Виды предложений по цели высказывания

Разделы: Начальная школа


Цель: способствовать осознанию учащимися видов предложений по цели высказывания.

Задачи:

  • формировать понятие о видах предложений по цели высказывания и умение употреблять их в собственной речи;
  • создавать условия для развития творческой инициативы и самостоятельности;
  • воспитывать нравственные качества личности на доступном учащимся философско - этическом материале.

Ход урока

I. Организационно - психологический момент.

- Здравствуйте, дети, садитесь.

II. Мотивация.

...Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!" обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем". Один за другим пытались они открыть дверь и не добившись успеха - отходили. Но один визирь внимательно осмотрел, навалился плечом на дверь, толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться всё быстрее и раскрылась.

Тогда султан сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Пожелайте мысленно себе, своим друзьям и мне удачи.

- Приступим к работе.

Перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете сегодня работать. Положите их перед собой. Внимание на экран. В верхней строке найдите в "склеенных" словах повторяющееся слово и подчеркните его.

успехдобротасчастьемшосердиеудачасчастьерадостъмирсчастъездоровьесемъялюбовъдом

  • Какое слово подчеркнули? (счастье)
  • Какие слова ещё нашли и прочитали в этой цепочке?
  • - Как вы думаете, почему я включила их в этот список вместе со словом счастье? (потому что все они, так или иначе, относятся к слову Счастье) В словаре С.И. Ожегова слово счастье трактуется как:

1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.

2. Успех, удача, т.е. то, о чём мы только что сказали.

- Сегодня поразмышляем о том, как вы понимаете счастье, и в этом нам помогут предложения.

III. Актуализация знаний и целеполагание.

- Внимание на экран. В каком столбике записано предложение. Зачитайте. Докажи.

Самые счастливые люди те, кто заботится о счастье других, о, самые, люди, счастье, те, счастливые, кто, других, заботится.

- Давайте вспомним, что такое предложение?

Предложение - это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль и оформленных интонационно и синтаксически. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится соответствующий знак препинания.

Итог: Чтобы донести мысль до собеседника, каждое предложение произносится с определённой целью. И сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами предложений по цели высказывания.

IV. Первичное усвоение материала.

- Сейчас вы будете не просто ученики, вы станете учёными - лингвистами, работая в группе, понаблюдаете над предложениями и постараетесь ответить на ряд вопросов. Предложения для каждой группы записаны на карточке зелёного цвета. Прочитав их:

1. Выясните, с какой целью произносятся данные предложения.

2. Предположите, как может называться данный вид предложений.

3. Какой знак ставится в конце предложения данного вида.

Ответы на вопросы вы будете оформлять на листе в виде краткой схемы. Главное - работать дружно, не очень громко, чтобы не мешать окружающим. Время работы - 2 минуты.

1-ый ряд:

Счастье дороже богатства.

Счастье не в кошельке, счастье в руках.

Счастье человека в том, чтобы дарить его другим людям.

2-ой ряд:

Счастлив тот, у кого совесть спокойна?

Счастье дороже богатства?

Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?

3-ий ряд:

Будьте счастливы!

Будьте милосердны к несчастным, будьте внимательны к окружающим!

-Закончили работу, займите, пожалуйста, свои места.

-Уважаемые лингвисты, хочется обратить ваше внимание на то, что во время исследований у учёных могут возникать множество гипотез и не обязательно все они могут быть правильными. Поэтому наша задача - внимательно слушать выступающих и прийти к единому мнению.

-Итак, первая группа!

(На слайде появляются предложения, с которыми работали дети, а на доске - схема ребят)

С какой целью произносятся данные предложения?

Как называется данный вид предложении?

Какой знак препинания ставится в конце предложений данного вида?

- Есть ли вопросы к выступающему?

- Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям).

- Предложения данного вида сообщают, повествуют о чём-либо, поэтому называются повествовательные. В конце таких предложений, в зависимости от интонации, с которой произносится предложение, ставится точка (.) или восклицательный знак (!).

- Совпали ли выводы учеников 1-ой группы? В чём?

- Спасибо за работу. Выступающий второй группы - пожалуйста.

- Познакомь нас с вашими предложениями и с тем, к какому выводу пришли вы.

- Вопросы, пожалуйста. (схема)

- Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям)

- Данные предложения любят задавать вопросы. Поэтому их назвали - вопросительные. В конце такого предложения ставится вопросительный знак (?).

-Совпали ли выводы учеников 2-ой группы? В чём?

-Давайте выслушаем учёных третьей группы.

-Вопросы есть? (схема)

-Давайте сверим ваши выводы с выводами учёных, (появляется схема по частям)

- Целью таких предложений является призыв, побуждение человека к действию. Поэтому называются они побудительными. В конце таких предложений встаёт гордый восклицательный знак (!) или точка (.).

-Совпали ли выводы учеников 3-ой группы? В чём?

Итог: - Какие виды предложений бывают по цели высказывания?

- С какой целью произносится повествовательное (вопросительное, побудительное) предложение и какой знак препинания ставятся в конце предложения?

Рефлексия:

-Проверим, как вы усвоили материал. Я зачитываю предложение, если оно повествовательное по цели высказывания, то поднимите сигнал красного цвета, вопросительные - жёлтого, побудительные - зелёного.

  1. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
  2. А разве не счастье, когда рядом близкие, дорогие люди?
  3. Ребята, уважайте старших!
  4. Счастье - это капли росы на траве, тёплый дождь и пение соловья.
  5. Что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?

- Ребята, а вы как думаете, что нужно человеку, чтобы почувствовать себя счастливым?

Спасибо за ваши мысли. Действительно, счастье дороже богатства. Рядом с нами много несчастных, обездоленных людей. Будьте милосердны к несчастным! (готовые помочь) Будьте внимательны к окружающим!

V. Осознание и осмысление учебной информации.

- Готовясь к уроку, я прочла сказку "Встреча ребят". Герой этого произведения - мальчик вашего возраста, тяжело болен. Прослушав отрывок из сказки, подумайте и ответьте на вопрос - счастлив ли этот мальчик?

...Человек вошёл в дом и увидел мальчика, сидевшего на маленькой кровати в маленькой комнате. Он большими, добрыми и немного грустными глазами смотрел на вошедшего человека, а его ноги, укутанные мягким одеялом, неподвижно лежали на кровати. Он был очень болен.

- Я слышал, что у тебя есть то, чего нет у меня, но, наверное, я ошибся, - неуверенно произнёс человек.

- А у тебя есть счастье? - тихо спросил мальчик.

- Счастье? Что такое счастье? - усмехнулся человек.

- У тебя нет счастья, иначе ты бы знал, что это такое, - печально прошептал мальчик.

- А разве ты счастлив? Посмотри внимательно! У тебя же никого и ничего нет, абсолютно ничего. Как ты можешь быть счастлив?

- Неправда, у меня много, очень много друзей: у меня есть море и ветер, у меня есть небо, звёзды и облака, у меня есть солнце, цветы и бабочки, и они каждый день дарят мне свою радость. А ещё у меня есть улыбка, которую я могу дарить своим друзьям.

- Как вы думаете, счастлив ли был мальчик?

- В чём заключалось его счастье? в умении радоваться жизни, даже такой, какая была у него. В его доброте, отзывчивости. Ведь сама жизнь - это счастье.

- В ваших рабочих листах напечатан отрывок из этого текста. Найдите и подчеркните в нём по одному предложению каждого вида: 1 -повествовательное, 1- побудительное, 1- вопросительное.

Проверка (зачитать 2-3 человека). Докажи.

VI. Первичное закрепление учащимися материала.

- Счастье мальчика заключалось, прежде всего, в умении радоваться жизни. А как вы думаете, в чём заключается счастье человека? Какие качества личности позволят человеку по настоящему почувствовать себя счастливым?

Используя различные виды предложений по цели высказывания, попробуйте создать свой текст - размышление из 3-4 предложений, в котором отразите собственную точку зрения на понимание проблема Счастья. Начать можно с вопросительного предложения: "Что же такое счастье?"

Проверка: - Что же такое счастье? (Зачитать 3-4 сочинения)

А вот что думают об этом ваши сверстники. (Видео)

"Счастье - это не тогда, когда у тебя есть богатство, а когда есть мама, семья, друзья".

"Счастье бывает маленьким и большим. Большое счастье - это когда нет войны. Маленькое счастье мы получаем каждый день. Солнце светит - счастье, получил пятёрку - счастье, с другом помирился, сделал доброе дело кому-то - тоже счастье. И вообще жить на Земле - огромное счастье!"

VII. Итог урока:

- Счастье! Это проблема вечная, и люди по-разному понимают счастье. Но совершенно очевидно, что доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье", - уже в IV веке до н.э. утверждал древнегреческий философ Платон. Наслаждаться счастьем - величайшее благо, но дарить его другим - ещё большее.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради Счастья людей!

-Спасибо вам за урок, ребята. Будьте счастливы!

Приложение.