Использование неаналитических методов решения задач в курсе физики в средней школе в системе профессиональной ориентации школьников

Разделы: Математика, Физика

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: физическое образование, метод размерности, симметрия


Известно, что даже многократное обращение к теоретическим курсам любого уровня сложности и любого качества написания не делает их более понятными без решения задач по этим курсам. Исаак Ньютон писал: “Я занимался до сих пор решением задач, ибо при изучении наук примеры важнее правил” [1].

Основная цель при решении задач – постижение физических законов, правил и определений. Так как большинство физических законов сформулировано на языке математики, то понятно, что наибольшее распространение получил так называемый аналитический метод, который является к тому же наиболее универсальным.

Однако наряду с этим методом существует ряд других, позволяющих зачастую не только упростить решение, сделать его “красивым”, но и получить ряд дополнительных преимуществ.

К этим методам относятся: графический, диаграммный, метод размерности, соображения симметрии.

Каждый из этих методов по отдельности является менее универсальным, нежели аналитический, но владение ими дает ряд преимуществ:

  1. Повышает культуру мышления в решении задач.
  2. Показывает возможность математического моделирования физических процессов не только на языке алгебры (графические и диаграммные методы).
  3. Раскрывает глубинную суть физических законов данной задачи (метод размерности и симметрии).
  4. Позволяет активно включать в процесс решения задачи по физике учащихся с развитым не только символьным, но и образным мышлением (“гуманитариев”).
  5. Даже при решении задачи аналитическим методом, использование альтернативных методов позволяет глубже понять задачу и найти оптимальные пути ее решения.
  6. Использование нескольких методов для проверки правильности решения задачи повышает вероятность того, что ответ верен, хотя, разумеется, окончательным арбитром может быть только опыт.

Данные методы в течение продолжительного времени используются преподавателями МИЭТ как при проведении занятий в физико-математических классах, так и на курсах подготовки к вступительным экзаменам [2]. Более того, хотя все вступительные задачи в МИЭТ могут быть решены с использованием аналитических методов, многие из них допускают более простое и “красивое” решение с помощью предложенных методов.

В заключении приведем ряд рекомендаций по применению указанных методов:

  • метод симметрии рекомендуется применять, если анализ условия и вопросы задачи выявляет элементы симметрии. Часто соображения симметрии используются только на определенном этапе решения.
  • если требуется установить характер зависимости величин друг от друга, то удобнее метод размерности.
  • графический метод в силу наглядности полезно применять параллельно с любым другим методом.
  • аналитический метод, как наиболее универсальный, может применяться для решения всех задач как самостоятельно, так и в комбинации с остальными.

Рассмотрим примеры применения этих и некоторых других методов.

Пример №1. Этот пример будет решён с использованием метода правдоподобных рассуждений. Определить, куда направлен вектор напряженности электростатического поля, создаваемого в точке А сферой с равномерно распределенным зарядом. Мы знаем ответ из учебника, но допустим на минуту, что там, где про это написано в учебнике, стоит большая клякса. Предположим, что поле направлено так, как на рисунке 1

Теперь повернем сферу на 180? вокруг оси, проходящей через ее центр и точку А. С одной стороны, так как заряды в пространстве изменили свое положение, мы должны получить картину поля как на рисунке 2

С другой стороны, поскольку заряды распределены по сфере равномерно, в пространстве перемещения зарядов не произошло, и вектор напряженности повернуться не может. Мы получили противоречие, выход из которого только один – вектор напряженности направлен вдоль радиуса сферы.

Пример №2. Здесь мы рассмотрим применение графического метода к задачам кинематики. Расстояние между двумя станциями поезд прошел со средней скоростью Vср=72 км/ч за время Т=20 мин. Разгон и торможение происходили с постоянными ускорениями и вместе длились ?=4 мин, а остальное время поезд двигался равномерно. Какой была скорость V при равномерном движении?

Обратим внимание что ускорения, постоянные на участках разгона и торможения, могут, тем не менее, быть разными на каждом участке. Построим график зависимости скорости от времени на всем пути

Так как, по определению, средняя скорость есть отношение пройденного пути к затраченному на это времени, то можно записать:

.

Мы использовали здесь формулу для площади трапеции, численно равной пройденному пути. Теперь можно выразить скорость на участке постоянного движения:

.

Подставлять численные значения мы не станем.

Пример №3. Здесь к задаче электростатики будет применён метод векторных диаграмм. По изображенному на рисунке 4

полукольцу радиусом R равномерно распределен положительный заряд Q. Найти напряженность в центре кривизны полукольца.

С помощью правдоподобных рассуждений легко доказать, что вектор напряженности будет направлен от полукольца вдоль оси симметрии. Мысленно разделим полукольцо на большое количество N маленьких одинаковых участков. Заряд каждого из них обозначим q. В соответствии с принципом суперпозиции вектор напряженности есть сумма векторов напряженности , создаваемых каждым зарядом q. Эти вектора имеют одинаковую длину, но повернуты относительно друг друга на некоторый угол . Так, разбив полукольцо на семь участков, мы получим картину напряженностей, как на рисунке 5

Самый левый вектор соответствует верхнему элементу полукольца, самый правый – нижнему. Если число разбиений сделать очень большим, в пределе – бесконечным, то ломаная, состоящая из векторов превратится в полуокружность, диаметр которой будет численно равен результирующей напряженности в центре полукольца. А теперь мысленно соберем все заряды q в одну точку. Тогда соответствующая векторная диаграмма для семикратного разбиения будет иметь вид как на рисунке 6

Длина этой линии численно равна . Но ведь это суммарная длина ломаной, и она не зависит от числа разбиений! Значит, при разбиении на бесконечное число участков это будет длина полуокружности векторного полукольца. Чтобы лучше понять это, сделаем рисунок, в котором диаметр полукольца обозначим буквой Е – он численно равен напряженности результирующего поля, а длину – ЕQ, поскольку она численно равна сумме напряженностей, создаваемых всем зарядом Q, собранным в точку

Понятно, что длина диаметра Е и длина дуги ЕQ связаны соотношением

.

Кроме того, .

Таким образом, находим связь между зарядом Q и напряженностью Е:

.

Отсюда получаем:

.

Следующие два примера демонстрируют методы симметрии и размерности.

Пример №4. В схеме, приведенной на рисунке 8

все ЭДС одинаковы, их внутренние сопротивления тоже одинаковы. Требуется найти разность потенциалов между точками А и В, если сопротивление соединительных проводов пренебрежимо мало.

Задачу легко можно решить аналитически, но проще и красивее решение, основанное на симметрии схемы. Действительно, если повернуть схему так, чтобы точка А перешла в точку В, то, с одной стороны, точка А должна обладать тем же потенциалом, что и раньше (так как схема обладает поворотной симметрией), а с другой – приобрести потенциал точки В. Это означает, что потенциалы точек А и В одинаковы, и их разность равна нулю.

Пример №5. Найти формулу для определения времени падения тела с некоторой высоты без начальной скорости. Ясно, что если не учитывать сопротивление воздуха, то это время может зависеть только от самой высоты H и от ускорения свободного падения g. Обозначая безразмерный коэффициент через А, можем записать:

.

Теперь запишем то же выражение через размерности:

.

Обратим внимание на то, что в этой формуле уже нет и намека на безразмерный коэффициент – показатель степени у его размерности равен нулю.

Составим систему уравнений для показателей степеней, учитывая, что слева метры стоят в нулевой степени ().

.

Окончательная формула имеет вид:

.

Узнать с ее помощью точное значение времени мы не можем, а оценить – вполне способны. По крайней мере, мы уже имеем представление о том, какой вид имеет зависимость времени от высоты и можем попробовать определить, хотя бы приблизительно коэффициент А другим путем, например экспериментально. Но если надо сравнить, во сколько раз дольше камень будет падать с высоты 20 метров, чем с высоты 5 метров, ответ будет точным – в два раза.

Литература.

[1] Ньютон “Всеобщая арифметика”, М. 1948 , стр. 243

[2] А.С.Овчинников, Б.М.Орлов “Сборник задач по физике и методы их решения”, Москва 1978.

[3] В.Б. Гундырев, А.С. Овчинников “Использование неаналитических методов решения задач в средней школе и при подготовке в Вуз”. Тезисы конференции “Школа и ВУЗ: достижения и проблемы физического образования”, Екатеринбург, 2002 г