Методическая разработка внеклассного мероприятия "ТЫ + Я = 7Я"

Разделы: Математика


Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Методическая разработка математической игры “ТЫ + Я = 7Я” составлена и применялась как внеклассное мероприятие по математике в ходе проведения предметной недели. Задания носят прикладной и занимательный характер, но в каждом из них есть такой элемент, который потребует для решения сообразительности, смекалки, творческого подхода.

Цель разработки – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей школьника. Данная методическая разработка может быть использована преподавателями как одна из форм внеклассной работы.

Цели мероприятия:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся по математике.
  2. Развитие представлений о практическом применении математики и теоретического материала, изученного на уроках, умений применять знания к решению нестандартных задач.
  3. Способствовать развитию логического мышления, внимания, сообразительности, памяти. Привитие навыков исследовательской работы.
  4. Воспитание у учеников определенной культуры работы над задачей, культуры математического мышления, чувства ответственности за принятое решение; умение работать в коллективе.

Задачи:

  1. Способствовать повышению интереса учащихся к математике.
  2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость внеклассных занятий по математике.
  3. Формировать положительную мотивацию участия во внеклассных занятиях по математике.
  4. Обеспечить эффективное использование учащимися своих ресурсов.
  5. Способствовать созданию благоприятной атмосферы при проведении внеклассных мероприятий.

Оборудование: слайдовая презентация, медали, грамоты, приложения.

Оформление: высказывания.

  1. “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Л.Н. Толстой.
  1. “Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу - это мать”. Н.А. Островский
  2. “Неблагодарный сын, неблагодарная дочь - самое глубокое осуждение человеческих пороков”. В.А. Сухоруков
  3. “Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле”. Пифагор
  4. “Книга книгой, а мозгами двигай”. В. Маяковский

План мероприятия.

1. Организационный момент.

2. Ход игры.

3. Подведение итогов, награждение победителей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Звучит музыка. На фоне песни “Родительский дом - начало начал” учитель произносит вступительное слово: “В жизни есть ценности, без которых человек не может обойтись. Это хлеб, которым человек кормится. Земля, на которой он живет, родители, которые дают жизнь. А еще у каждого человека есть дом, родительский дом - начало всех начал. Прекрасные слова произнес Л.Н. Толстой: “Счастлив тот, кто счастлив у себя дома”. Любые неприятности, любое горе отступает, если в доме любовь и дружба, забота и взаимопонимание между всеми членами семьи. 2008 год – год Семьи. Хотелось бы верить, что в каждой семье детей нашей школы хорошо и детям, и родителям. Очень приятно видеть на нашем мероприятии уважаемых родителей, которые нашли время, чтобы побыть с нами, отдохнуть вместе, поближе познакомиться с одноклассниками своих детей, а также посмотреть, на что они способны.

2. Ход игры. Представление жюри в состав, которого входят родители. Дети разбиваются на две команды (по одному участнику от класса (с 5 по 11) в каждую команду):

  • семья четырёхугольников;
  • семья треугольников.

Остальные дети классов — болельщики, но они как члены команды очки, заработанные ими, приписываются команде, за которую болеет ответивший ученик.

Капитаны команд представляются и объясняют название своей команды (у всех имеются эмблемы).

Конкурс 1. Весёлый конкурс “Семейный портрет”

Определить родственные отношения внутри команды в соответствии с названием и нарисовать семейный портрет (на рисование дается 5 минут). Например:

  • семья четырёхугольников – четырехугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция, равнобокая трапеция
  • семья треугольников – треугольник, остроугольный, тупоугольный, прямоугольный, равнобедренный, равносторонний

Далее презентация семейного портрета. Работы сдают портреты в жюри, которое сравнивает рисунки, показывает всем и называет победителей.

Конкурс 2. Разминка “Живой арифмометр”

Командам предлагаете посчитать геометрически фигуры (приложение 1). От каждой команды по очереди приглашаются по три участника. Считают так: 1-й круг, 1-й треугольник, 2-й круг, 1-й квадрат и т.д. пока не собьется. Победителем объявляют того, кто больше посчитает, пока не собьется.

Конкурс 3. Конкурс капитанов

  1. Одна сторона прямоугольника 8 см, а вторая на 2 см больше. Какова площадь этого прямоугольника?   (80 см2)
  1. Назовите число, если половина - треть его. (1,5)
  2. В карманах денег поровну. Из одного в другой карман переложили 1 руб. Насколько больше там стало? (На 2 руб.)
  3. Сумма двух чисел больше одного из них на 17 и больше другого на 13. Чему равны эти числа? (17 и 13)
  4. В саду 33 сучка, на каждом по 33 яблока. Сколько яблок всего? (На сучках яблоки не растут)
  5. Подсчитай, какое стадо обслужить ребятам надо:

Индюшат, их 240, водит Катя на пригорок;
Машет прутиком Илья, напевая: “8 уток, один я, куда утки, туда и я”;
Что-то громко чересчур раскричались курицы,
Сотен пять их было, и они как развоюются!
А на речке уток 200, как закрякали все вместе!

Конкурс 4. Конкурс на звание “Лучшая театральная группа”

Команды инсценируют сказку о репке (пантомима).

Конкурс болельщиков. Пока команды готовятся, задание болельщикам: кто больше зовет песен, где есть числа. Например: “Раз дощечка, два дощечка - будет лесенка...”

Конкурс 5. “Кто смекалистей?”

Соревнование команд, кто верно и быстрее ответит.

1. Чьи это слова: “Математику уже затем изучать следует, что она ум в порядок приводит”? М.В. Ломоносов

Едва ли кто помнит, но сейчас вы угадаете даты его жизни, если хорошо знаете математику и быстро смекаете. Он жил в XVIII веке. Сумма цифр года его рождения, равна 10, причем цифра единиц равна цифре десятков. Сумма цифр года его смерти, равна 19. Если цифру десятков разделить на цифру единиц, то получится, в частном 1 и в остатке 1. (1711-1765)

2. У деда Архипа большая семья. Детей было 7, и все сыновья. У каждого сына, по паре ребят - внучата Архипа. Сколько у деда было внучат? (14)

Головоломки, известные с давних пор. Они помогут определить, насколько логически верно вы мыслите.

Утопить или повесить

Эта головоломка довольно хорошо известна. Некто совершил преступление, караемое смертной казнью. На суде ему предоставляется последнее слово. Он должен произнести одно утверждение. Если оно окажется истинным - преступника утопят, если же оно окажется ложным, то преступника повесят. Какое утверждение он должен высказать, чтобы привести палачей в полное замешательство? Ответ: я буду повешен

Парадокс цирюльника

Приведем еще один известный парадокс. В небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Бреет ли цирюльник самого себя? Если он бреет самого себя, то тем самым он нарушает правило, так как бреет одного из тех, кто бреется сам. Если же цирюльник не бреет самого себя, то он опять-таки нарушает правило, так как не бреет одного из тех, кто не бреется сам. Что делать цирюльнику? Ответ: существование такого цирюльника логически невозможно

Конкурс 5. “Математическая рыбалка”

Для участников конкурса готовятся 10 рыбок и две удочки. К столу подходит один участник и удочкой ловит рыбку. Номер задания на обратной стороне рыбки. По этому номеру он получает задание, которое решает вся команда. На решение всех заданий дается не более 10 минут. Приложение 2.

Конкурс болельщиков. Его можно проводить во время “математической рыбалки”, а также после соревнования команд.

1. Борьба за число. Вывешиваются два одинаковых плаката, на которых изображены все числа от 1 до 25 в разном порядке. Кто быстрее кажет по порядку все числа от 1 до 25, тот и побеждает.

Задача в стихах

2. Приглашаются по 3 человека от болельщиков каждой команды. Участникам дается условие одной и той же задачи. Но они должны ее не решить, а условие задачи переложить в течение 10 минут в стихи.

Задача. Два отца и два сына разделили между собой три апельсина так, что каждому досталось по одному. Как это могло случиться?

3. Сладкий конкурс. Необходимо отгадать, сколько конфет – горошин находится в стакане.

Конкурс 6. Художественная самодеятельность

Команды инсценируют стихи. Приложение 3.

Н. Зидаров “Режим дня”.

Н. Зидаров “Цапля и подсказка” (басня).

Подведение итогов, награждение победителей.

В заключительном слове учитель благодарит всех участников и желает, чтобы атмосфера этого праздника царила всегда во всех семьях, чтобы каждый был счастлив, в первую очередь, теплом своей семьи.

Результаты мероприятия.

1. Развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям, желание участвовать в проводимых мероприятиях:

  • участие в выставках, конкурсах, проводимых для всех;
  • участие в мероприятиях на параллели.

2. Интерес к предмету:

  • ребята ждут занимательные уроки математики, где они узнают, что-то новое и интересное;
  • появляется потребность в работе с дополнительной литературой, искать необходимый материал на интернет-сайтах;
  • растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;
  • старшеклассникам хочется проводить занимательные классные часы для младших, побывать в роли учителя.

3. Непринужденная атмосфера внеклассных мероприятий:

  • воспитывается культура общения;
  • формируется умение работать в группе.

4. Улучшилась математическая грамотность учащихся, повышается качество подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

5. Выявление и поддержка одаренных детей; способствовать выявлению способных учащихся для проведения олимпиад.

Литература

1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: “Лицей”, 2001.