Использование информационных технологий в школе

Разделы: Информатика


Процесс быстрого распространения информационных технологий вносит изменения в различные сферы жизни современного общества, прочно входит в сознание людей, так как это предполагает достижение качественно новых образовательных результатов, ускоряет процесс деятельности, повышает ее эффективность. Эта жизненная необходимость основана на потребности идти в ногу со временем. Одной из актуальных задач является подготовка обучающихся к жизни в условиях информатизации, успешной социализации выпускника в обществе.

Для её реализации в муниципальном общеобразовательном учреждении “Средняя общеобразовательная школа №82” г. Кемерово разработана Программа развития до 2012 года. В ней представлены направления деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Успешно сотрудничая с межшкольным учебным комбинатом “Кировец” школа №82 начала обучение предмету “Информатика” не только старшеклассников, но и младших школьников еще с 1993 года.

В рамках национального проекта “Образование” в 2006-2007 учебном году школе установлен компьютерный класс, который подключен к сети Интернет. Это стало необходимым стартовым условием для внедрения ИКТ в образовательный процесс в современных условиях.

Обеспечить высокий уровень преподавания в школе невозможно без высокопрофессиональных педагогических кадров. Поэтому большое значение приобретает непрерывное повышение профессионального уровня учителей, в том числе и в области информационных компьютерных технологий (ИКТ). С декабря 2007по март 2008 года педагоги нашей школы прошли повышение квалификации по программе проекта “Партнерство в образовании”. Целью программы было: формирование и развитие ИКТ- компетентности педагогов и их подготовку к организации проектной деятельности в рамках профильного обучения на базе элективных курсов Microsoft. Большинство педагогов школы № 82, принимающих участие в проекте, имели начальный пользовательский уровень владения компьютером. Руководителем проекта “Партнерство в образовании” в нашей школе являлась Валентина Павловна Жуланова, кандидат химических наук, доцент кафедры информационных технологий КРИПК и ПРО, которая обучала педагогов не только практическим навыкам работы на компьютере, но и новым методам преподавания учебных дисциплин с использованием ИКТ. Во время работы учителя овладели приемами: навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет, ее получения, сохранения с последующим использованием в педагогическом процессе, работали с электронной почтой, со средствами сетевого общения (форумами и чатами), регистрировались на сайте WWW.it-n.ru для участия в сетевых образовательных сообществах. Интерактивная методическая поддержка учителей осуществлялась на сайте WWW.it-n.ru.

Наблюдается профессиональная активность и готовность педагогов к применению ИКТ в учебном процессе. В этом учебном году, продолжая реализацию Программы развития, школа приобрела три интерактивных аппаратно - программных комплекса. Уроки информатики, физики, химии, математики, русского языка проходят с применением интерактивных досок.

Участие в проекте “Партнерство в образовании”, использование ИКТ мотивировало всех учителей к использованию Интернет- ресурсов в образовательном процессе.

Мы отмечаем перспективы использования ИКТ в нашей школе: создание банка программ элективных курсов по предпрофильной подготовке и профильному обучению, использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе, проведение интегрированных уроков с использованием ИКТ, мультимедийных презентаций. Новые задачи: обновление Web-сайта школы, организация школьного пресс-центра, расширение школьной медиатеки, создание творческих проектных работ с использованием ИКТ, создание единого информационного пространства школы.

Педагогический коллектив проводит открытые уроки с использованием ИКТ, педагогические советы, занятия психолого-педагогической школы, запланировано проведение городских семинаров по применению информационных технологий по различным предметам.

Возможность использования информационных технологий на различных уроках и во внеурочное время позволяет развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности обучающихся. Под руководством учителей обучающиеся с интересом разрабатывают презентации к урокам, принимают участие в олимпиадах, в научном соревновании “Юниор”, в городском конкурсе проектных работ, всероссийском конкурсе “Первые шаги”, используя ресурсы сети Интернет.

Использование компьютеров на различных уроках дает ряд преимуществ перед стандартной системой обучения, открывает учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации. Современный урок, в том числе с применением информационных технологий, - это далеко не однообразная и единая структурно- содержательная схема. Для проведения таких уроков необходимо соблюдать, прежде всего, требования СаНПинов, учитывать современные критерии качества образованности учащихся. Владеть умениями: отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих сознание учащихся

Урок в нашей школе рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. Кроме того, информатизация рассматривается нами как создание единого информационного образовательного пространства, которое выполняет функции: информационную, образовательную, коммуникативную. Первые шаги в этом направлении сделаны. Школа, осуществляя социальный заказ, учитывает изменения в обществе, экономике, находит новые подходы к обучению, воспитанию, развитию обучающихся.