Урок русского языка в 3-м классе "Закрепление и систематизация знаний об изученных грамматических признаках глагола"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить и обобщить знания о временах глагола, неопределеннной форме глагола.
  2. Учиться писать правильно окончания глаголов.
  3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Оборудование:

  1. Презентация к основной части урока.
  2. Магнитофон для физминутки.
  3. Образцы букв, цветной мел.
  4. “Орфографический словарик”.
  5. Таблицы для проверки выполненных работ.

Структура урока:

  1. Подготовка к “полету”. (Организационный момент).
    а) Минутка каллиграфии.
    б) Словарная работа.
    в) Определение темы и цели урока.
  2. Основная часть. “Виртуальное путешествие на “Машине времени”.)
    а) Перемещение в прошедшее время.
    б) Перемещение в будушее время.
    в) Перемещение в настоящее время.
  3. Возвращение. (Итог урока)

Ход урока

1. Подготовка к “полету”. Организационный момент

Сегодня мы совершим виртуальное путешествие на “Машине времени”. Для этого разделимся на три экипажа, в каждом выберем командира. До начала полета нужно пройти небольшую подготовку.

Минутка каллиграфии.

На доске крупно написано:

ть чь ти ть чь ти ть чь ти ть чь ти

– Что напоминают вам эти буквы? (Так заканчиваются глаголы неопределенной формы.)

– Запишите их, соединяя безотрыной плавной линией в виде полукруга, совершив поворот влево-вверх. При письме соблюдайте одинаковую высоту элементов, наклон букв.

2. Словарная работа.

– Запишите по памяти несколько глаголов в неопределенной форме из нашего “Орфографического словарика”.

Дети записывают несколько слов. (Готовить, желать, жужжать, извинить, кипеть, и др. слова).

– Проведите заимопроверку выполненной работы. Работайте в своем экипаже дружно, не забывайте о взаимовыручке. Поставьте каждому члену экипажа на полях тетради отметку простым карандашом.

Определение темы и цели урока.

Рифмованное упражнение

Учитель выдает детям листочки с заданиями.

Задание для 1 экипажа:

Прошедшее время –
То, что прошло.
Вчера мы писали,
И время ушло.

Задание для 2 экипажа:

Настоящее время
Приходит сейчас:
Учитель диктует,
И пишет наш класс.

Задание для 3 экипажа:

Будущее время
Скоро придет.
Как только допишем
Урок уж пройдет!

Выпишите глаголы, определите у них число, лицо или род.

В тетради появилась запись:

Прошедшее время

  • прошло (прош. вр, ед. ч., ср.р.):
  • писали (прош. вр, мн. ч.)
  • ушло (прош. вр, ед. ч., ср.р.)

Настоящее время

  • приходит (наст. вр., ед.ч., 3-е л.)
  • диктует (наст. вр., ед.ч., 3-е л.)
  • пишет ( наст. вр., ед.ч., 3-е л.)

Будущее время

  • придет: (буд. вр, ед. ч., 3-е л.)
  • допишем (буд. вр, мн. ч., 1-е л.)
  • пройдет (буд. вр., ед.ч., 3-е л.)

– Определите тему урока. (Времена глаголов)

– Какую цель мы определим для себя? (Будем закреплять свои знания об изменениях глаголов по временам, родам, числам; учиться писать правильно окончания глаголов.)

3. Основная часть. “Виртуальное путешествие на “Машине времени”.

Используется “Презентация”. (Приложение)

Итак, цель ясна. Отправляемся в путь, ребята!

а) Перемещение в прошедшее время.

Дан текст:

“Первые книги появилось вместе с “крещением Руси”. Начало школьному обучению положили князь Владимир Красное Солнышко. Постепенно число школ росла. Книга пользовалось большим почетом в Древней Руси. В случае пожара книги спасал_ в первую очередь”.

Задания:

  1. Найдите ошибки в тексте (глаголах) и исправьте.
  2. Как изменяются глаголы в прошедшем времени? Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается 5 минут.
  3. Итак, какой экипаж справился быстрее?

Проверка:

Слово

положил
пользовалась
росло
спасали
появились

Число

ед. ч.
ед. ч.
ед. ч.
мн. ч.
мн. ч.

Род

м.р.
ж.р.
с.р.

4. Физминутка:

Если сидя вы устали,
На носочки все привстали.
Сели, встали,
Сели, встали.
Разговаривать не надо,
Приседайте до упада.

Раз-два! Раз-два!
Всякий раз зарядку делай,
Будешь сильным, будешь смелым!
Встали, сели.
Встали, сели.
Тихо… сели.

б) Перемещение в будушее время.

Замените глаголы неопределенной формы глаголами будущего времени.

Дан текст:

“Егорка восторженно:

– Это отрывок из романа Герберта Уэллса “Когда спящий проснуться”: “С целью наилучшего усвоения материала обучение учеников вести во время гипноза…”

Мишка:

– Ты прочитать дальше?

Егорка, думая о своем:

– Неужели и я так учиться?

Мишка мечтательно:

– Не такие чудеса еще мы увидеть”.

Должен получиться следующий текст:

“Егорка восторженно:

– Это отрывок из романа Герберта Уэллса “Когда спящий проснется”: “С целью наилучшего усвоения материала обучение учеников будут вести (поведут) во время гипноза…”

Мишка:

– Ты хочешь прочитать (прочитаешь) дальше?

Егорка, думая о своем:

– Неужели и я так буду учиться?

Мишка мечтательно:

– Не такие чудеса еще мы увидим”.

Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается не более 5 минут.

Проверка:

Слово

буду учиться
увидим
хочешь прочитать
прочитаете
проснется

Число

ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.

Лицо

1 л.
1 л.
2 л.
2 л.
3 л.

Форма (простая или сложная)

сложная
простая
сложная
простая
простая

  – Итак, какой экипаж справился быстрее?

– Домашнее задание – “задание на будущее”, т.е. на завтра. Напишите мини-сочинение с использованием глаголов разных времен на тему: “Если б у меня был звездолет…”

5. Физминутка:

Под музыку выполняются плавные произвольные танцевальные движения “На волнах фантазии”.

в) Перемещение в настоящее время.

– Подберите и запишите пропущенные глаголы.

Дан текст:

– “Как тебя зовут? – (спрашивает) Учитель.

– Компьютер, – гордо (отвечаю) я.

– А что ты тут (делаешь)?

– Видите, (учу) ребятишек.

– Тогда мы с вами коллеги, оба (работаем) с детьми”.

– Как изменяются глаголы в настоящем времени? Запишите свои ответы в таблицу. На выполнение задания дается около 5 минут.

Проверка:

Слово

зовут
спрашивает
отвечаю
работаем
делаешь

Число

мн.ч.
ед.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.

Лицо

3 л.
3 л.
1 л.
 1 л.
2 л.

  – Итак, какой экипаж справился быстрее?

6. Возвращение. (Итог урока)

– Выполните на своих листках чайнворд, который будет означать завершение нашего “путешествия” во времени.

Задание:

  1. Часть речи, который имеет инфинитив (неопределенную форму) – Глагол.
  2. Что общего в изменениях глаголов настоящего и будущего времени? – Лицо.
  3. Как могут изменяться глаголы прошедшего времени ед. числа? – Род.
  4. Какую форму могут иметь все глаголы, кроме неопределенной формы? – Число.

7. Подведение итога урока:

Учитель: Ребята, добились ли мы своей цели, поставленной в самом начале пути?

– Чему вы научились во время этого “путешествия”?

– Кто из одноклассников оказал вам большую помощь? Давайте оценим свои ответы.