Творческая работа "Внедрение здоровьесбережающих технологий на специальных занятиях для детей с отклонением в развитии"

Разделы: Начальная школа


На страницах специальной печати (журналы “Дефектология”, “Известия Академии педагогических и социальных наук”, “Коррекция и развитие”) неоднократно сообщалось о нездоровой тенденции в нашем обществе – децелерации. Децелерация – это замедленный темп физического и интеллектуального развития детей. Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, низкий уровень развития общей и мелкой моторики, неадекватные эмоции, различные речевые патологии.

Результаты исследований Т.Е. Емелиной, Н.Е. Земской свидетельствуют о качественном изменении контингента детей. Отсюда возникает необходимость пересмотра форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, внедрения здоровьесберегающих технологий.

Существует фактор № 1, воздействие которого на успешность неоспоримо. Этот фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. По диагностическим данным в нашей школе более 60% детей имеют стойкую речевую патологию. Отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако отставание в учебе неизбежно.

В итоге педагогической практики в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида сложилось представление о той помощи, которая необходима ребенку с проблемами в развитии. Одним из наиболее эффективных направлений работы, связанной с коррекцией недостатков развития детей, страдающих интеллектуальной недостаточностью, является включение в учебный процесс специальных коррекционных занятий – логопедии, ритмики, музыки, а также их тесная межпредметная связь.

Четкая организация логопедических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, устранению речевых нарушений, а также общему оздоровлению ребенка.

В начале ХХ в., во многих странах Европы получила распространение система ритмического воспитания. Она стала известна под названием “метода ритмической гимнастики”. Ее создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Далькроз решал задачу “воспитания ритма при помощи ритма”, развивал у детей музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Дальнейшее развитие система Далькроза получила в работах его учеников и последователей. В нашей стране большая заслуга в этом принадлежит Н.Г. Александровой и В.А. Гринер. Из раздела ритмической гимнастики и музыкально-ритмического воздействия выделяется лечебная ритмика. На практике лечебная ритмика была реализована В.А. Гринер и находит применение в логопедических учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово. В связи с этим формируется особое направление воздействия в реабилитационных методиках – логопедическая ритмика.

Попытка расширить область применения логопедической ритмики в различных реабилитационных методиках была предпринята Г.А. Волковой. Ею был представлен материал, который можно использовать в коррекционной работе по устранению функциональной дислалии, стертой формы дизартрии, а также в рамках методики игровой деятельности по перевоспитанию поведения.

Способ коррекции речи с применением оздоровительного воздействия логоритмики опирается на сочетание слова и музыкального ритма. Мы в своей практике встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные различными причинами. Зная особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, можно развивать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, оптико-пространственные и временные представления, координацию движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица, воспитывать чувство темпа и ритма, целенаправленно воздействовать на речевые нарушения.

Основу наших интегрированных занятий составляет синтез слов музыки и движений. Здесь можно выделить два основных направления.

  • Первое – развитие общей и мелкой моторики, высших психических функций, связанных с речью (внимания, памяти), временных и пространственных представлений, координации движений, навыков физиологически правильного дыхания. При этом происходит общее оздоровление детей за счет предлагаемых физических упражнений с элементами ЛФК, дыхательных упражнений, элементов йоги.
  • Второе – коррекция речевых нарушений (фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие силы голоса, автоматизация и дифференциация звуков), развитие речи.

Особое внимание отводится музыке. Музыка является средством эстетического воспитания ребенка, оказывает положительное внимание на психическое состояние (что очень важно для категории детей, с которыми мы работаем). Пение корректирует темп речи, нормализует дыхание (это важно для работы с заикающимися). Музыка активизирует умственные способности, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности. Дети прислушиваются к звучанию. Сравнивают сходные и различные звуки. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

Музыка тесно связана с движением. Музыка и движения – основные средства формирования двигательных навыков. Для достижения наибольшей эффективности в своей работе мы опираемся на определенные принципы.

  • Принцип систематичности – предопределяет последовательность изложения материала, он заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, систематическое выполнение упражнений приучает детей к щадящее-оздоровительному режиму.
  • Принцип повторения – позволяет сложиться здоровым двигательным, динамичным стереотипам. Вариативный характер упражнений в сочетании с новыми движениями создает условия для развития познавательного интереса и внимания.
  • Принцип наглядности – осуществляется путем практического показа движений педагогом и отработки их с ребенком. А также использование различных наглядных материалов и индивидуальных карточек.
  • Принцип доступности – предусматривает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип постепенного повышения требований – определяет постановку более трудных заданий.
  • Принцип развития – обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.
  • Принцип всестороннего воздействия – обеспечивает общее влияние на организм. Ритмические и логопедические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют общие механизмы регуляции, создавая новые отношения между функциональными системами организма.
  • Принцип комплексности – предполагает связь логопедической ритмики с другими медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, танцевальное творчество, игра на музыкальных инструментах).

Взаимосвязь логопедических, музыкальных и ритмических занятий можно рассматривать как один из коррекционно-оздоровительных методов, применяемых в развитии двигательной и речевой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и речевыми нарушениями. Различные приемы и формы работы позволяют сделать логопедические, музыкальные и ритмические занятия более интересными и содержательными.

Средствами коррекционных занятий являются ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; упражнения, формирующие чувство ритма, музыкального темпа; пение; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; релаксация; психогимнастика; массаж и самомассаж; элементы ЛФК и йоги, упражнения с предметами, кинезиологические упражнения.

Слово может быть введено в самых разнообразных формах; это тексты песен, хороводов, драматизаций с пением, команды водящего и т.п. введение слова дает возможность создавать упражнения, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Ходьба и маршировка – вводные упражнения, они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими. Дети учатся ориентированию в пространстве и коллективе, вправо – левостороннем направлении движения, в поворотах, маршировке спиной, назад, к центру и т.п. оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма.

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами логопедической работы а начале коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений сокращается.

Цель упражнений: способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. В эти упражнения также включается речевой материал, произносимый на выдохе. С произношения гласных и согласных на выдохе начинается работа над голосом. Упражнения в развитии голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворений с различной интонацией под соответствующую музыку.

Общие артикуляционные занятия проводятся на групповых занятиях (можно с музыкальным сопровождением и пальчиковыми упражнениями), комплексы для определенных групп звуков на индивидуальных логопедических занятиях.

  • Упражнения, регулирующие мышечный тонус позволяют овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Здесь вводятся понятия “сильно”, “слабо” как понятия относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. В звучащем процессе эти понятия соответствуют терминам “громко” и “тихо”.
  • Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Воспитанию внимания также способствуют сигналы: слово, музыка, жест.
  • Упражнения, формирующие чувство ритма и музыкального темпа. Сначала темп усваивается на простых движениях хлопках, ударах в барабан, взмахах руками и т.д. затем включаются движения ногами на месте, бег. Далее переходят к постепенному ускорению и замедлению темпа, усвоив понятия “быстро” и “медленно” (для отработки темпа в коллективе педагогу нужно знать темп движения каждого ребенка). Коррекция нарушения темпа особенно важна для детей с заиканием, дизартрией. Нормализация темпа помогает восстановить правильный речевой темп.

Звучащий темп служит средством воспитания и развития у детей с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включения его в речь. Чувство развитого ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Поэтому необходимо учитывать онтогенестические данные, т.к. ребенок прежде всего усваивает ритмический контур слова. Формирование чувства ритма важно для детей с алалией, ринолалией.

  • Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации. Слухового и мышечного ощущений.

Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Ребенок подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога – слог и т.д. Воспринимая организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее. Особенно важным оздоровительным средством является пение хором.

  • Игровая деятельность. Игры можно использовать самостоятельно или в сочетании логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами. Игры вносят разнообразие и эмоциональность в коррекционную деятельность. (Особенно важно в работе с детьми с дизартрией, ринолалией, алалией на фоне интеллектуальной недостаточности).
  • Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен и т.п. важно эти упражнения проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и интерес к занятиям.
  • Релаксация позволяет использовать особые упражнения, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей, снять эмоциональное напряжение. Расслабляющим действием обладает массаж и самомассаж.
  • Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, пластические упражнения.
  • Элементы ЛФК и йоги. Помимо всестороннего воздействия на организм, с помощью этих упражнений можно избирательно воздействовать на развитие мышц спины, живота, плечевого пояса, ног, функции равновесия и др.
  • Кинезиологические упражнения – эти упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие.

Далее представлены методы работы с заикающимися детьми, дислаликами, дизартриками, ринолаликами.

Обследование состояния психомоторики проводится учителем-логопедом, учителями музыки и ритмики. Обследование проводится с учетом соблюдения принципов комплексности, индивидуального подхода, состояния двигательной сферы, речевого нарушения и др. в обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы:

  • Статическая координация движений
  • Динамическая координация движений
  • Внимание
  • Произвольная моторика
  • Оральный праксис (качество и объем движений губ, мышц щек, языка, мимической моторики)
  • Динамический слух
  • Чувство ритма
  • Продолжительность и сила выдоха
  • Пространственная организация движений

Для оформления результатов обследования используем карту-таблицу, предложенную Самойленко Н.С. Составляется график (диаграмма) кривой психомоторики (на начало и конец учебного года) и сопоставляется с графиком речевым, который составляется после логопедического обследования. Согласно критериям оценки уровня речевого развития (разработанным на ГМО школьных логопедов на основе речевой диагностики Фотековой) дается заключение динамики речевого и психомоторного развития. (Приложение)

Включение в учебный процесс коррекционно-оздоровительных упражнений способствует общему оздоровлению обучающихся, коррекции имеющихся у них речевых и психических отклонений, применение игровых приемов поддерживает устойчивый интерес к занятиям, что создает положительный эмоциональный настрой и в свою очередь приводит к положительным результатам коррекционной деятельности. По окончании учебного года или этапа коррекционной деятельности проводятся логопедические утренники или открытые интегрированные занятия, которые являются местом демонстрации успешности детей.

Специальные коррекционно-оздоровительные занятия помогают достигать эффективного решения основной задачи нашего образовательного учреждения – коррекции недостатков развития детей с речевой и интеллектуальной недостаточностью, развития у них механизмов компенсации.

Литература:

  1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение , 1985.
  3. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. – Л.,1993.
  4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  5. Коррекционная педагогика под редакцией Кукушкина В.С.. – Ростов н\Д: МарТ, 2002.
  6. Логопедия в школе: практический опыт. под редакцией Кукушкина В.С. – М.: ИКЦ МарТ, 2004.
  7. Лопухина И. С. Логопедия речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1997.
  8. Литвинова Л.А. Учебная программа коррекционной направленности по логоритмике для учащихся начальной школы. – Новокузнецк, 2003.
  9. Румянцева Е.Ю. О формировании чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии. – СПб, 1994.
  10. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.:ГНОМ и Д, 2000.