Использование орнаментов в коррекционной работе с дезадаптированными подростками

Разделы: Школьная психологическая служба


В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Известно, что среди неуспевающих школьников начальных классов почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Эти школьники испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Практика показывает, что большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, воспитанник, родителями – как "трудный" ребенок, а социологами – как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит к категории "гиперактивных".

У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%), нарушения сна (46,3%), аппетита (35,9%), тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д.

В школьном обучении такие дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушения чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения. Именно такие дети в подростковом возрасте часто оказываются в классах компенсирующего обучения вечерних школ.

Для подростков группы риска была разработана программа “Орнамент, которая является синтезом различных направлений артерапии. Программа прошла апробацию на базе вечерней школы № 92 Санкт-Петербурга.

Цель программы не только развивать мелкую моторику руки, внимание, память, зрительно-моторную координацию ребенка, но и знакомить его с культурными традициями своего народов населяющих нашу страну , познавать символику орнамента, Орнамент – это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, “он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них – цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика – в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...” [1]. Термин орнамент связан с термином декор, который “никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней” [2]. Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

В русском народном декоративно-прикладном искусстве – вышивке, резьбе по дереву, ткачестве и т.д. – получил широкое распространение геометрический орнамент. Разнообразие оформления изделий заключается в многочисленных комбинациях одних и тех же геометрических фигур: круга, квадрата, ромба, треугольника. Эти фигуры могут быть разного цвета и размера. В русском искусстве использовались разнообразные яркие цвета: красный, зеленый, желтый, синий и их оттенки. Благодаря этим цветам создавались оригинальные, самобытные украшения окружающих человека вещей. На Руси украшали жилище, предметы быта, одежду. В избах украшались фасады, окно с наличниками, расписывались стены. В домашней утвари стремились украсить практически все изделия: ложки, чаши, туеса, кузовки, корзинки для сбора ягод, грибов и т.д. Яркими узорами расшивали и одежду: пояса у мужчин, вороты у косовороток и женских рубах, подол и вырез у сарафанов, рукава у женских сорочек. По украшенным изделиям судили о мастере, о его характере, чем ярче краски, тем веселее и уживчивее мастер.

На первом этапе мы учим детей рисованию форм. Данное направление пришло к нам из вальдорфской педагогики. Художественное средство рисования форм – это линия, линия, как след движения. Строитель соборного купола во Флоренции Филиппо Брунолеши ( 1377–1446) возвышенно говорил о линии : “Линии и фигуры знак жестов бога, учись их понимать и ты постигнишь как Бог сотворил мир”. По мнению неплатонического философа Проклоса (410–485 от р.Х.) из Афин “рисование форм – это идея скрытая в душе, оно будит дух, очищает разум и несет формообразование. Оно поднимает низость и невежество, которые присущи нам с рождения и освобождает нас от безрассудства. Оно пробуждает душу ото сна и направляет ее к духу. Только это делает нас истинно людьми, позволяет нам наблюдать дух и ведет нас к богам.” (Р.Штайнер).

Желательно, чтобы занятия по рисованию форм велись параллельно с преподаванием курса эвритмии.

Занятия являются периодичными. Постепенное продвижение вперед сопровождается постоянным повторением основных элементов и упражнений, соответствующих степени обучения. Рисование с детьми и пациентами всегда сопровождается педагогическими и терапевтическими вопросами.

Любую линию сначала проводим в воздухе. Нужно задавать себе вопросы Где начинается движение и где оно заканчивается? Мы можем чувствовать как движение несет нас, поддерживает. Постепенные упражнения дадут большую уверенность . Каждая возникшая линия в своем облике несет отражение своего становления.Затем мы позволяем движению каснуться листа и из движения рождается форма. Линии должны касаться бумаги, как падающий лепесток цветка вишни весеннего снега (Лю Бу Ве).

Затем к прямым добавляется новый элемент – кривая. В кривых движение интенсивнее, концентрированнее. Новалис в своих “Математических фрагментах” дает пояснения к прямым и кривым линиям “каждая линия – это ось мира, “прямая линия – это закон, кривая линия – победа над правилами”.

Хорошо прочувствованная форма еще долго может получаться не очень красиво. В дальнейших упражнениях стремимся к равновесию, гармонии формы. Важный элемент искусства линии заключен в действии музыкального: движущая линия – видимая мелодия.

Следующий этап рисования округлые линии. Пытаемся рисовать окружность слева и справа и при этом почувствовать различие в качестве. Так рождается волны. От простой волны переходим к сплетению лент , так рождается орнамент.

Форма упорядочивает и успокаивает , одновременно она дает импульс. С точки зрения вальдорфской педагогики в душевно-физической организации человека находятся два полюса: голова и конечности – один полюс относительного покоя, другой текущего движения. Одному подчиняется мышление , другому – воля. Сила Я – может выровнять, создать гармонию между двумя силами мира. Именно к этой силе к человеческой середине обращается рисование форм.

Второй этап посвящен непосредственно рисованию орнаментов по образцу, Выполняя задания ребенок узнает, из каких элементов может состоять орнамент, как рисуются ленточные и сеточные орнаменты, как делаются орнаменты в “колесе”, учится рисовать оптические узоры в круге, составлять комбинации узоров и ритмические композиции. Ритм широко проявляется в жизни и искусстве. Многие явления природы – смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. – происходят ритмически. Ритм присущ также трудовым процессам (косьбе, работе топором, молотом и т.д.), играм, танцам. Ярко выражен ритм в архитектуре, поэзии, музыке, пении – во всех видах искусства.Ритм в орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех орнаментальных мотивов между собой и с украшением в целом. Ритмическая пропорциональность всех частей орнамента – одно из основных условий, обеспечивающих единство орнаментальной композиции. При этом пропорциональность частей орнамента не обязательно должна соответствовать соотношениям предметов в действительности. При определенных сочетаниях орнаментальных раппортов или мотивов может образовываться симметрия.Симметрия – частное явление ритма, одна из наиболее ясно выступающих закономерностей в орнаменте. Различают симметрию зеркальную и свободную. В орнаменте, построенном на основе зеркальной симметрии, в середине изображения может быть проведена прямая линия (ось симметрии), которая делит его на две равные части. В орнаменте, построенном на основе свободной симметрии, отдельные части могут иметь некоторое отступление от точного зеркального повторения.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, и т.п.

Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Освоив работу с орнаментами по образцу, на третьем этапе можно переходить к самостоятельной разработке орнаментов.

Работая над этой программой мы посещали Эрмитаж, Российский этнографический Музей, Государственный русский музей, где знакомились с лучшими образцами народного творчества.

Литература

  1. Ивановская В.И.Русские орнаменты. М.: 2006. С.32–37.
  2. Л.С. Лаврентьева, Ю.И. Смирнов Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор. СПб.: “Паритет”, 2005. С. 448.
  3. Лоренц Н. Ф., Орнамент всех времен и стилей, в. 1–8, СПБ, 1898–1899.
  4. Р.Штайнер “Общее учение о человеке как основа педагогики. М.: “Парсифаль”, 2005. С. 198.
  5. Bossert Н. Th., Arte ornamentale, Barcelona, 1957.