Профориентационная беседа с девятиклассниками "В каждом человеке есть солнце - только дай ему светить" (Сократ)

Разделы: Внеклассная работа


«В каждом человеке есть солнце – только дай ему светить»
Сократ

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии; расширение представлений о мире профессий и их особенностях; уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям, развитие групповой сплочённости.

Ход занятия

Ритуал приветствия.

Для начала нашего сегодняшнего часа, хотя нет, получаса общения, хотелось бы вам предложить просмотреть несколько фотографий (просмотр 2-х слайдов презентации – Приложение 3). Ребята, скажите, пожалуйста, кто здесь изображен? А есть ли что-нибудь общее между ними?

Ответы уч-ся.

Когда человек испытывает радость, счастье?

Ответы уч-ся.

Тогда как вы отнесетесь к такому высказыванию французского философа: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать».

Ответы уч-ся.

– Что нужно, чтобы жить с умом?
Понять свою планиду:
Найти себя в себе самом и не терять из виду.
И труд свой пристально любя, он всех основ основа,
Сурово спрашивать с себя, с других не столь сурово.
Хоть про сейчас, хоть про запас, но делать так работу,
Чтоб жить да жить, но каждый час готовым быть к отлету. (слай3)

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»
Стендаль

(слайд 4) Очень скоро каждый из вас столкнётся с проблемой выбора профессии, и сегодня мы коснёмся этой важной темы. Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении дальше обучаться. Тогда сегодня у вас будет возможность ещё раз перепроверить свой выбор, действительно ли выбранная профессия подходит тебе. Ну а тем, кто ещё не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово “профессия”? (сначала учащиеся дают свои ответы, затем психолог уточняет). Слово “профессия” от латинского слова profetereu (профетерий) – означающий: говорить, объявлять, заявлять дело, получается …( слайд 5) «Я объявляю своим делом…»

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическим условиями. В России согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» насчитывается более 7000 названий профессий, хотя спросом пользуются несколько сот. (слайд 6) Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)
  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  3. самая волосатая (парикмахер)
  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)
  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)
  6. самая смешная (клоун)
  7. самая общительная (учитель, журналист)
  8. самая серьёзная (атомщик)
  9. самая умная (учёный, профессор)
  10. самая белая (врач)
  11. самая зубастая (стоматолог)
  12. самая начитанная (библиотекарь)
  13. самая требовательная (тренер)
  14. самая высокая (монтажник-высотник)
  15. самая быстрая (гонщик)
  16. самая техническая (инженер-конструктор)
  17. самая свободная (художник)
  18. самая смелая (милиционер)
  19. самая школьная (учитель)

А теперь сменим задание: я прошу Вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы Вашего имени (например, Алёна – архитектор).

Ответы уч-ся.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Предлагаю Вам небольшой тест, с целью узнать, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. (Приложение 1)

Ответьте на следующие вопросы:

( слайд 7) Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности. Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы. Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая: (слайд 8 1 раз)

Интересна и привлекательна “ХОЧУ”

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию? (слайд 8 2 раз)

Доступна и посильна “МОГУ”

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда “НАДО” (слайд 8 3 раз)

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования

Если все факторы совпадают, можно уверенно говорить о том, что этот человек будет получать удовольствие от своей работы, делать ее лучше остальных и всегда будет в цене.

Одна поучительная история.

Отец часто рассказывал сыну миф о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена Троя, охваченная огнем. «Где находится этот город?» – спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын. С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русский – за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле. Это совпадение «хочу», «могу», «надо», причем то, что это «надо», было ясно только одному Шлиману. И этого оказалось достаточно.

(слайд 9) – Не ищите славы или удачи, ищите такое дело, заниматься которым будет для вас счастьем, остальное приложится (Снелинг – глава крупной фирмы)

Сегодня быстрыми темпами развивается сфера торговли, управления и информационного обслуживания и максимальное количество новых профессий появляется именно в этих областях. Это разновидности агентов и менеджеров. Предлагаю Вам познакомится с некоторыми новыми профессиями. У вас на столах лежат характеристики, попробуйте в них разобраться и рассказать о них своими словами. (Приложения 2-6)

Рассказ уч-ся о том, что узнали о профессиях.

  • Маркетолог (слайд 10)
  • Имиджмейкер (слайд 11)
  • Бренд-менеджер (слайд 12)
  • Криэйтор (слайд 13)
  • Логистик (слайд 14)

Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются обратно… Значит ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и ошибок? Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

  • Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
  • Чтобы сделать правильный выбор, нужно иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.
  • Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.
  • Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
  • Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

И все же: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы»

В каждом человеке есть задатки, способности, таланты, возможности, и даже недостатки, которые мы пока не превратили в достоинства. В каждом из вас есть все необходимое, чтобы сделать правильный выбор, на пороге которого вы стоите. «В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить»»

Спасибо за ваше внимание, помощь. Надеюсь, что наше общение было полезным для вас. Прошу высказать свое мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:

  • Я думаю, что после сегодняшнего разговора…
  • Я надеюсь, что в будущем…

Всем спасибо!