Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 3-й этап — "Бал в Дворянском собрании"

Разделы: История и обществознание, Литература


3 этап “Бал в Дворянском собрании”

1. Класс выступает в полном составе (по желанию – в костюмах или без них; массовость приветствуется и даёт баллы). За каждый костюм команда получает от 1 до 5 баллов.

2. Команда-класс выбирает капитана, готовит своё выступление (каждая команда получает своё задание).

3. Все участники вечера имеют право участвовать в конкурсе исторического костюма, в общих танцах и развлечениях во время бала.

4. Бал открывается полонезом, в котором участвует максимальное количество пар. 5 минут.

Классы входят поочерёдно под ритмичную часть полонеза П.И. Чайковского из оперы “Евгений Онегин” (3 раза) в следующем порядке: 7 Д, 7 В, 7 Г, проходят полный круг мимо хозяев бала (стоят у сцены лицом в зал) и на втором круге занимают свои места в зале. Кавалеры провожают своих дам на места.

5. Ведущий открывает бал вступлением о бальной традиции в России. Рассказ сопровождается видеорядом. (См. Приложение 1). 5 минут.

6. Музыкальная вставка: исполнение романса.

7. Классы готовят выступление на 5 минут: За каждое выступление команда (класс) получает до 10 баллов. 10 минут.

Звучит вальс

7 “В” класс – как готовились к балу (как присылали приглашение на бал, как готовили костюмы, как учились танцевать).

Звучит вальс

7 “Г” класс – как проходил бал (как хозяева и распорядители встречали гостей, как начинался сам бал, как проходила церемония, какие игры, развлечения, танцы проходили и в каком порядке).

Звучит вальс

8. Команды поочерёдно представляют подготовленное задание, после каждого выступления проходит игра с командами. Команда, подготовившая выступление, получает от 1 до 10 баллов.

Задание 1. Рассказать о “языке цветов” (7 “Д”). Не более 5 минут + 5 минут на подготовку участникам + 5 минут на показ своих сценок=15 минут.

Каждая команда выделяет по 3 участника для составления букета. 7 Д рассказывает о языке цветов и о бальной традиции.

Представители команд получают набор из 10 цветов. Их задача за 5 минут подготовить “говорящий букет” и преподнести его. Это может быть небольшая сценка и комментарий к ней.

За каждый букет и артистизм выполнения задания команда может получить от 1 до 5 баллов.

Нужны живые цветы для составления букетов.

Звучит вальс

Задание 2. Рассказать о “языке” бальных вееров в европейской бальной традиции (7 “Г”). (См. Приложение 2). Не более 5 минут + 5 минут на подготовку участникам + 5 минут на показ своих сценок=15 минут.

Каждая команда выделяет по 3 участника для обыгрывания сценки с веером. Задание для команд: произнести с помощью веера фразу “вы мне нравитесь”, “вы мне неприятны”, “вы меня заинтересовали”, “где и когда можно вас увидеть?”. На подготовку даётся 5 минут.

Показ сценки и комментарий к ней. За каждую сценку с веером команда может получить от 1 до 5 баллов.
Звучит вальс

Задание 3. Рассказать о предметах бального обихода: лорнет, бальные туфли, перчатки, букетница, табакерка, шпага, шпоры (7 “В” ). Не более 5 минут + 5 минут на подготовку участникам + 5 минут на показ своих сценок=15 минут.

Рассказ сопровождается показом этих предметов на экране.
Задание для команд: обыграть использование одного из бальных предметов (перчатки, бальные туфли, табакерка): как правильно использовать предмет и как его использовать считалось неприличным. На подготовку даётся 5 минут. За исполнение сценки команда получает от 1 до 5 баллов.
Звучит полонез М.Глинки.

9. Бальные костюмы: дефиле по залу в костюмах XIX века.
Команда получает баллы по количеству участников – за каждый костюм от 1 до 5 баллов. После дефиле по залу каждый участник получает жетон номиналом от 1 до 5 баллов. Все жетоны собираются в классе в конверт, и конверт передаётся жюри. Жюри подсчитывает баллы за данный конкурс в листе оценки.

Звучит вальс Г. Свиридова.

10. Конкурс танца, в котором участвуют все желающие: “модный танец вальс”.

Команда получает баллы по количеству участников – от 1 до 5 баллов за каждую пару. Танцуют под вальс Г. Свиридова, “венский вальс” танцуют отдельно.
За танец каждый участник получает жетон номиналом от 1 до 5 баллов. Все жетоны собираются в классе в конверт, и конверт передаётся жюри. Жюри подсчитывает баллы за данный конкурс в листе оценки.

11. “Стихи в альбом” (7 “Д”). Не более 5 минут + 5 минут на подготовку участникам + 5 минут чтение своих сочинений = 15 минут.

Ведущий бала и группа детей 7 “Д” рассказывают о традиции альбомных стихов. В течение 5 минут команды сочиняют альбомное стихотворение (в альбом барышне от молодого человека на тему “Впечатления от вчерашнего бала”, “В предвкушении завтрашнего бала” и “Приглашение на бал”) и записывают его на специально подготовленный для этого странице из альбома. Каждая команда читает своё альбомное стихотворение. За каждое стихотворение команда получает от 1 до 5 баллов.
Подготовить 3 альбомные страницы.

12. Музыкальная вставка. Звучит романс.

Звучит вальс

13. Подведение итогов. 10-12 минут

Подсчёт баллов (с помощью листов оценки и подсчёта жетонов). (См. Приложение 3)

Выбираются 5 лучших игроков в каждой команде (пока жюри считает баллы).

Поздравление команд (команда-победительница получает диплом). (См. Приложение 4)
Лучшие игроки получают право выбрать себе сувениры, которые приготовлены заранее на столе для подарков.

Затем вручаются подарки всем участникам бала.

Магниты, значки, ручки с Бородинского поля

Заключительное слово под полонез П.И. Чайковского из оперы “Евгений Онегин”
За месяц до бала каждый класс получил такое приглашение.

Дамы и господа!

Приглашаем вас на бал в Дворянском собрании, который пройдёт 25 апреля (суббота) в 10:00.

  • На балу дамы и господа должны быть в соответствующих бальных нарядах (дамы в платьях, бальных туфлях, обязательны перчатки, возможно использование веера и т.д.; кавалеры – в костюмах и бальной обуви).
  • Для справок смотрите “Энциклопедию моды” или воспользуйтесь материалом сайтов Интернета, посвящённых истории, культуре и моде первой трети XIX века).
  • Команда-класс выбирает капитана, готовит своё выступление (каждая команда получает своё задание).
  • Все участники вечера имеют право участвовать в конкурсе исторического костюма, в общих танцах и развлечениях во время бала. За участие в каждом конкурсе, в том числе в конкурсе костюма и в конкурсе танца (медленный вальс), команда получает баллы. Команда получает баллы по количеству участников – от 1 до 5 баллов за каждую пару (в конкурсе танца) или за каждый костюм (в конкурсе исторического костюма).
  • На балу приняты определённые игры и развлечения со строгим соблюдением правил. Поэтому подготовьтесь к балу: узнайте, что такое язык цветов и язык вееров, как было принято приглашать даму на танец, как проходил бал и кто в нём участвовал.
  • На балу обычно много танцевали, разговаривая во время танца. Кроме того, на балу или на вечере в салоне пели, музицировали, писали стихи в альбом. Поэтому желающие исполнить романс или музыкальный фрагмент обращаются к своему куратору с заявкой.

За неделю до праздника каждому участнику (ученику и его родителям) было вручено приглашение. (См. Приложение 5).