Программа воспитания младших дошкольников

Разделы: Классное руководство


Основой в работе классного руководителя является программа воспитания. В каком направлении будет наиболее продуктивна работа? Какие задачи приорететны? Все эти вопросы задаёт себе классный руководитель прежде чем выбрать или самому составить программу воспитания для своего класса. Эти же вопросы задавала себе и я. Проведя диагностику на уровень воспитанности своих учащихся, поняла, что необходимо и дальше развивать культуру поведения, отношения к труду, учёбе, окружающим людям, природе, миру вокруг. Возник вопрос, а есть ли такая программа, работал ли кто-нибудь тоже в этом направлении. Занимаясь поиском материала, познакомилась с работами профессора Н.Е. Щурковой. Именно её программа помогла мне как классному руководителю повысить культуру поведения моих воспитанников.

Концепция воспитания школьников по методике профессора Н.Е. Щурковой в своей основе опирается на многолетнюю опытно-экспериментальную работу во многих школах целого ряда регионов России и ориентирована на воспитание у школьников своего отношения к миру. (Приложение 1).

Основной целью программы является воспитание личности, способной строить жизнь, достойную Человека.

Основные категории, положенные в основу программы: Добро, Истина, Красота.

Лейтмотивом Программы воспитания выступает ценностное отношение к миру: школьник вместе с педагогом познаёт мир, взаимодействует с миром, старается полюбить этот мир.

Создание созидательной Программы воспитания базируется на многоцветной противоречивой жизни в её культурных достижениях ключевых ценностей, характеризующие достойную Человека жизнь, а также расположение их в последовательности, разворачивание осмысления ребёнком жизни как таковой.

Ключевой ценностью программы «Младший школьник» является природа, а конечным результатом завершения программы станет ценностное отношение к природе как дому человечества.

Жизнь Человека, вольноотпущенника природы, но, тем не менее, продукта природы, и, одновременно, носителя и творца культуры; противоречие это острее всего чувствует подросток, обретающий способность к самосознанию; ключевая ценность программы “Младший подросток” — “человек” как феномен этого мира, конечный же результат — признание Человека наивысшей ценностью.

Жизнь Общества, удивительного феномена объединения людей, только и способных к жизни в сообществе друг с другом и зависимости друг от друга, однако непрестанно стремящихся к автономии и независимости; эта проблема впервые станет в своей остроте перед старшим подростком; ключевой ценностью программы. “Старший подросток” является ценность “общества”, а конечный результат — сформированное уважение к социальной стороне жизни человека, к роли гражданина.

Образ жизни, достойный Человека, как продукт воли, деятельности, творчества самого человека; на этот мировоззренческий уровень выходит старшеклассник на пороге своей ранней юности и самостоятельного выбора жизненного пути; ключевая ценность программы “Старшеклассник” — “жизнь”, конечный результат — формирование принципов добра, истины, красоты как принципов собственной жизни.

Заключительным этапом школьного воспитания становится личностный внутренний мир “Я”, эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы и свое индивидуальное содержание и устанавливающий связь этого “Я” и “жизни”; ключевая ценность программы “Выпускник” — жизненная позиция, в итоге — состоявшийся выбор жизненной позиции.

Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг — ступенька вверх в духовном и физическом становлении. И для каждого возраста — особая модификация Программы воспитания, возрастная модификация.

Школьное воспитание, определив целью “личность, способную строить жизнь, достойную “Человека”, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры.

Раздел 1. Формирование ценностного отношения к Природе
как общему дому человечества.

Раздел II. Формирований ценностных отношений к нормам культурной жизни.

Раздел III. Формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на земле.

Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.

Раздел V. Формирование образа жизни, достойной Человека.

Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.