Урок русского языка в 7-м классе "Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению и систематизации материала по теме “Причастие”;
  • совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастные обороты;
  • самостоятельно подбирать материал, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выступать перед классом;
  • закрепить изученные орфограммы.

Оборудование к уроку:

  • репродукция картины И. Е. Репина “Пушкин на выпускном экзамене в Лицее”.
  • карта путешествия по тропинкам Морфологии.(Рисунок 1)
  • высказывания В. И. Даля, В. Г. Белинского, П. Чеснокова.

Читая его [Пушкина] творения,
можно превосходным образом
воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский

Часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. И. Даль

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
П. Чесноков

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие по загадочной стране, где правит всемогущая царица - Морфология. Давайте вспомним, почему эта страна так называется? (Дети отвечают). Да, Морфология - командир над всеми частями речи. С давних времён существует эта страна. Она поделена на части, каждая из которых имеет своё название.

Одна из них - Причастие. И сегодня на уроке мы будем обобщать, повторять, закреплять изученное по этой теме. Нашими спутниками будут не только ваши знания, но и внимание, любознательность, умение быстро находить правильные решения. Сначала мы проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку.

Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.

О чём эта загадка? Да, она о причастии. Ответьте на вопрос: по каким признакам вы определите третье лишнее слово в каждой группе.

Карточка №1

  • горевший, горелый, горящий.
  • запоздалый, запоздавший, запаздывающий.
  • трещавший, трескучий, треснувший.
  • жарящийся, зажаренный, жареный.
  • солёный, пересоленный, соливший.

Учитель. Загадки отгадывать вы умеете, знаете в “лицо” причастие. Думаю, что вы готовы путешествовать по тропинкам страны Морфологии.

1-я тропинка - “Занимательная”

Прослушайте грамматическую сказку “Как причастия появились...”

(Ученица рассказывает сказку).

Мы убедились, что причастие - необыкновенная часть речи, как говорил В. И. Даль, часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. Основные сведения о ней вспомним, пройдя по тропинке “Теоретической”

2-я тропинка - “Теоретическая”

1. Перечислите признаки прилагательного у причастия.

2. Перечислите признаки глагола у причастия.

3. В чём разница между действительными и страдательными причастиями?

4. От какой части речи образуются причастия?

5. Как образуются действительные причастия?

6. Как образуются страдательные причастия?

7. Какова синтаксическая роль причастий?

8. В чём ошибочность ответа ученика: “Все причастия изменяются по падежам”?

9. Что такое причастный оборот и когда он на письме выделяется запятыми?

10.Расскажите о правописании частицы не с причастиями.

3-я тропинка - “Применительная”

Словарная диктовка

Вставьте пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий.

Карточка №2

  • умира..щие звезды,
  • муч..мый жаждой,
  • рекоменду..мая книга,
  • сверка..щий снег,
  • приближа..щаяся ночь,
  • вед..щая к садам дорога,
  • заостр..ные копья,
  • плыв..щие облака,
  • колебл..мый ветром,
  • выслуш..ный приказ,
  • замеч..ная опечатка.

2. От каких глаголов образованы эти причастия? блестящий — блестеть, встречавших – встречать, освещённом – осветить, видневшемся – виднеться, просвечивающий – просвечивать, провожавших – провожать, закрывающая – закрывать, нашедший – найти, вставший — встать

3. Образуйте все возможные формы причастий от этих глаголов:

  • читать - читающий, читавший, читаемый, читанный;
  • слышать - слышащий, слышавший, слышимый.

4. Синтаксический разбор предложения:

Тучи поспешно сбегали с синего неба, усеянного ярко мерцавшими звёздами.

Учитель. А. С. Пушкин утверждал: “Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая на мосту; слуга, метущий комнату. Мы говорим: которая скачет, который метёт и т. п., заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом”.

- О какой стилистической особенности причастия в нём говорится?

- Что вы можете сказать об использовании причастий в художественных текстах?

Да. В художественных текстах очень часто используются причастия. Писателей и поэтов они привлекают тем, что не только образно описывают предмет, явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, развития, изменения. Объясняется это, конечно, тем, что причастие соединяет в себе энергию глагола и описательную экспрессию прилагательного.

Способность причастия передавать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. В этом мы убедились при анализе произведений А.С. Пушкина, которые сейчас изучаем. Дома, ребята, вы должны были написать сочинение по картине И.Е. Репина

“А.С. Пушкин на лицейском акте”, употребив в работе причастия и причастные обороты. Что у вас получилось, мы узнаем немного позже, а сейчас пройдём по тропинке “Исторической”, которая введёт нас в мир русской литературы, прослушаем историю, предваряющую рассказ о событии, изображенном на картине И.Е. Репина.

Рассказ ученика. Поэтический дар Пушкина пробудился рано. Произошло это в Лицее, куда в 1811 году был определён двенадцатилетний Пушкин. Он стал колыбелью пушкинской музы. Лицей - вновь открытая высшая школа - находился под покровительством императора Александра I. Поэтому он был размещён в Царском Селе, бок о бок с дворцом - летней резиденцией русских царей. Первые два года мальчик занимался как все: изучал языки, слушал лекции профессоров, много и увлечённо читал. И вдруг поэтическая страсть охватила его:

В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Самые ранние, дошедшие до нас стихи Пушкина относятся к 1813 году. Летом 1814 года в журнале “Вестник Европы” появилось стихотворение “Другу стихотворцу”, направленное против литературных староверов.

Осенью того же года должен был состояться переходный экзамен. Профессор словесности Галич рекомендовал Пушкину написать стихи. Вдохновлённый победами Отечественной войны Пушкин пишет “Воспоминания в Царском Селе”.

С октября экзамены перенесли на январь 1815 года. Среди приглашённых на публичный экзамен гостей самым дорогим был прославленный поэт Державин. Он был уже стар и с трудом сидел на утомительном торжестве.

Но когда лицеисты начали отвечать по русской словесности, Державин, свидетельствует Пушкин, “оживился - глаза его заблистали, он преобразился весь, слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл “Воспоминания в Царском Селе”, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом...”

Он читал, как во сне, ничего не слыша, ничего не замечая. Ему казалось, что это не он, а кто - то другой произносит звенящим голосом стихи о победах прошедшего, о героях недавних времён, когда пылала Москва и весь русский народ восстал против недругов:

О скальд России вдохновенный,
Воспевший ратных грозный строй,
В кругу товарищей, с душой воспламенённой
Греми на арфе золотой!
Да снова стройный глас героям в честь прольётся,
И струны гордые посыплют огнь в сердца,
И ратник молодой вскипит и содрогнётся
При звуках бранного певца.

В том же 1815 году “Воспоминания в Царском Селе” были напечатаны в журнале “Российский музеум”. И впервые в этом номере журнала под своими стихами поэт подписался полным именем: Александр Пушкин.

Учитель. Какова же история создания картины?

В 1911 году у некоторых членов Пушкинского лицейского общества зародилась мысль заказать Репину картину “Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года”. Об этом сообщили художнику, и он со свойственным ему увлечением немедленно приступил к работе. Общество оказало Репину большую помощь по разысканию материалов, необходимых для выполнения заказа. Художника ознакомили с полным списком участников экзамена, предоставили для работы портреты некоторых из них, сведения о костюмах, зале, где проходил экзамен. Более того, для Репина в Лицее была устроена инсценировка экзамена, в которой принимали участие не только воспитанники, но и преподаватели, и даже директор Лицея. Картина была подарена Лицею и помещена в зале музея.

Итак, тропа пятая, “Тропа проб и ошибок”.

Что же у вас получилось? Прочитайте свои работы.

Пример творческой работы.

Сюжетом для данной картины Репина послужил эпизод из жизни великого русского поэта А.С. Пушкина, читавшего на выпускном экзамене в Лицее свои стихи “Воспоминания в Царском Селе” в присутствии знаменитого поэта Державина.

Актовый зал Лицея. Здесь собрались родственники выпускников, гости.

Идёт экзамен. Перед экзаменационным столом юный Пушкин. Кажется, сейчас мы услышим его голос, звучащий звонко и взволнованно. Так мастерски передано Репиным состояние юного поэта, вдохновенно читающего свои стихи.

Привстав с места, слушает его старик Державин. Внимательны
присутствующие, вслушивающиеся в каждое слово.

Вспоминая позднее об этом событии своей жизни, Пушкин писал:

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.

Именно Державину, “отцу русских поэтов”, как назвал его В.Г. Белинский, удалось разглядеть того, кто в ближайшем будущем станет гордостью русской литературы - совсем ещё юного Пушкина.

После экзамена министр просвещения дал торжественный обед для почётных гостей и приглашённых. За обедом министр, похвалив талант юноши, сказал Сергею Львовичу Пушкину: “Я бы желал, однако же, образовать сына вашего в прозе”. Державин вместо С.Л. Пушкина с жаром ответил: “Оставьте его поэтом”.

Анализ текста.

Имя Пушкина, черты лица его входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, всю ценность которого узнаёшь полностью с годами.

Нам дорога в Пушкине его любовь к русской истории, к богатырским подвигам народа, его воплощение прошлого в живых и могучих характерах, в величавых и трагически прекрасных картинах. Ожившее прошлое открывает нам тайны истории. Далёкое навсегда становится близким. Властью пушкинского воображения мы становимся соучастниками Полтавской битвы и бессмертной “грозы двенадцатого года”, свидетелями мятежной силы народа в “Капитанской дочке” и леденящей душу сцены грозного “безмолвия народа” в финале “Бориса Годунова”.

Карточка №3

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте нужные знаки препинания.

Пушкинский уголок земли

Ширь и даль без конца; красавица зеркальная Сороть с чистым песча(н, нн)ым дном; густой сад с вековыми деревьями; дли(н, нн)ый одноэтажный господский дом, с чудным видом с балкона вдаль на ра..ст..лающиеся поля и деревушки, с мостом через Сороть... Очень красива часть сада спускающаяся к реке. На берегу, на скате, старая баня. В этой бане жил Пушкин в весёлое лето 1826 года с Вульфом и поэтом Языковым и отсюда прямо спускался к реке купаться. От садовой старины связанной с обитателями Тригорского сохранилось немного: лужайка вся окруж..нная липами, так называемая липовая зала где танцевали под странству..ий, заходивший сюда по временам оркестр. Очень хороша гр..маднейшая ель под которой сиживал Пушкин, да большой старый дуб окруженный те(р, рр)асой со сходом, едва уже заметными ступеньками к воротам из яблонь, от которых шла а(л, лл)ея.
В. Острогорский

Учитель. Нам осталось пройти ещё по одной тропинке - “Итоговой”. Мы с вами ещё раз убедились, что мир причастий широк и многообразен.

Подходит к концу наш урок, но не заканчивается путешествие по стране Морфологии. Оно продлится до конца учебного года.

Выставление отметок. Домашнее задание.