Конспект внеклассного чтения во 2-м классе по теме "Борис Заходер «Серая Звездочка»"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, главными героями рассказов и сказок, которого являются животные.
  2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать свое мнение.
  3. Воспитывать разумное отношение к окружающей действительности, умение замечать интересные события в повседневной жизни; умение слышать и слушать друг друга.

Оборудование:

  1. портрет Б. Заходера; листы “Биография писателя. Б. Заходер;
  2. предметные картинки: герои сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”;
  3. текст сказки “Серая Звездочка”; выставка книг Б. Заходера; карточки
  4. для дифференцированной работы; кроссворд по сказке (для работы в паре); объемная бабочка для физминутки; жетоны трех цветов: красный, желтый, зеленый.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой учащихся

– Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.

– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!

II. Подготовка к восприятию

Учитель читает стихотворение:

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы эту сказку прочитали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.

– Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время. Малыши идут в школу и начинают читать их сами. Читая сказки, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает интересная встреча со сказкой.

– Напомните, ребята, какое произведение вы самостоятельно читали дома.

(Сказку Б. Заходера “Серая Звездочка)

III. Работа с темой урока

Знакомство с биографией Б. Заходера.

– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?

– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?

Чтение эпиграфа урока учителем.

На доске запись:

Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.

– Возьмите лист с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе.

Борис Владимирович Заходер.

(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)

В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.

Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.

Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.

По сценариям или по мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.

Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.

За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.

Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.

А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!

Юные читатели!

Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.

– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?

(Ответы детей сопровождаются выставкой книг Б. Заходера).

– Остановимся на сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”. В конце нашей работы на уроке все герои сказки помогут нам понять главную мысль произведения.

2. Беседа по содержанию прочитанного.

(В ходе работы над содержанием произведения, учитель прикрепляет предметные картинки с изображением героев сказок).

Чтение высказывания Б. Заходера.

Эти сказки рассказывают сами звери и рассказывают их людям. Всем людям – и взрослым, и детям.

Б. Заходер.

– Кто рассказывает эту сказку и кому?

(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)

– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?

– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?

– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?

– Когда надо задавать вопросы?

– Кого называли Серой Звездочкой ?

(Жабу)

–Как она выглядела на самом деле?

Зачитайте характеристику жабы.

– Кто назвал жабу Серой Звездочкой?

– Как жабе придумали имя?

– Какие имена предлагали ей дать цветы?

– Кто помог цветам сделать выбор?

(Ученый скворец)

– Почему, за что любили Серую Звездочку цветы?

(Она спасала их от вредителей)

– Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?

– Почему птицы не защищали цветы?

(Цветы были слишком низко для птиц).

– Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?

(Бабочка Крапивница)

3. Физминутка. Упражнение для глаз.

На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:

Прилетела бабочка.
Села на указку.
Глазками ее поймай –
И за ней понаблюдай.

Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.

4. Продолжение беседы по содержанию прочитанного.

– Что сделала бабочка Крапивница?

(Она привела в сад Очень Глупого Мальчишку).

– Зачитайте, как повел себя в саду этот мальчик?

– Как цветы спасали Серую Звездочку?

(Розовый куст уколол мальчишку шипами)

– Почему плакала Серая Звездочка?

– Кто смог ее утешить?

– Какой вывод сделала Серая Звездочка из случившегося?

– Какие вопросы задал любопытный ежонок своему папе после того, как прослушал рассказ?

– Какие вопросы возникли у каждого из вас после прочтения этой сказки?

– Понравилась ли вам эта сказка? Какие мысли и чувства она у вас вызвала?

– Зачитайте, пожалуйста, свои отзывы о сказке из личных читательских дневников.

– О чем же в этой сказке Б. Заходер просит нас – читателей?

– Кто может из вас выполнить эту просьбу?

IY. Творческие задания

1. Работа в парах

– Предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке “Серая Звездочка”.

– В выделенных клеточках вы прочтете название одного из главных качеств характера Серой Звездочки. ( Доброта).

  1. Половинка имени Серой Звездочки, которым ее называли Колокольчики (Ведь других слов они просто не умели говорить) (Динь)
  2. Цветок, который помог Звездочке избавиться от преследования Очень Глупого Мальчишки. (Роза).
  3. Очень красивый враг цветов, которого не ела Серая Звездочка. (Бабочка).
  4. Какое время суток наступило, когда папа–еж закончил рассказывать сказку? (Утро).
  5. “У Серой Звездочки глаза лучистые потому, что у нее чистая…” (Совесть).
  6. Как назвал Ученый Скворец Сороку за болтливость? (Пустомеля).
  7. Место, где разворачивались события сказки. (Сад).

2. Работа в группах. (Дифференцированные задания).

Задание для группы № 1 (высокий уровень):

– Соберите из частей пословицы. Выберите пословицы, подходящие к сказке. Объясните свой выбор.

За дружбу
Смотри дерево в плодах,
Легче друга потерять,
Где дружбой дорожат,
Друзья познаются
Не тот друг, кто потакает,
Гнилое слово
Длинный язык
а человека – в делах!
с умом не в родстве.
в беде.
а тот, кто помогает.
чем найти.
от гнилого сердца.
там враги дрожат.
дружбой платят.

Задание для группы № 2 (средний уровень):

Прочитай. Поставь + – если утверждение верно и – если оно неверно.

  1. У жаб вместо колючек на теле серые пятнышки.
  2. Цветы разговаривают только с теми, кого очень любят.
  3. По мнению папы–ежа, самый красивый цвет – серый.
  4. Одно из имен, предложенных цветами, было Роза.
  5. Молодые розовые листочки пытался слопать старый Слизняк.
  6. Скворец умел петь песенку “Чижик–Пыжик”.
  7. По мнению Сороки, в голове у Серой Звездочки был спрятан драгоценный камень.
  8. Ежи и жабы делают свое Полезное Дело по ночам.
  9. Все жабы ядовиты.

Задание для группы № 3 (низкий уровень):

Ответить на вопросы теста:

1. “Серая Звездочка” это:

а) лягушка
б) уточка
в) жаба

2. Серая Звездочка жила:

а) в лесу
б) на болоте
в) в саду

3. “Звездочка” – это то же самое, что:

а) роза
б) астра
в) колокольчик

4. Кто хотел съесть розу?

а) слизняк
б) жук
в) гусеница

5. Кого из этих птиц не было в сказке?

а) сорока
б) соловей
в) скворец

6. Враги цветов считали Серую Звездочку:

а) вредной злючкой
б) серой колючкой
в) безобидной штучкой

7. Бабочка оказалась близкой родственницей:

а) жука
б) слизняка
в) гусеницы

8. Как была наказана Крапивница?

а) ее поймал Мальчишка
б) ее съел Скворец
в) в нее попал камень

9. О чем НЕ спрашивал Ежонок в конце сказки?

а) ядовиты ли жабы
б) куда исчезали враги
в) полезны ежики.

Y. Итог урока. Рефлексия.

– Подведем итог нашей беседы.

Кто же из вас догадался, какова главная мысль сказки Б. Заходера “Серая Звездочка”?

– Поставим “точку” в конце урока.

На столе перед вами жетоны: красный, желтый, зеленый. Выберите для себя один жетон при условии:

  • Красный – если вам на уроке было интересно;
  • Желтый – если вы в чем–то затруднялись на уроке;
  • Зеленый – если вам было трудно на уроке и неинтересно.

(Каждый ребенок подходит к доске и прикрепляет свой жетон. По окончании работы образуется фигура – большая точка, которая может быть разноцветной, в зависимости от выбора цвета жетона).

– Спасибо, ребята, за работу на уроке.

YI. Домашнее задание (по выбору учащихся).

  1. Нарисовать иллюстрацию к сказке Б. Заходера “Серая Звездочка”
  2. Прочитать сказку Б. Заходера “Русачок”.
  3. Сочинить свою познавательную сказку о природе.