Роль элективных курсов в системе подготовки к ЕГЭ по математике

Разделы: Математика


Педагогу с устоявшимися взглядами на свою деятельность не просто в быстроменяющемся мире новых технологий, идей, экспериментов. Чтобы оставаться «на плаву» необходимо быстро меняться самому и постараться научить этому своих учеников. Основными проблемами, с которыми столкнулась система образования на современном этапе, являются проблемы оторванности школьного образования от реальной жизни, отсутствие у большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике. Элективные курсы, входящие в ученический компонент образовательного процесса учащихся, решают эти проблемы. В соответствии с одобренной Министерством образованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования", элективные курсы, призваны стать важнейшей формой расширения знаний по предметам, частью системы подготовки к ЕГЭ. Элективные курсы, входящие в ученический компонент образовательного процесса учащихся, решают многие проблемы: оторванность некоторых тем школьных программ от реальной жизни, отсутствие у большинства школьников умения применять знания, полученные в процессе обучения, на практике.
Ребенок не всегда понимает школьную программу, часто не видит связи математики с повседневной жизнью, испытывает во время обучения негативные эмоции. С введением ЕГЭ эти проблемы встали ещё более остро. Как и другие формы подготовки к экзаменам, элективы призваны развивать в каждом ребенке самостоятельность, ответственность, творчество, формировать умения применять полученные знания, использовать их в измененной ситуации, делать выводы и обобщения, развивать навыки самоконтроля.
Когда встал вопрос введения ЕГЭ, наше методическое объединение разработало систему элективных курсов, расширяющих рамки школьной программы для учащихся разных профилей. Система элективных курсов, представленная математиками нашей школы, опирается на опыт проведения элективов в нашей школе в разные годы с учётом потребностей конкретных учащихся.

Система элективных курсов по математике, связанных с подготовкой к ЕГЭ.

класс название количество часов
8 – 9

«Решение текстовых задач»

20 10 12
«Познакомимся с параметрами» 20 15 12
9 – 10

«Тригонометрические уравнения и неравенства»

20 16 12
«Модуль – это просто» 18 15 12
«Решение геометрических задач. Планиметрия» 18 15 12
10 - 11 «Система подготовки к ЕГЭ» 24 20 16
«Решение сложных заданий части С» 20 16 12
«ЕГЭ на 100 баллов» 18 14 12

 Эта система вариативна, каждый год, в связи с формированием новых предпрофильных и профильных классов можно вводить изменения. Мы пришли к выводу, что с помощью разнообразных курсов можно добиться хороших результатов ЕГЭ и в классах, где число часов математики сокращено.

Успеваемость и качество сдачи ЕГЭ учащимися, посещающими элективные курсы по математике.
С введением профильного обучения актуальным стал поиск форм обучения учащихся с разными запросами.
Наиболее интересно выделить динамику положительной мотивации к изучению математики в гуманитарном классе. Я работала в данном классе 7 лет. Так как число часов на математику ограничено, учащиеся посещали элективные курсы:

Из 19 выпускников: 1 - золотой медалист, 1- серебряный медалист, 12 – отличников и хорошистов.

 

Результаты поступления выпускников 11 «г» класса в ВУЗы, Сузы в 2006г.:

Всего ВУЗ ССУЗ НПУ
19 10 (53%) 7 (37%) 2 (10%)

При проведении элективных курсов, новый материал становится средством эмоционального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Надо считать приоритетным направлением деятельности - развитие школьников, значит надо научить его решать учебные и жизненные проблемы, научить учиться. Проблему обучения каждого ученика при проведении занятий элективных курсов для учащихся, увлечённых математикой, может решить очень вдумчивое, осторожное, выверенное применение технологий индивидуального и модульного обучения.
При подготовке к «малому» ЕГЭ учащихся 8-9 классов, я апробировала элективные курсы «Решение текстовых задач», «Малое ЕГЭ – это просто» (приложение 1).
Для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса разработала и провожу элективный курс «Система подготовки к ЕГЭ по математике» (приложение 2).
На занятиях элективных курсов, связанных с расширением знаний, подготовкой к ЕГЭ, использую технологию модульного обучения. Учащиеся составляют учебные модули или информационные карты по всем темам, включая повторение. Затем на семинарах и. практикумах расширяют их, добавляют практические задания, образцы решения.
В 2007-2008 учебном году дала мастер классы в нашей школе, на улусном семинаре, на выездных курсах для педагогов Абыйского и Момского улусов на тему «Как разработать программу элективных курсов» (приложение 3) и (приложение 4).  Участвуя в республиканских, заочных Саввинских педчтениях поделилась данным опытом с педагогами Намского улуса.
Стремление «попробовать» новое, нетрадиционное меняет как учителя, так и ученика. В 2008 – 2009 году элективный курс «Система подготовки к ЕГЭ» я доработала в связи с апробацией компьютерного тестирования. Провела открытое занятие для педагогов школы – семинар с использованием Интернет (приложение 5).
Участвуя в российском конкурсе «Дистанционный учитель года 2008» и изучив электронные пособия ЦДО «Эйдос» я написала презентацию курса для педагогов: "Разработка программы элективного курса"(приложение 6).

В ходе изучения, апробирования, написания различных курсов я пришла к выводу: 1.Нужна стройная система разнообразных, привлекательных элективных курсов.
2.Актуальность и перспективность применения элективных курсов состоит в том, что они стали одной из форм расширения знаний по любому предмету.
3.Разнообразные элективные курсы учащиеся могут изучать как в своей школе, так и в другой школе района или в учебно-методическом центре, или на другой образовательной площадке, включая дистанционное обучение.
4. Необходимо изучать опыт проведения элективных курсов в развитых регионах, других улусах и отобрать курсы, получившие широкое распространение.
5. Важным направлением развития системы элективных курсов является адаптация наиболее удачных существующих курсов по выбору в различных пособиях к условиям конкретной школы.

Вся система преподавания математики, включая элективные курсы, должна соответствовать главной заповеди обучения и развития Личности: «Нельзя научить человека на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».

Е.Н.Кочкина. п. Чокурдах. 2009 г.