Классификация треугольников . Равносторонние треугольники. Урок математики (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


ЦЕЛИ:

  1. обучающая: повторить, обобщить и систематизировать знания о классификации треугольников; познакомить с равносторонним треугольником; уточнить разницу между треугольниками; научить построению равностороннего треугольника; продолжить учить детей видеть треугольную форму в предметах повседневной жизни; учить обучающихся простейшим рассуждениям, доказательствам, позволяющим получать сведения о новых свойствах и умениях.
  2. развивающая: способствовать развитию внимания, пространственного воображения, логического мышления, наблюдательности.
  3. воспитывающая: воспитать в учащихся взаимоподдержку, взаимовыручку, уважение к друг другу.

Оборудование для учителя: изображения домиков, изображения веселых человечков, алгоритм построения равностороннего треугольника, запись на доске (таблица с величинами), учебник математики Аргинская И.И. для 2-го класса, циркуль, линейка.

Оборудование для учащихся: учебник математики Аргинская И.И. для 2-го класса, тетрадь, циркуль, линейка, угольник, карандаш, листы с заданиями с изображением ломаной линии.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Психологический настрой.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. УСТНЫЙ СЧЕТ.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать в занимательном мире волшебной страны. Там мы постараемся видеть необычное в простом и занимательное в повседневном. А что это за страна вы сами и назовете?

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой мы поем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат дела!
Пусть в ту страну
Не идут, не идут поезда
Страна … (Геометрия)
Рядом с нами в школе всегда.

- Но чтобы запомнить все, что мы там увидим и заметим нам надо быть очень внимательным, точным и решительным.

а) Нумерация двузначных чисел.

-Запишите числа. (Работа в тетради)

1,2,4,7,…

-По какому правилу составлен этот ряд чисел? Продолжите закономерность и запишите еще три числа.

1,2,4,7,11,16,22.

- Увеличьте каждое число на 4 десятка и запишите получившийся ряд чисел.

41,42,44,47,51,56,62.

- Посмотрите внимательно на этот ряд чисел. Что вы заметили? (Замеченная закономерность не нарушается).

- А как вы думаете, нарушится ли закономерность, если каждое число теперь уменьшить на 1 десяток? Давайте попробуем. Запишите.

31,32,34,37,41,46,52.

- Что вы заметили? А почему так получается? (Потому что каждый раз увеличивали и уменьшали только десятки).

- Молодцы!

б) Работа с величинами.

- С какими известными единицами измерения длин мы уже знакомы и пользуемся в работе с геометрическими фигурами? (см, дм).

- Вырази в см: 4дм, 1дм, 9дм, 7 дм, 3дм.

- Вырази в дм: 30см, 80см, 20см, 50см, 70см.

- Сравни величины столбиком в парах: (работа у доски)

4дм 1дм 9дм 7дм 3дм

30см 80см 20см 50см 70см

в) Работа с геометрическим материалом.

- Какими инструментами пользуемся на уроках геометрии? (Карандашом, линейкой, угольником, циркулем).

- Хорошо. А теперь слушайте дальше. (Приложение № 1)

- Как-то раз Линейка, Циркуль, Карандаш отправились гулять и увидели вдали город. Подошли поближе – видят, необычный город. Как вы думаете, что это за город? (Это город геометрических фигур). А из каких геометрических фигур состоит этот город? (Из квадрата, треугольника, круга, многоугольника /пятиугольник, шестиугольник/, прямоугольника).

- Раз это город, то там живут веселые человечки. Эти необычные человечки живут в домиках, похожих на них самих. Попробуйте соединить их с домиками. А почему вы так решили? (Домик и веселый человечек состоят из одной и той же фигуры).

- А какой домик остался пустым? (Который состоит из треугольников). В конце урока мы попробуем начертить самостоятельно этого веселого человечка и посмотрим, чей человечек достоин этого домика.

- Посмотрите, ведь это действительно веселый город с веселыми жителями.

3. ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ.

а) Индивидуальная работа учащихся. (Приложение № 2)

- У каждого на парте есть листок с заданием. Посмотрите. Как называется эта линия? (Незамкнутая ломаная линия). Сколько в ней звеньев? (Две). Соедини концы ломаной отрезком. Какая получилась фигура? (Треугольник). А какая фигура называется треугольником? (Треугольник – это фигура, у которой три стороны, три угла и три вершины).

- Посмотрите внимательно все на свой треугольник. Что вы можете сказать? Можете применить инструменты. (1группа-остроугольный треугольник; 2группа-тупоугольный треугольник; 3группа-прямоугольный треугольник; 4группа-равнобедренный треугольник; 5группа - равносторонний треугольник). А с каким треугольником мы еще не знакомы? (С пятым, равносторонним). Может кто-то из вас догадался и может назвать тему урока? (Равносторонний треугольник). Правильно! Тема урока «Равносторонний треугольник». А кто попробует дать определение равностороннему треугольнику? (Равносторонний треугольник – это треугольник, у которого все стороны равны, одинаковые). А чем отличается равнобедренный треугольник от равностороннего? (У равнобедренного треугольника только две стороны одинаковые, а у равностороннего три стороны равны). Молодцы!

б) Работа по учебнику Аргинской И.И., 2 класс

№140, с.57.

-Прочитайте 1 задание.

- Что вы заметили, когда измеряли стороны треугольников? (Есть треугольники, у которых две стороны одинаковые. Есть треугольники, у которых три стороны одинаковые.) Чем похожи еще эти фигуры? (У каждого треугольника есть три стороны, три угла, три вершины).

- Прочитайте 2 задание. (Работа в тетради)

Равнобедренные треугольники: 1,2,5,6,7.

Равносторонние треугольники: 3,4.

- Прочитайте 3 задание. (У 3 и 4 треугольника равны все три стороны).

- А как называются такие треугольники? (Равносторонний треугольник).

- Прочитайте 4 задание. Правильно ли мы дали определение равностороннему треугольнику? (Да). Прочитаем хором.

- Прочитайте 5 задание. Назовите номера равнобедренных треугольников и запишите.

1,2,5,6,7.

в) Построение равностороннего треугольника.

- Сегодня на уроке мы научимся чертить равносторонний треугольник с тремя заданными сторонами. Для этого нужно иметь циркуль и линейку. При работе будем пользоваться алгоритмом построения равностороннего треугольника. Сначала я вам покажу на доске, а вы внимательно слушайте, следите и запоминайте. (Работа учителя у доски. Вывешивается алгоритм)

- Итак, послушайте задание.

- Начертите равносторонний треугольник со сторонами 4см.

Алгоритм (порядок действий)
построения равностороннего треугольника

  1. Начерти отрезок равной данной стороне.
  2. Отмерь циркулем длину полученного отрезка.
  3. Начерти дугу из одного конца отрезка.
  4. Начерти дугу из другого конца отрезка так, чтобы обе дуги пересеклись.
  5. Точку пересечения дуг и концы отрезка соединить.

- Какой получился треугольник? (Равносторонний). А можно ли проверить, правильно ли мы начертили равносторонний треугольник? (Да). А как? (Стороны треугольника измерить линейкой). Давайте попробуем.

Все правильно.

4. ФИЗМИНУТКА.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
По сторонам веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линии води.
И на бочок ее клади
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец,
Зарядка окончилась.
Ты молодец!

5. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ.

а) Самостоятельная работа.

- Вот и отдохнули, а теперь попробуем самостоятельно начертить равносторонний треугольник. Помощником вам будет алгоритм. Еще раз прочитаем алгоритм хором. Не забываем о технике безопасности при работе с циркулем. Итак, приступаем к работе. (Работа в тетради)

- Молодцы! Были ли у вас затруднения при построении равностороннего треугольника? Надеюсь, на следующем уроке у нас сразу все получится.

б) Творческая работа учащихся на листах.

-Ну, а теперь я надеюсь, что все знания о треугольниках нам помогут при построении веселого человечка для пустого домика. Попробуйте в вашей работе использовать все виды треугольников. А в конце мы посмотрим, какой человечек достоин этого домика.

- Мне кажется, все ваши человечки достойны этого домика. Молодцы!

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

№ 143, с.58.

7. ИТОГ УРОКА.

- С каким новым видом треугольников вы познакомились на уроке? Какой треугольник называется равносторонним?