Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»

Разделы: История и обществознание

Класс: 10

Ключевые слова: цивилизация


Учитель обществознания: «Сейчас мы с вами изучаем раздел «Общество», рассматриваем общество всесторонне, в том числе и его развитие. А что главное в развитии общества?

Русский ученый Н. Данилевский считал, что главное в развитии общества это отличие культурно-исторических типов. То, что Данилевский называл культурно-историческими типами, английский историк А. Тойнби назвал «цивилизацией». Это тема сегодняшнего занятия.

По истории вы изучили древневосточные цивилизации. И сегодня на уроке:

  1. Вы закрепите полученные знания;
  2. Сформулируете понятие «цивилизация»;
  3. Узнаете основные признаки и этапы цивилизации.

План урока:

  1. Понятие, признаки и развитие цивилизации.
  2. Цивилизации Древнего мира.

Что же такое цивилизация? Какое общество можно назвать цивилизованным, а какое нет? Что является главной отличительной чертой цивилизации?

Давайте попробуем выделить одну черту при помощи кадра из художественного фильма «Гладиатор» (кадр из фильма «Гладиатор», момент начала сражения римской армии и варваров).

Далее следует анализ увиденного учащимися, которые приходят  к выводу: цивилизация – это историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства.

Учитель: «Назовите отличия жизни римлян и варварских племен».

В ходе ответов учащихся акцентируется внимание на «материальной культуре»: то, что дает удобство, комфорт и делается второй вывод: цивилизация – это синоним термина «материальная культура».

Учитель: «А как бы вы объяснили такие понятия: «мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни», «цивилизованность»?»

Учащиеся в ходе ответов приходят к третьему выводу, что цивилизация – это характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство.

Учитель: «Но эти определения не являются достаточными. На основании каких критериев определить цивилизацию? Если мы сравниваем Древний Рим и племя варваров это не сложно. А на что опираться, говоря, например, о современных цивилизациях? За помощью обратимся к трудам Фукидида. Еще в период античности он выделил четыре признака цивилизации:

  1. Государственность;
  2. Культура;
  3. Благосостояние населения;
  4. Защищенность прав».

Затем учащимся предлагается доказать, например, что Россия – это цивилизованное государство, опираясь на данные признаки.

Учитель: «Цивилизации как люди, переживают все возрасты. По словам О. Шпенглера: «У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость». (Шпенглер О. – Закат Европы. Т1 М-Л, 1913, с. 119) или четыре этапа развития цивилизации:

  • зарождение цивилизации (бессознательный этап);
  • развитие цивилизации (государственное становление);
  • расцвет (пик развития);- упадок».

Учащимся предлагается изобразить развитие цивилизации схематично.

Учитель: «Итак, мы рассмотрели первый вопрос – что такое цивилизация, признаки и этапы развития цивилизации. Существует несколько различных классификаций цивилизации. Много разногласий по вопросу о типологии. Одни ученые в основу различий кладут культуру, историческое развитие, другие – время возникновения и гибели, третьи – уровень развития производительных сил, характер социально-политической жизни. На уроках истории вы изучаете цивилизации в хронологическом порядке. И уже узнали много о цивилизациях Древнего Востока».

Учитель истории: «Мы с вами изучили раздел «Цивилизации Древнего Востока». И сегодня закрепим знания в форме соревнования. Для этого сформируем команды (например по рядам, желательно приблизительно равное количество учащихся в команде). Затем выбираем капитанов.Соревнование будет включать в себя три этапа (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п

Этапы

1 команда

2 команда

3 команда

Итог

1

Терминология

 

 

 

28-30б – отлично

16-27б – хорошо

5-15б - удовлетворительно

2

Проблемные вопросы

 

 

 

3

Современные цивилизации

 

 

 

Итог

10б

макс

.......

макс

......

15б

макс

.......

 

Итак, 1 этап – работа с терминами: каждая команда получает то количество терминов – какое количество учащихся в команде. Один термин объясняет один ученик, если он затрудняется ответить, право ответа переходит к другой команде. 1 балл за каждый правильный ответ. В сумме каждая команда может набрать по 10 баллов».

Вопросы:

Что такое:

  1. Ирригация;
  2. Привилегия;
  3. Речные цивилизации;
  4. Приморские цивилизации;
  5. Деспотия;
  6. Административная система;
  7. Сын неба;
  8. Иерархия;
  9. Государство;
  10. Чиновники;
  11. Купцы;
  12. Свободные крестьяне – общинники;
  13. Община;
  14. Традиционность;
  15. Рабство домашнее;
  16. Рабство военно-пленное;
  17. Рабство долговое;
  18. Обычное право;
  19. Маат;
  20. Закон;
  21. Номы;
  22. Паришат;
  23. Органы первобытной демократии;
  24. Брахманы;
  25. Кшатрии;
  26. Вайшьи;
  27. Шудры;
  28. Миф;
  29. Магия;
  30. Тотемизм.

Учитель: «Второй этап соревнования. Прошу подойти капитанов команд и выбрать карточку с вопросом. На обсуждение и подготовку ответа дается 7 минут. Оценка ответов по пятибалльной системе».

Карточка № 1.

Раскройте значение ирригационной системы для древневосточных цивилизаций.

План ответа:

а) раскрыть понятие;

б) показать взаимосвязь существовавших цивилизаций древности и природных условий;

в) сделать выводы о значении ирригационной системы.

Карточка № 2.

Раскройте значение иерархичной социальной системы.

План ответа:

а) раскрыть понятие;

б) раскрыть роль общины;

в) сделать вывод.

Карточка № 3.

Раскройте значение формирования права.

План ответа:

а) раскрыть понятие;

б) охарактеризовать древние законы;

в) сделать вывод.

Учитель обществознания: «Сейчас вы повторили темы, пройденные по истории. В дальнейшем вы продолжите изучение цивилизаций. А по обществознанию мы завершаем разговор по теме вопросом о современных цивилизациях. Это третье задание сегодняшнего соревнования. Оно является опережающим. Вы еще не знакомились с этой темой, однако на основе уже полученных знаний можете справиться с заданием.

В современном мире выделяют 5 цивилизаций: три по религиозному признаку, две по географическому признаку. Сейчас вам будут даны листочки и вы, начиная с первой парты и работая в паре, пишите на бумаге названия этих цивилизаций, которые с вашей точки зрения существуют в современном мире. Каждой паре дается три минуты, затем лист передается дальше. После этого капитан корректирует ответ. В случае если будет указано не пять, а больше цивилизаций, он должен будет зачеркнуть лишнее, с его точки зрения. За каждое правильно указанное название – 3 балла. В сумме можно набрать 15 баллов».

После выполнения задания учащимися педагог открывает названия цивилизаций: православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная, западная. Выставляются баллы.

Пока один педагог подсчитывает итоговые баллы, другой предлагает учащимся высказать свою точку зрения по занятию. Для облегчения ответов и ускорения процесса можно раздать карточки с набором вопросов. Например:

  1. Понравился ли вам комбинированный урок?
  2. Что положительного можете отметить?
  3. Что отрицательного можете отметить?
  4. Что нового узнали на уроке?
  5. Способствовал ли урок углублению знаний? Закреплению знаний? Осознанию знаний? и т. д.

Затем следует анализ урока педагогом, подведение итогов, баллов, выставление оценок.

Домашнее задание: найти и выписать в рабочую тетрадь 7 определений понятия «цивилизация», используя учебники по истории, обществознанию, толковые словари. Выделить в определениях общее и отличительное. На основе общего сформулировать одно понятие «цивилизации».

Повышенный уровень задания (по выбору): проанализировать и выразить свою точку зрения: почему в определениях есть отличительные черты, почему не существует единого определения «цивилизации»?