Проектная деятельность как основа управления инновационным развитием колледжа

Разделы: Администрирование школы


Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [1].

Проблема формирования профессионально важных качеств специалиста привлекает внимание как участников образовательного процесса, так и работодателей. Интеллектуальный потенциал специалиста в настоящее время рассматривается как важнейший фактор развития экономики, а уровень образования как стратегический ресурс данного развития.

В современных условиях на первый план выдвигается задача обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений профессионального образования, которая определяется соответствием выпускников запросам регионального рынка труда и рынка образовательных услуг. В связи с этим перед колледжем поставлена задача повышения качества образовательной деятельности, основными приоритетами развития которой являются:

  • обеспечение качественной подготовки выпускников как квалифицированных компетентных специалистов, свободно владеющих своей профессией на уровне передовых технологий, конкурентоспособных на рынке труда, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в различных условиях и постоянному росту;
  • создание как традиции системы достижения высоких результатов деятельности и повышения качества образовательных услуг;
  • расширение спектра направлений подготовки с учетом потребностей региональной экономики, развитие системы непрерывного образования и дополнительной профессиональной подготовки;
  • активизация деятельности по развитию социального партнерства, повышению инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности колледжа, привлечение работодателей к организации учебно-воспитательного процесса, реализация единых требований к подготовке специалистов, гибкой организации и качественному содержанию профессионального образования с учетом специфики и корпоративных потребностей предприятий;
  • повышение практической направленности подготовки студентов через обучение непосредственно на рабочем месте;
  • использование новых форм и механизмов внутренней и внешней оценки качества предоставления образовательных услуг;
  • повышение квалификации, профессионального мастерства и компетентности педагогов;
  • организация инновационной, исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности как способа реализации творческого потенциала педагогов и студентов колледжа.

Существенные изменения стратегии и тактики образования, нормативно-правовой базы, содержания и принципов обучения требуют совершенствования организации управления образовательным учреждением. В связи с этим актуализируются вопросы конкретного технологического содержания управленческих механизмов, направленных на повышение подготовки квалифицированных специалистов. Мы считаем, что основой совершенствования системы управления образовательным учреждением является проектная деятельность, направленная на оптимизацию образовательного процесса и внедрение актуальных технологий профессиональной подготовки студентов.

В.В. Сериков отмечает, что «одной из сущностных сил человека является его способность к проектированию – целенаправленному преобразованию мира в соответствии со своими потребностями и идеалами». Проект рассматривается В.В. Сериковым как механизм ускоренного, интенсивного развития какой-либо сферы деятельности, отношений в ней, ее субъектов, а проектирование как фундаментальный способ существования человека, сознание которого «не только отражает мир, но и творит его», т.е. изначально направлено на преобразующее отношение к миру; проектирование можно представить как некую саморазвивающуюся идею, где одно найденное решение порождает другие проблемы; проектирование – это логика восхождения от ценностей к целям, от них к средствам и условиям, а затем к результатам и последствиям этих результатов [2].

В управлении образовательным процессом и разработке стратегии развития на краткосрочный и долгосрочный периоды в ГОУ СПО «Туапсинский социально-педагогический колледж» используется система проектов и программ, что позволяет значительно повысить гибкость управления и дает возможность создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе. Управление с использованием проектов и программ основано на том, что они являются частью общей управленческо-организационной структуры колледжа. Проектная деятельность организована на уровнях тактического и стратегического управления колледжем, акцентируя внимание на предметном содержании и инновационных способах реализации проектов.

Система управления колледжем, включающая проектную деятельность, основывается на основных принципах профессионального обучения: гуманизации и демократизации обучения; профессионально-технической направленности; соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, системности и последовательности обучения.

В колледже разработаны и реализуются проекты и целевые образовательные программы по наиболее актуальным проблемам подготовки специалистов:

  • повышение качества дошкольного образования;
  • организация и обслуживание общественного питания рекреационной зоны;
  • создание лингвистического центра;
  • изучение проблемы семьи в современном обществе;
  • создание учебно-поисковых лабораторий (учебно-исследовательской деятельности в образовательном процессе, проблем развития толерантности);
  • разработка модели развития специалиста рекреационной зоны.

Основными задачами муниципальной целевой программы «Создание системы повышения качества дошкольного образования и подготовки специалистов по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях», разработанной ведущими специалистами колледжа, являются: обеспечение повышения качества дошкольного образования; развитие социального партнерства как эффективной системы правового регулирования социально-трудовых отношений в сфере дошкольного образования; выработка адекватных требованиям рынка труда подходов к модернизации образовательного процесса подготовки специалистов дошкольных учреждений; отработка современных педагогических технологий для воспитания и обучения детей дошкольного возраста; адаптация системы профессионального образования к рыночным условиям и нацеленность ее на конечный результат – трудоустройство выпускников; формирование правовой культуры и предприимчивости будущих специалистов системы дошкольного образования. Программа реализуется по следующим основным направлениям:

  • физическая культура и здоровьесберегающие технологии;
  • использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • система предшкольной подготовки.

Управление реализацией муниципальной целевой программой «Создание системы повышения качества дошкольного образования и подготовки специалистов по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста в современных рыночных условиях» осуществляется координационным советом, в состав которого входят представители администрации колледжа и управления образованием.

Проект «Организация и обслуживание общественного питания рекреационной зоны» является актуальным для региона и направлен на совершенствование кадровой подготовки и системы базового обучения, обеспечение высокого уровня организации обслуживания на предприятиях общественного питания рекреационной зоны. Данный перспективный проект заключается в изучении состояния организации обслуживания питания рекреационного региона, разработке эффективных условий повышения качества обслуживания на предприятиях общественного питания, создании модели подготовки специалиста сферы обслуживания.

Проект создания лингвистического центра направлен на обучение иностранным языкам и имеет лозунг «знание иностранного языка – олимпийскому региону страны». Основными задачами данного проекта являются: лингвистическая подготовка специалистов сферы обслуживания и управления, переподготовка преподавателей, подготовка выпускников общеобразовательных учреждений к сдаче единого государственного экзамена, углубленное изучение школьниками иностранных языков, оказание переводческих услуг.

Основной целью проекта «СемьЯ XXI века» является формирование системы ценностей современной семьи, культивирование отношений, основанных на достоинстве, уважении и взаимопонимании, развитие активности и гражданской ответственности. В рамках проекта осуществляется научная и практическая деятельность на основе партнерства с учреждениями социальной сферы: учебно-исследовательская деятельность студентов колледжа, проведение конференций, информационно-рекламная и просветительская деятельность (выпуск газеты, обновление материалов на сайте колледжа), реализация программ дополнительной подготовки студентов, клубная деятельность, социально-психологические тренинги, индивидуальные психологические консультации, семейный туризм и спартакиады, практическая работа на базе учреждения заказчика.

Проект создания студенческой научно-практической лаборатории «Проектно-исследовательская деятельность» направлен на развитие исследовательской компетентности студентов, определяемой нами как интегральное качество личности, выражающееся в готовности к самостоятельной деятельности по решению исследовательских задач и творческому преобразованию действительности на основе совокупности личностно-осмысленных знаний, умений, навыков, ценностных отношений. Основной целью данного проекта является повышение качества проектно-исследовательской деятельности студентов. Формами учебно-исследовательской деятельности в рамках проекта являются: создание студенческого научного общества, проведение научно-практических конференций, участие в творческих конкурсах и семинарах исследовательской направленности, проведение производственных исследований по заказам предприятий, подготовка и выпуск сборников проектно-исследовательских работ студентов.

В рамках данного проекта нами разработана учебная программа курса «Основы исследовательской деятельности» для учащихся профильных классов общеобразовательных учреждений и студентов 1-2 курсов колледжей, а также методические рекомендации по изучению курса (см. приложение 1). Программа курса отмечена дипломом первой степени Всероссийского конкурса «Современный урок» (2008 г.)

Также мы предлагаем классификацию исследовательских задач, основанием которой является следующая совокупность признаков: поэтапная структура учебного исследования, характер познавательной деятельности, компетентностный подход к организации учебно-исследовательской деятельности (см. приложение 2). В рамках данной классификации выделены проектировочные, технологические, оценочно-аналитические исследовательские задачи.

Актуальность проекта создания учебно-поисковой лаборатории «Проблемы развития толерантности в образовательной среде ДОУ» обусловлена потребностью во взаимодействии колледжа и дошкольных образовательных учреждений: детскому саду необходима профессиональная подготовка специалистов в области дошкольного образования, колледжу – создание условий для специальной подготовки студентов к педагогической профессиональной деятельности. Задачами данного проекта являются: формирование у студентов навыков проектирования профессиональной деятельности на основе принципов толерантности, развитие профессиональной позиции педагога, основанной на ценностном отношении к детям как полноценной личности, популяризация идей толерантности среди родителей как субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Управление проектами состоит из двух взаимосвязанных процессов: планирования (обоснование идеи проекта, определение четкого перечня задач, временных графиков, бюджета и ресурсов проекта, разработка проектной документации) и собственно реализации. В рамках реализации проектов осуществляется научно-исследовательское, учебно-методическое, социально-психологическое, нормативно-правовое сопровождение, осуществляются маркетинговые мероприятия и рекламная деятельность, а также проводится мониторинг выполнения проектов. В колледже создана социологическая лаборатория с целью реализации исследовательских проектов в области образовательного процесса, проведения социологических и маркетинговых исследований, в том числе по заказу предприятий.

С целью повышения эффективности управления проектами и программами сформированы творческие группы педагогов и студентов. Деятельность творческих групп основана на переводе с оперативного (исполнительского) уровня на уровни тактического и стратегического управления колледжем. Важным условием проектной деятельности творческих групп является умение работать в команде, т.к. содержанием работы является социальное проектирование, а общественные проблемы решаются коллективно, и только группа может внести устойчивые изменения в проблемную ситуацию.

Таким образом, созданная проектно-ориентированная модель управления инновационным развитием колледжа позволяет на профессиональном уровне решать задачи, стоящие перед педагогическим коллективом, повышает эффективность управленческой деятельности, обеспечивает личностный и интеллектуальный рост участников проектов, способствует активизации творческой деятельности и развитию креативности. В конечном итоге реализация проектов позволяет значительно повысить качество подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, что является важнейшей задачей профессионального образования. 

Список литературы

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.
  2. Сериков, В.В. Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст] / В.В. Сериков //Организация проектной деятельности в образовательном пространстве колледжа. – Волгоград: Колледж, 2008. – С. 12.