Открытый урок по теме "Программирование разветвляющихся алгоритмов с использованием оператора if"

Разделы: Информатика


Цели:

  1. Повторить основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
  2. Научиться составлять и вводить программу, с применением условного оператора и проверять ее работу на конкретных примерах.
  3. Развивать интерес к познавательной деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Научиться составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
  2. Научиться составлять программы с применением условного оператора к стандартным математическим задачам;
  3. Научиться проверять работу программы на различных примерах.

Тип урока: урок по закреплению изученного, практическая работа;

Оборудование: мультимедийный комплекс, ПК, программа Turbo Pascal 7.1, презентация, дидактический, раздаточный материал.

Формы работы:

  • Актуализация опорных знаний – фронтальная работа;
  • Практическая работа – групповая работа.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало: постановка цели урока.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Объяснение учителя хода практической работы.
  5. Практическая работа по вариантам.
  6. Работа в группах по проверке результатов работы программ.
  7. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.

II. Постановка целей и задач урока.

Тема нашего сегодняшнего урока “Программирование разветвляющих алгоритмов с использованием оператора if”.

Сегодня на уроке мы с вами:

  • Повторим основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
  • Научиться составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
  • Научиться составлять и вводить программу, с применением условного оператора к стандартным математическим задачам и проверим ее работу на конкретных примерах.

III. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся (с демонстрацией Презентации): (<Приложение 1>)

1. Что называется алгоритмом? (Слайд 2)

2. Какие бывают команды? (Разветвляющиеся и циклические) (Слайд 4)

Примеры:

а) “Царевна-несмеяна” царь отец ставит условие…

б) камень на дороге у добрых молодцев (коня потеряешь, голову сложишь, и жизнь и коня потеряешь).

3. Форма записи команды ветвления. (Слайд 7)

4. Условия ветвления. Задачи № 1 и № 2. (Слайд 9 и 10)

5. Общий вид условного оператора. Задача №3. (Слайд 11 и 12)

6. Структура программы. (Алгоритм записанный на языке программирования). (Слайд 13)

1) Имя (program).

  1. С помощью чего записывается имя? (Буквы и цифры)
  2. С чего начинать? (С буквы)
  3. Что ставим в конце? (;)

2) Раздел описания переменных.

  1. Что в нём? (Сколько переменных и какие: целые, действительные…)

3) Тело программы.

  1. С чего начинаем? (Ключевое слово begin)
  2. Из чего состоит? (Ключевое слово begin, нескольких операторов, разделённых ;, ключевое слово end;)
  3. Чем заканчивается? (Ключевое слово end;)

7. Чем заканчивается программа? (Еnd;)

  IV. Практическая работа.

ХОД РАБОТЫ

1. Составить словесный алгоритм вечернего время провождения в зависимости от погодных условий (записать в рабочую тетрадь).

2. Составить словесный алгоритм варки картофеля (записать в рабочую тетрадь).

3. Составить разветвляющийся алгоритм и блок-схему для нахождения большего числа из двух действительных (записать в рабочую тетрадь).

4. Составить программу с применением условного оператора для вычисления квадратного корня из числа, откомпилировать ее (Alt+F9) и запустить на исполнение (Ctrl+F9). Проверить действие условия проверки знака подкоренного выражения. Задавая положительные и отрицательные значения Х.

1 вариант: х = 65536; -256; 125,44.

2 вариант: х = 35721; -189; 488,41.

5. Составить программу для нахождения корней квадратного уравнения

AX2 + BX + C = 0, откомпилировать ее (Alt+F9) и запустить её на исполнение (Ctrl+F9).Проверить её работу при различных наборах коэффициентов (A;B;C),

(Ctrl+F9) – ввести число, (Alt+F5) – вывести результат.

1 вариант: (0;3;-1); (-1;0;2); (-4;1;3).

2 вариант: (0;2;3); (-3;0;9); (2;1;-4).

Уравнение является квадратным только при А0. Тогда оно имеет два корня, которые иногда бывают равными. При А=0 уравнение переходит в линейное, а при А=В=0 уравнение вырождается.

D=B2 - 4AC. Если D>0, то имеется два корня, если D<0, то действительных корней нет, если D=0 – один корень.

Программы для проверки: Приложение

Результаты работы программ:

Задача № 4

I вариант - 256; корня нет; 11,2.

II вариант – 189; корня нет; 22,1.

Задача № 5

I вариант - Х = 0,333; Х1 = -0,707, Х2 = 0,707; Х1 = -0,343, Х2 = 0,593.

II вариант - Х = -1,5; Х1 = -0,289, Х2 = 0,289; действительных корней нет.

V. Подведение итогов урока.

Сегодня на уроке мы:

  • Повторили основные понятия по алгоритмам и способам представления, формы записи команды ветвления, общий вид условного оператора и структуру программы.
  • Научились составлять разветвляющиеся алгоритмы к различным задачам, используя три способа представления алгоритмов;
  • Научились составлять и вводить программу, с применением условного оператора к стандартным математическим задачам и проверим ее работу на конкретных примерах.

Выставление оценок по группам.

VI. Домашнее задание: Составить разветвляющийся алгоритм (и блок-схему и программу) для решения линейного уравнения АХ + В = 0 (при А= 0 – уравнение вырождено).