой пеной, которая похожа на кудрявые гривы лошадей. Кто был на море, тот наверняка видел такие волны.)

- А как же называется корабль, на котором мы будем совершать морское путешествие?

- Итак, мы отправляемся в морское плавание на каравелле.

- Рассмотрите изображение каравеллы.

На доске вывешивается рисунок с изображением Каравеллы. (Приложение 2)

- Может кто-то догадался, какой корабль называют каравеллой? (Каравелла – морское парусное судно с одной палубой и высокими бортами. Имеет 3-4 мачты.)

На доске появляется надпись "каравелла".

- Для того чтобы отправиться в путь, нам нужен капитан корабля. Но чтобы с ним познакомиться, необходимо выполнить следующие задания:

1. Загадка

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Буквы)

2. Повторение пройденного о буквах

- Посмотрите  на ленту букв. Как много букв русского алфавита мы уже знаем! Обратите внимание на цвет нашей ленты и ответьте на вопросы:

- На какие 2 группы мы можем разделить эти буквы? (Гласные и согласные)

- Какие буквы называются согласными? А гласными?

- Назовите гласные буквы.

- Что вы можете о них рассказать? (Гласные буквы обозначают звуки, которые произносятся без преград, с голосом. Гласные верхнего ряда указывают на твёрдость согласного звука, гласные нижнего ряда – на мягкость.)

- Чтобы открыть портрет нашего капитана, назовите гласные, которые могут обозначать 2 звука. (я, ё, ю, е).

- Когда они обозначают два звука?

- А когда они обозначают один звук?

Учитель открывает портрет. (Приложение 3)

- Итак, нашим капитаном будет мальчик. Его имя тоже содержит 4 буквы. А как его зовут, вы узнаете, прослушав небольшой рассказ, который напечатан на ваших листочках.

Рассказ «Адмирал Федя». (См. Приложение 1)

а) Образец чтения учителем.

- Как зовут нашего капитана?

б) Прослушайте ещё раз рассказ и скажите, что вёл Федя на верёвочке? (Катер, линкор, лодку, флот)

-Что такое флот?

(Флот - из французского;  буквально – «то, что плавает». Совокупность всех военных или торговых судов государства или судов какого-либо водного бассейна. Военно-морской флот. Торговый флот. Балтийский флот.)

III. Новый материал

- Наш корабль заходит в первый порт «Новознайкино».

- Как вы думаете, почему он так называется?

- Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают; научимся писать строчную букву; будем писать слова, предложения и читать тексты; узнаем много нового и интересного про нашу Родину. Так что будьте внимательны и активны!

1. Знакомство с новыми звуками

- С какого звука начинается слово флот?

- Произнесите его.

- Что вы можете о нём сказать? (Согласный, твёрдый, глухой)

- Назовите «цепочкой» каждый последующий звук.

- Выложите звуковую модель слова. (Один ученик выкладывает звуковую схему слова у доски, остальные работают на местах.)

Проверка:

- С какого звука начинается слово Федя?

- Произнесите его.

- Что вы можете рассказать об этом звуке? (Далее работа ведётся аналогично предыдущей.)

-С какими звуками мы познакомились? (Согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким.)

2. Игра «Где звук?». Физминутка

- Когда услышите новые звуки [ф], [ф’], будете вставать, если таких звуков нет – сидите.

Слушайте внимательно, т.к. надо будет объяснить, где в слове находятся данные звуки (в начале, в середине, в конце слова) и объяснить какой он, твёрдый или мягкий.

фартук

винт

волны

жираф

фокусник

ширма

конфета

туфли

фикус

фонтан

ковры

голова

3. Знакомство с буквами Ф, ф

- Два звука [ф], [ф’] обозначает буква Ф. (Показ букв)

- Почему здесь напечатаны 2 буквы? (Заглавная и маленькая)

Работа с кассой букв

Найдите буквы Ф, ф.

- На что похожа буква?

- Послушайте, что пишет А.Шибаев:

Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.

- Выложите слова: флот, Федя. (Один ученик - у доски, другие – на партах.)

- Почему в слове Федя вы использовали заглавную букву?

- Когда ещё необходимо писать заглавные буквы?

Закрепление

- Ребята, так как же зовут нашего капитана? (На доске открывается имя капитана.)

- С какой буквы начинается его имя?

- Какие звуки она обозначает?

4. Закрепление оптического восприятия буквы

- Прочитайте ещё раз текст «Адмирал Федя» и подчеркните слова с буквой Ф.

5. Письмо строчной буквы ф

- Второй порт, который мы посетим – порт «Написалкино».

- Как вы думаете, чем мы буде здесь заниматься?

Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья мои, не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

а) Работа в прописях. Письмо строчной буквы ф.

  • Показ строчной буквы ф.
  • Из каких элементов состоит буква? (Прямой наклонной линии и двух овалов.)
  • Объяснение написания буквы учителем.
  • Письмо буквы « в воздухе».
  • Письмо в прописях.

б) Чтение слогов с доски (таблицы)

(Приложение 4)

в) Работа в прописях. Письмо слогов с буквой ф.

Мы приплыли в порт «Игралкино».

Загадка

Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)

Игра  «Глаз – "фотограф"»

Оборудование: наборное полотно и карточки букв (ь  т  ф  р  о ).

Описание игры. На наборном полотне устанавливаются буквы. Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому ученику предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

Кто запомнит больше слов с буквой Ф

Фотограф Федя фотографировал филина, фокусника, факира, фазана, фиалку, футболиста, фрегат, фрукты…фокстерьера! Фу!

6. Знакомство с парными по звонкости-глухости согласными буквами В – Ф

- Мы подплываем к порту «Соединялкино».

а) Возьмите карточки с буквами.

- Какие буквы изображены? (Согласные)

- Что вы можете рассказать о согласных буквах? (Обозначают звуки, которые произносятся с преградами; могут быть твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.)

- Произнесите звук [ф]. Какой он? Почему? Как работает речевой аппарат?

- Подумайте, есть ли ещё согласный звук, при произнесении которого речевой аппарат работает так же? (Звук [в])

- Послушайте, как я произнесу  звуки [ф], [в].

- Чем отличаются эти звуки? ([ф] произносится без голоса – глухой, [в] произносится с голосом – звонкий.)

- Так что вы можете сказать о звуках [в] и [ф] ? (Парные по звонкости – глухости.)

б) Чтение слоговой таблицы на стр.196.

в) Вспомните, какие ещё парные согласные вы знаете и соедините их.

Работа на листочках. (Приложение 5)

7. Работа с «Русской Азбукой» (стр. 195)

- Чтение слов из учебника («цепочкой).

- Чтение слов с доски:

шарф
кофта
форма

8. Работа в прописях

Письмо слов с буквой ф.

Физминутка

Мы читали и писали
И немножечко устали
Физкультминутку проведём
И все вместе отдохнём.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите,
Шаг на месте – раз, два, три,
Плечи шире разверни.
Проведём одну игру:
Все присядем, скажем «У»,
Быстро встанем, скажем «А».
Нам пора уж за дела.

IV. Закрепление пройденного

- Последний порт, который мы сегодня посетим – порт «Закреплялкино».

- Беседа по иллюстрации на стр. 194-195.

- Что изображено?

- Какой это транспорт?

- Кто помнит, при правлении какого царя в России началось кораблестроение?

Воронеж – колыбель российского флота. Пётр I – первый русский флотоводец.

Великий русский поэт А.С.Пушкин, чьё имя знают не только в каждом уголке русской земли, но и во всём мире, написал такие строки о создании русского флота и о завоевании земель, выходящих к Финскому заливу и Балтийскому флоту.

а) Образец чтения учителем (стр.195).

б) Чтение хорошо читающим ребёнком.

в) Чтение слов, встречающихся в стихотворении:

прорубить
простор
суждено

г) Чтение текста про себя и разбор содержания:

- Как понимаете слово «суждено»?

- Как вы понимаете выражение «Прорубить окно в Европу»?

До правления Петра I в России не было своего флота и не было выхода в море. Именно при царствовании Петра I, в результате Северной войны, были завоёваны земли, которые открыли нам выход в Балтийское море. Это и было названо «окном в Европу», т.к. теперь и российские корабли могли вести торговлю с другими странами по водному пути.

- А как вы понимаете выражение «все флаги в гости будут к нам»?

Мы с вами уже говорили о том, что каждое государство имеет свой государственный флаг. Государственный флаг, как и герб, является символом государства. Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями, венчают дипломатические представительства, автомобили послов.

- Обратите внимание на лодку с солдатами.

На корме лодки мы видим белый флаг с голубым крестом. Это Андреевский флаг – кормовой флаг русского флота. Белый с диагонально голубым крестом. Учреждён Петром I  306 лет назад.

Бело-сине-красный флаг появился в России тоже как морской флаг. В январе 1705 года Пётр I издал указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим торговым судам. А в 1724 году это решение было подтверждено морским уставом: «Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трёх колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течении полутора веков верой и правдой служил торговле России.

На доске появляются слова: Пётр I, Андреевский флаг.

в) Чтение отрывка про себя.

г) Выразительное чтение отрывка вслух.

10. Чтение и запись предложений

- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Пётр I – первый русский флотоводец. На каждом корабле есть свой флаг.

- Как вы понимаете слово флотоводец?

V. Итог урока

- Мы проделали длинный путь. И пока мы плыли от одного порта к другому, то проплывали многие страны и города.

- Давайте прочитаем названия некоторых из них. (Чтение текста. См. Приложение 1)

- Почему слова Феодосия, Флоренция, Франция напечатаны с заглавной буквы?

- Как называется эта буква?

- Что вы о ней знаете?

- Что ещё нового и интересного узнали на уроке?

В память о нашем уроке, я раздам рисунки с изображением каравеллы. Вы можете заштриховать или разукрасить её.

Домашнее задание

Стр. 194-196 читать.