Открытый урок математики в 4-м классе "Сравнение долей"

Разделы: Математика


Цели:

  1. Учить сравнивать доли. Формировать навыки решения текстовых задач, примеров на порядок действий.
  2. Содействовать патриотическому воспитанию учащихся через использование краеведческого материала
  3. Развивать речь, мышление, интерес к математике.

Оборудование:

  1. Таблицы и картины с изображением растений и животных Кабардино-Балкарии.
  2. Презентация в программе PowerPoint (Приложение 1)
  3. Тесты, выполненные в программе Microsoft Excel (Приложение 2)

План урока 

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

II. Упражнение по чистописанию

(Приложение 1)

1. Показ образца написания цифр:

1 - Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.

2 - А вот это цифра 2,
Поглядите какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.

0 - Круглый нуль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

2. С помощью цифр 1, 2, 0 составьте все возможные трехзначные числа. (120, 102, 210, 201. По мере называния числа записываются.)

3. Назовите наибольшее из этих чисел и вы узнаете длину самой длинной реки КБР Малки. Какова же длина Малки?

4. Запись числа 210. Его характеристика.

III. Организация работы у доски и с ноутбуком.

1) В лесах и горах Кавказа обитает очень интересные и редкие животные. Вырази длину их тел в более крупных единицах измерения.

  • длина тела зубра 300 см = ... м = ... дм
  • длина степного орла 85 см = ... дм ... см
  • длина малоазиатского тритона 1 дм 4 см = ... см

2) Добавь нужную фигуру и определи, о каком растении идет речь.

Этот кустарник растет в поймах рек. Его еще называют «кавказским ананасом», т.к. его янтарные ягоды содержат много витаминов и обладают лечебными свойствами, У нас пожилые люди называют его лоховником.

3) По рисунку определи, чему равна масса кречета, обитающего в нашем краю.

Рисунки птиц (Ответ: 2 кг)

4) Тесты (Приложение 2):

  • Задачи на движение (2 чел.)
  • Порядок действий (2 чел.)
  • Единицы измерения (1 чел.)
  • Доли (1 чел.)

IV. Устные упражнения

Предлагаю вам перелистать страницы Красной книги и решить несколько задач о редких животных Кабардино-Балкарии.

  1. У нас на Кавказе встречается слепозмейка. Её длина составляет 1/3 длины кавказской гадюки длиной 90 см. Какова длина слепозмейки? (30 см)
  2. Жук-олень один из самых крупных жуков. Длина личинки жука-оленя 14 см. Длина его тела вместе с «рогами» равна 1/2 длины личинки. Какова длина жука-оленя? (7 см)
  3. На Кавказе обитают очень крупные птицы. Так, масса беркута 6 кг, а масса кречета составляет 1/3 долю массы беркута. Чему равна масса кречета? (2 кг)
  4. Чёрный гриф самая крупная птица Кавказа. Размах его крыльев на 100 см больше размаха крыльев степного орла. Определите размах крыльев грифа, если у степного орла он 150см. (250 см)
  5. Бабочка-голубянка делает крыльями 10 взмахов в секунду, что составляет 1/16 часть взмахов, которые совершает шмель. Сколько взмахов в секунду делает своими крыльями шмель?(160)

Проверка выполненных заданий.

V. Математический диктант.

(1 ученик у доски)

  1. Какую долю фигуры составляет закрашенная часть?

  2. Какую часть (долю) метра составляет 1 см? 1 дм?
  3. Как называется 1/60 доля минуты? 1/1000 доля тонны? 1/24 доля суток?
  4. Горная часть Кабардино-Балкарии занимает половину площади республики. Какую часть территории занимают горы? (1/2)

Проверка: 1/3, 1/8, ¼., 1/6, ½, 1/100, 1/10, 1 с, 1 кг, 1 день, 1/2.

– Что обозначает запись: ½? (Единицу разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть.)

– Что называют долями? (Равные части)

VI. Постановка проблемы

Решите задачи:

  1. Арбуз весит 8 кг. Сколько весит ½ арбуза?
  2. Арбуз весит 8 кг. Сколько весит ¼ арбуза?

–Что интересного заметили? (1/2 часть арбуза весит 4 кг, а ¼ часть – 2 кг)

– ½ весит больше, чем ¼? Докажите. (4 кг больше, чем 2 кг)

– Но 2 меньше 4, значит ½ меньше ¼. Кто согласен со мной?

– Мнения разделились. Попробуем выяснить, кто прав.

Кто догадался и назовёт тему нашего урока? (Сравнение долей)

VII. Открытие детьми нового знания

1. Практическая работа

На каждой парте есть листочки бумаги. Они помогут нам выяснить, какая доля больше: ½ или ¼. Разделите 1 лист на 2 части, а 2 – на 4. Покажите, что получилось.

– Каким способом предлагаете их сравнить? (Наложением)

– К какому выводу пришли? (1/2 больше ¼)

– А если разделить лист на 8 частей, 1/8 будет больше или меньше ½? (меньше)

– Значит, чем меньше долей, тем больше каждая доля.

Чем больше долей, тем меньше каждая доля.

– Сравните свой вывод с выводом учебника на с. 68. прочитайте вывод.

2. Чтение вывода в учебнике.

Физкультминутка

1, 2 – выше голова.
3, 4 – плечи шире.
5, 6 – тихо сесть.

VIII. Первичное закрепление

  • Выполнение № 2, с. 68 – коллективно.
  • № 4(а) - коллективно.
  • № 4(б) – в парах.
  • № 5 с. 68

IХ. Самостоятельная работа

Самостоятельные и контрольные работы с. 23-24 «Доли. Сравнение долей»

Х. Повторение ранее изученного

Решение задачи 8.

ХI. Итог урока

Чему учились на уроке? (Сравнивать доли….)

– К какому выводу пришли? (Чем больше долей, тем меньше каждая доля и наоборот: чем меньше долей, тем больше каждая доля)

– Кто испытывал затруднения при изучении новой темы?

– Как оцениваете свою работу?

ХII. Задание на дом

  1. с. 68 № 1, 6 (или 7 по выбору)
  2. Продолжить составление задач на нахождение доли числа и числа по доле с использованием краеведческого материала.