Программа воспитательной работы "Мы разные, но мы - вместе!"

Разделы: Классное руководство


Воспитание полноценной всесторонне развитой личности – одна из главных задач современной школы. Маленький гражданин России должен чувствовать себя нужным, востребованным обществом. Очень важно воспитывать деятельного человека, а не стороннего наблюдателя.

По социометрическим исследованиям в коллективе моего класса выявлен большой процент детей, которые имеют качества лидеров, много эктравертов, которым просто необходимо проявлять себя. Поэтому всю свою работу с данным классом я решила строить, используя творческий потенциал детей. Все мероприятия, проводимые в классе, должны быть направлены на активное творческое участие всех без исключения. Для того чтобы дать возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и способности не только в классе, необходимо принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе. Причем делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. Следовать принципу «Если что-то делаешь – старайся делать хорошо, плохо и само получиться!». При этом детям предоставляется максимальная самостоятельность при подготовке (при ненавязчивом контроле), что воспитывает в них ответственность за принятые решения. А самое главное, все дела проходят обязательно при непосредственной поддержке и участии родителей.

В подростковом возрасте учащиеся начинают отдаляться от родителей, а классный руководитель может стать объединяющей силой для родителей и детей. В сотрудничестве с родителями создать в классном коллективе атмосферу взаимопонимания, доверия и добра. Помочь родителям увидеть детей в различных ситуациях в школе и классе, в детском коллективе, что позволит им иметь более полное представление о своих детях и не потерять с взрослеющими детьми контакт.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Именно поэтому программа сотрудничества классного руководителя с родителями построена не только на классических формах работы.

Данная программа рассчитана на два учебных года (5 и 6 класс). Она включает в себя два направления, тесно связанных между собой: «Мы вместе!» (Формирование детского коллектива через совместную деятельность) и «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности» (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся).

В программу входят традиционные мероприятия, которые составляют годовой круг праздников и других коллективных дел класса. С условиями развития коллектива тесно связано накопление и укрепление традиций. Традиции – это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистских отношений и общественное мнение. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача в воспитательной работе.

«Мы разные, но мы - вместе!»

Цель: формирование детского коллектива с активной жизненной позицией, обладающего общей культурой поведения и общения, сохраняющего индивидуальность и способствующего успешности каждой личности.

Цель можно реализовать через два приоритетных направления:

Мы вместе!
(Формирование детского коллектива через совместную деятельность.)

Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности.
(Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся.)

Задачи:

  1. Формировать эмоционально-ценностного отношение к миру, познанию, окружающим, себе.

  2. Создать атмосферу взаимной заинтересованности в работе друг друга.

  3. Учить с вниманием относиться друг к другу.

  4. Развивать навыки коллективного общения.

  5. Формировать потребность к самовыражению через подготовку, участие в коллективных делах;

  6. Утверждать позитивное отношение к активной деятельности.

Задачи:

  1. Создать условия для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся и их семей.

  2. Реализовать принцип доступности.

  3. Формировать представление родителей о необходимости участия вместе с детьми во внеклассных мероприятиях в средней школе.

  4. Создать атмосферу взаимной заинтересованности родителей и их детей в успешности друг друга.

  5. Ознакомить родителей с психологическими особенностями детского подросткового возраста 5-6 класса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предполагается использование различных приемов, форм и методов работы:

  • коллективные творческие дела;
  • экскурсии, поездки, походы в театр и т.п.;
  • классные часы, беседы;
  • участие во всех проводимых в школе мероприятиях;
  • вечера и дни семейного отдыха;
  • создание фотоальбома класса;
  • создание страничек класса и родительского комитета в сети Интернет;
  • индивидуальные беседы с учащимися и их родителями;
  • тематические родительские собрания; и другие.

Воспитательная работа строится на принципах:

  • непрерывность и систематичность;
  • накопление и сохранение традиций;
  • участие всех и каждого;
  • добровольность участия;
  • самоуправление;
  • осознание личностной значимости;
  • уважительное отношение друг к другу;
  • уважение к деятельности;
  • ответственность.

Классные мероприятия, коллективные творческие дела.

Данный раздел программы включает в себя мероприятия, в которых принимают участие все учащиеся класса. Подготовка к ним идет задолго до проведения. Класс разбит на творческие группы, каждая группа получает персональное задание, которое является сюрпризом для других групп. В подготовке и проведении многих дел принимают участие родители.

Название мероприятия

Форма проведения

Время проведения

5 класс

1

«Мы – настоящие пятиклассники!» Торжественное посвящение в пятиклассники (торжественная часть, выступления ребят, чаепитие). Совместно с родителями.

Октябрь

2

«Нам - одинадцатиклассникам» Диспут о нашем будущем, рефлексия в виде мини-эссе (написание каждым учеником «письма в будущее»).

Октябрь

3

«Ты да я, да мы с тобой» Встреча у «костра» (разговор «по душам», совместное пение под гитару).

В течение года

4

Коллективные поздравления с Днем рождения Подготовка и вручение коллективного поздравления.

В течение года

5

«Цветы для мамы» Творческая мастерская по созданию коллажа «букета-газеты» из цветов, сделанных каждым.

Октябрь

6

«В блокадных днях мы так не узнали, меж юностью и детством где черта…» Урок памяти, чтение стихов о войне, возложение цветов на братском захоронении «Дачное».

Январь

7

«Нашим защитникам – настоящим и будущим!» Ярмарка идей (девичник). Подготовка сюрпризов мальчикам.

Февраль

8

«Наши девочки - самые лучшие!» Ярмарка идей (мальчишник). Подготовка сюрпризов девочкам.

Март

9

«Сюрпризы друг другу» Огонек-бал, на котором мальчики поздравляют девочек с 8 марта. Девочки показывают свои выступления-сюрпризы.

Выборы Короля и Королевы вечера.

Март

10

«Сюрприз для наших мам!» Родительское собрание, концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек.

Март

11

Праздник, посвященный Году Семьи «Мы вместе!» Вечер семейного отдыха, посвященный окончанию учебного года.

Май

6 класс

1

«С Днем рождения, школа!» Праздник, посвященный 20-летию школы (концерт из подготовленных номеров, игры, танцы, сладкий стол с тортом и свечами). Совместно с родителями и учащимися 6А класса.

Октябрь

2

«Ты да я, да мы с тобой» Встреча у «костра» (разговор «по душам», совместное пение под гитару).

В течение года

3

Коллективные поздравления с Днем рождения Подготовка и вручение коллективного поздравления.

В течение года

4

«Сердечно любим наших мам» Творческая мастерская по созданию коллективного поздравления ко Дню матери.

Ноябрь

5

«С новым годом!» Новогодний спектакль, чаепитие, сюрпризы, игры.

Декабрь

6

«Это страшное слово – война» Урок памяти, возложение цветов на братском захоронении «Дачное».

Январь

7

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Вечер авторской песни. Выступления детей, учителя, родителей.

Февраль

8

«Нашим защитникам – настоящим и будущим!» Ярмарка идей (девичник). Подготовка сюрпризов мальчикам.

Февраль

9

«Наши девочки - самые лучшие!» Ярмарка идей (мальчишник). Подготовка сюрпризов девочкам.

Март

10

«Мы мам и пап хотим поздравить!» Концерт для родителей, посвященный 23 февраля и 8 марта, чаепитие.

Март

11

Огонек, посвященный окончанию III четверти Творческая мастерская, викторина.

Март

12

Праздник «Мы Вас любим!» Вечер семейного отдыха, посвященный окончанию учебного года.

Май

Экскурсии, поездки, походы в театры.

Реализация данного раздела программы невозможна без непосредственной помощи и участия родителей. Выезды в город, загородные поездки, походы в театр сплачивают детский коллектив, обогащают жизнь эмоциональными впечатлениями, опытом взаимодействия детей и родителей.

5 класс

1

«Природа – наш друг» Экскурсия в пос. Токсово, Зубробизонарий. Сентябрь

2

«Искусство и культура Древнего Египта» Экскурсия в Государственный Эрмитаж. Октябрь

3

«Наука на службе человека» Экскурсия в Пулковскую обсерваторию. Декабрь

4

«Памяти павших будем достойны… Дорога Жизни» Экскурсия на Дорогу Жизни. Посещение музея. Февраль

5

«Искусство и культура Древней Греции и Рима» Экскурсия в Государственный Эрмитаж. Апрель

6

Страницы истории нашей Родины. Исторические места Ленинградской области. Экскурсия в Ивангород и крепость Копорье. Май

7

«Морская слава России» Экскурсия в Музей Государственной морской академии им. Адмирала С.О. Макарова. Экскурсия на парусник «Мир». Май

6 класс

1

«Города мира» Образовательная программа в центре Trans-Fors. Сентябрь

2

«Морская слава России» Экскурсия в Кронштадт. Сентябрь

3

«Культура и искусство Средневековья. Рыцарство» Экскурсия в Государственный Эрмитаж. Октябрь

4

«Все работы хороши» Экскурсия на завод «Равиолло». Октябрь

5

«Полианна» Поход на спектакль ТЮЗа им. Брянцева. Октябрь
  «Стрельна – официальная резиденция президента РФ» Экскурсия в Константиновский дворец, в Путевой дворец Петра I в Стрельне. Декабрь

6

«Ночь перед Рождеством» Поход на спектакль БДТ им.Товстоногова. Декабрь

7

«Этот блокадный хлеб» Экскурсия в Музей хлеба. Январь

8

Катание с гор (совместно с родителями) Поездка на Воронью гору в пос. Можайское. Январь-Февраль

9

«Вселенная воды» Экскурсия в Музей воды. Февраль

10

«Каштанка» Поход на спектакль театра «Зазеркалье». Март

11

«По следам литературных персонажей» Экскурсия в Домик станционного смотрителя в пос.Выра, в Дом-музей Арины Родионовны в пос. Кобрино Ленинградской области. Апрель

12

«Неделя полная суббот» Поход на спектакль ТЮЗа им.Брянцева. Апрель

13

Страницы истории нашей Родины. Господин Великий Новгород. Экскурсия в Великий Новгород. Май

Тематические классные часы.

В данном разделе программы представлены классные часы, при проведении которых особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений (в т.ч. в семьях), формированию чувства “мы”. Ряд классных часов посвящен толерантному отношению к окружающим.

5 класс

1 «Я – пятиклассник!» Беседа. Сентябрь
2 «Взаимоотношения в коллективе. Что хорошо, что плохо?» Беседа, ответы на вопросы. Октябрь
3 «Как мы себя чувствуем в нашем классе?» Составление правил поведения в нашем коллективе. Октябрь
4 «Что такое толерантность?» Беседа с элементами игры. Ноябрь
5 «День матери» Беседа, чтение притчи. Рефлексия: творческая мастерская по созданию коллажа «букета-газеты» из цветов, сделанных каждым. Ноябрь
6 «Гражданин России – человек с активной жизненной позицией» Разговор, посвященный Дню Конституции, с использование материалов презентации «Я - гражданин России». Декабрь
7 «2008-год семьи» Чтение притчи, обсуждение (рефлексия). Январь
8 «Учимся слушать друг друга» Игра. Февраль
9 «Что такое драка, причины ее возникновения» Беседа, моделирование ситуаций. Апрель
10 «Спасибо за то, что вы есть» (разговор о дружбе) Разговор «по душам». Исполнение стихов и песен о дружбе. Май

6 класс

1 «Семь Я» Беседа. Составление заповедей для детей и родителей в семье. Сентябрь
2 «Если не я, то кто же?» Чтение притчи, беседа, моделирование ситуаций. Октябрь
3 «Сила слова» Ролевая игра. Ноябрь
4 «Мой самый дорогой человек» (Ко Дню матери) Беседа. Рефлексия: Творческая мастерская по созданию коллективного поздравления «Сердечно любим наших мам». Ноябрь
5 «Знакомьтесь! Это я (Каждый из нас уникален)» Рассказ ребят о своих увлечениях. Показ фотографий, рассказ о достижениях. Возможность их продемонстрировать. Декабрь
6 «Толерантность в нашем классе» Составление правил толерантного поведения в школе. Январь
7 «Мне плохо, я злой…» Тренинг (моделирование, прогнозирование и разрешение различных ситуаций недовольства). Февраль
8 «Что значит быть успешным?» Беседа. Март
9 «Знакомьтесь! Это я (Каждый из нас уникален)» Рассказ ребят о своих увлечениях. Показ фотографий, рассказ о достижениях. Возможность их продемонстрировать. Апрель
10 «Мы разные, но мы вместе!» Игра. Май

Тематические родительские собрания.

5 класс

1

«Давайте познакомимся!» Организационное собрание.

Сентябрь

2

«Трудности адаптации пятиклассников к школе: физиологические и психологические проблемы адаптации и условия их успешного преодоления».

Октябрь

3

«Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты его учебной деятельности».

Декабрь

4

I часть: «Законы родительской истины».

II часть: «Сюрприз для наших мам!» (Концерт, чаепитие, подготовленные самими детьми для своих мам и бабушек).

Март

5

«Болезни из портфеля» Как сохранить здоровье ребенка?»

Май

6 класс

1

«Первые проблемы подросткового возраста».

Сентябрь

2

«Стили семейного воспитания».

Октябрь

3

«Эмоциональные реакции родителей на взаимодействие с собственным ребенком. Положительные и эмоции и их значение».

Декабрь

4

«Скажем спасибо нашим самым дорогим мамам!». Собрание родители-дети.

Март

5

«Поговорим о способностях. Каждый ребенок уникален по-своему.»

Май

Каждое родительское собрание я обязательно завершаю показом фотографий (через мультимедиа проектор) всех прошедших дел в классе, всех поездок и т.п.

Участие класса в мероприятиях, проводимых в школе и других уровнях.

Данный раздел программы заполняется по мере участия.

5 класс

1

Фестиваль искусств «Звездные россыпи»:
  • Конкурс художников.
  • Конкурс чтецов.
  • Конкурс певцов.
  • Конкурс танцоров.
  • Оригинальный жанр.
Сентябрь Лауреаты

2

День Учителя Участие в концерте. Октябрь  

3

Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» Спортивные соревнования «Веселые старты». Октябрь II место

4

Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» Конкурс плакатов. Октябрь Победитель

5

«Знаешь ли ты сказки Пушкина?» Литературная игра. Октябрь I место

6

«Мы любим наших мам»

(Ко Дню Матери)

  • Конкурс газет.
  • Конкурс рисунков.
  • Конкурс сочинений о маме.
Ноябрь II место

Победитель

7

«Я люблю тебя, Россия!» Конкурс инсценированной песни. Декабрь II место

8

«Математический круиз» Игра по станциям. Декабрь I место

9

«Я – пешеход» Конкурс рисунков. Декабрь  

10

«Символ года -2008» Конкурс поделок. Декабрь  

11

Новогодний карнавал Постановка спектакля. Конкурс костюмов. Декабрь Победители, участники

12

Оформление кабинета к Новому году. Конкурс на лучшее оформление. Декабрь Победитель

13

Снятию блокады посвящается… Встреча с ветеранами-блокадниками. Январь  

14

«Безопасное колесо» Игра по станциям. Февраль III место

Лучший игрок

15

Смотр строя и песни Конкурс. Февраль I место

Лучший капитан

16

«Военно-исторический марафон» Игра по станциям. Конкурс газет: урок-экскурсия. Февраль Победители

17

Концерт к 8 Марта Концерт. Март  

18

Чемпионат школы по баскетболу Игры. Март IV место

19

День защиты детей Классный час. Урок-игра. Апрель  

20

Участие в праздновании Дня Победы Митинг у захоронения «Дачное». Встреча с ветеранами.    

21

Сбор макулатуры   Раз в четверть III место

22

Субботник   Сентябрь, апрель  

23

Боулинг Соревнования среди учащихся школ Кировского района. Июнь II место

6 класс

1

«Я - пешеход» Конкурс рисунков. Сентябрь  

2

День снятия блокады Митинг у захоронения «Дачное». Сентябрь  

3

Фестиваль искусств «Звездные россыпи»
  • Конкурс художников.
  • Конкурс чтецов.
  • Конкурс певцов.
  • Конкурс танцоров.
  • Оригинальный жанр.
Сентябрь Лауреаты

4

«Семейное лето – радужного цвета» Конкурс фотографий. Сентябрь Лауреаты

5

День Учителя Концерт. Октябрь  

6

День рождения школы
  • Визитка класса.
  • Участие в украшении школы.
  • Участие в празднике.
Октябрь

7

Всероссийская акция «Спорт вместо наркотиков» Спортивные соревнования «Веселые старты». Октябрь II место

8

«Мы любим наших мам» (Ко Дню матери) Конкурс газет, рисунков и сочинений о маме. Ноябрь  

9

Конкурс «Символ года» Конкурс поделок. Декабрь  

10

Новогодний праздник Карнавал. Декабрь  

Класс, как сплоченный коллектив, занял первое место в общешкольном конкурсе “Лучший класс года” по итогам прошлого учебного года.