С друзьями по детству идти веселей

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: проект в детском саду


Жить в своем доме всегда одному
Скучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете веселых затей!
Из детской песенки.

Когда мы открывали клуб "Розовая башня", то планировали организовать развивающие занятия для детей от трех до шести лет. С этого мы и начали. Но кто бы мог подумать, что к нам придут такие удивительные дети - творческие и активные, что наше общение выйдет далеко за рамки обычных занятий и что впереди нас ждет интересная и содержательная жизнь!

Наши первые занятия - это просто встречи детей, когда они осваиваются в непривычной для них обстановке, знакомятся друг с другом. Малыши часто собираются за круглым столом, рассказывают о себе, об интересных случаях из своей жизни, о каких-нибудь впечатлениях; рисуют или мастерят; пьют чай. В этот период мы как можно больше играем все вместе.

Из дневника наблюдений за детьми

***

Паша и Саша очень любят рассказывать о компьютерных играх. И делают это одновременно, не слушая друг друга. Саша не выдерживает, обращается к Паше:

- Извини, пожалуйста, ты можешь подождать, пока я расскажу?

- Нет, - отвечает Паша,- это я сейчас хочу поразговаривать.

***

После выходных дети, полные впечатлений, наперебой рассказывают каждый о своем: Паша - об играх, Маша - о Хрюше, Антоша -о пиратах:

Минутная передышка. Тишина. Голос Лизы:

- Я - женщина:

Долгая тишина.

***

Разговор за чаем. Егор:

- Я сейчас буду строить корабль, и мы все поплывем. Паша, ты будешь мне помогать?

- Да, - отвечает Паша и тут же предлагает: - А давай позовем с собой Марину, она будет нашим ПИПИТАНОМ.

Все дружно хохочут.

В атмосфере сердечного тепла и заботливого внимания дети ближе узнают друг друга и начинают дружить. И перед нами уже не просто девочки и мальчики, а ребята, которые испытывают радость общения с другими детьми и своими педагогами.

На следующем этапе мы строим процесс развития и обучения. Учитывая возрастные особенности дошкольников, их потребность в игре, стремление увлекаться самыми разнообразными занятиями и их естественное желание быть взрослыми, а никак не малышами, мы организуем большую игру в школу. В нашей школе проходят настоящие уроки математики, развития речи, знакомства с окружающим миром, "English for children", есть также уроки музыки, танца и творчества, театральная студия. Уроки ведут замечательные учителя. Дети очень ответственно относятся к новой роли учеников, а свою деятельность важно называют работой.

Из дневника наблюдений за детьми

***

Начало нового учебного года. Мы очень рады встрече с нашими детьми, восхищаемся тем, как они выросли за лето, повзрослели.

- Марин, Марин, а мне: - от избытка чувств Паша растерялся. И уже значительно добавил: - три с половиной, я уже большой, в школе учусь!

- Да, Паша, ты самый настоящий ученик!

- Да: да!

Но тут Паше показалось, что для настоящего ученика трех с половиной маловато, и он выпалил:

- А мне ... а мне:уже двадцать девять лет - вот я какой взрослый!

***

Читаем хором слоги, написанные на доске:

- Ту:ты:то:те:та:

- Тая, - Марина радостно превращает слог в слово.

- Нет, это моя Тая, - возмущается Настя. (Тая - ее любимая няня.)

Педагог успокаивает Настю:

- Конечно, твоя. Просто Марина прочитала "та" и придумала слово "Тая".

Это возмутило Настю еще больше, и она тоном, не терпящим возражения, сказала:

- Не надо больше "читать" мою Таю!

***

Урок чтения. Изучаем букву Х. Ни у кого не получается придумать слова с этой буквой. Вдруг Ваня после долгого раздумья радостно сообщает:

- А я придумал! Ух-х-хо!

- Отлично, Ваня. Ты услышал Х даже в середине слова. Молодец!

Ваня, окрыленный успехом, тут же выдает:

- А я придумал еще одно слово!

- Ну, давай, Ванечка.

- :Два уха!

***

Урок математики.

- Саша, какой ты молодец! Так быстро все понял.

- Ой, - отвечает Саша. - У меня мозг так устроен: видит все насквозь.

Действительно, Саша тут совсем ни при чем - все дело в хорошо устроенном мозге.

Как такие моменты украшают наши уроки, снимают напряжение, делают их радостными! Еще большую радость доставляют детям "Веселые переменки". Какими бы серьезными делами не занимались, они очень любят пошалить. После насыщенной программы занятий детям иногда просто необходимо "выплеснуть" накопившуюся энергию. Под громкую веселую музыку дети бегают, прыгают, играют в "машины", "львов", "хитрых мышат", "чудовищ", могут даже бросать друг в друга подушками. В эту неуправляемую компанию входят и педагоги - танцующие, догоняющие, превращающиеся в бабу-ягу или волка, а порой даже - о, ужас! - визжащие или рычащие. Все это длится всего лишь пять-десять минут, но этого достаточно, чтобы испытать восторг и хорошо отдохнуть.

Из дневника наблюдений за детьми

***

Переменка.

Паша, Саша, Егор и Антоша несутся с огромной скоростью вокруг колонны, дико кричат. Несутся и кричат. Несутся и кричат.

Вдруг - резкая тишина!

Лежат. Тяжело дышат.

- Мальчики, что с вами случилось?

- Да ничего. Просто нам техники колеса меняют.

И снова - несутся и кричат, несутся и кричат.

А однажды из обычной игры на переменке у нас выросла коллективная сюжетная творческая игра. Вот как это получилось. Все дети очень любят играть в "больницу", в "магазин", "дочки-матери", "парикмахерскую". Сначала наши малыши играют в одиночку - в этом возрасте силен инстинкт самостоятельности и собственничества: " Это сейчас моя игра, и играть я буду сам". Со стороны деятельность ребенка выглядит так: он, не обращая ни на кого внимания, раскладывает что-то перед собой и снова складывает, сам с собою разговаривает, обращается к себе и сам же себе отвечает. Какое-то время каждый из участников одиночных игр чувствует себя комфортно в такой роли. Потом картина меняется: дети начинают подходить друг к другу и приглашать: "Пойдем со мной. Сейчас я тебе прическу сделаю. Краси-ивую" или спрашивать, очень участливо: "А может, ты заболел? Давай я тебя полечу" Объединившись в парочки, ребята разыгрывают роли - доктор-пациент, продавец-покупатель и др. Но часто игра быстро заканчивается, потому что личного опыта ребенка и его знания окружающей жизни недостаточно для хорошей игры. Тогда в игру включаемся мы, педагоги, и просто играем с детьми - все дети очень любят, когда с ними играют взрослые. Подражая нам, тонко подмечая, дети незаметно усваивают новые правила поведения, более сложные действия. Кроме личного участия в игре, на уроках математики, развития речи мы проводим дидактические игры "Магазин", "У доктора", читаем рассказы и стихотворения о людях разных профессий, проводим беседы. Много познавательного мы узнаем, многому учимся, поэтому наша игра становится сложнее и интереснее. Теперь в расписании занятий наряду с уроками она занимает почетное место под названием "Солнечный город" и выглядит так.

Раздается первый сигнал, и дети распределяют роли между собой. Одни участники игры становятся "жителями Солнечного города": "строят" свое жилище, ведут домашнее хозяйство, "воспитывают" детей или посещают различные заведения. Другие же выполняют служебные функции: "продавца", "врача", "учителя", "слесаря", "парикмахера".

После второго сигнала в "Солнечном городе" открываются "магазины", "почта", "больница", "кинотеатр", "слесарная мастерская". В "магазине" "продавец" взвешивает продукты, пробивает в кассе чек, что-то советует покупателям. В "больнице" очень добрый доктор оказывает нуждающимся помощь, выписывает рецепты и дает ценные рекомендации по поводу дальнейшего поведения больного. "Салон красоты" предоставляет услуги по созданию необычных причесок. Именно здесь педагоги являются любимыми клиентами - много у них терпения, наверное.

Есть в нашем городе и "зоопарк". Задолго до его открытия дети договорились, каких животных будут размещать в "зоопарке", из чего делать вольеры. В ходе обсуждения они спорили и находили общее решение. На уроке ознакомления с окружающим миром изучали повадки этих животных, особенности их обитания, питания. Теперь вместе с "экскурсоводами", проходящими серьезное испытание на эту должность, желающие могут совершить приятную прогулку по "зоопарку".

В "Солнечном городе" ребята соблюдают правила вежливости: одни из них оговариваются заранее, другие появляются в процессе игры. По сигналу игра заканчивается, и дети собираются в кружок, делятся впечатлениями: что понравилось, что запомнилось, какую роль хотели бы сыграть в следующий раз. Педагог обращает внимание на игру каждого ребенка.

В процессе игры "Солнечный город" наши дети учатся дружно жить и работать, быть взаимно уступчивыми, внимательными друг к другу. И этот ничем не заменимый опыт взаимодействия со сверстниками служит основой для их личностного развития.

Из дневника наблюдений за детьми

***

У наших мальчишек новая игра - они называют друг друга по имени-отчеству:

- Егор Егорыч, Антон Антоныч и Ваня Ваневич:

***

Дети собираются на прогулку. Ваня рассуждает:

- Сейчас слепим снеговика и построим дом. Это очень трудно.

- Нет, это не трудно, - успокаивает Ваню Марина. - Мне папа рассказывал. В его детстве это было совсем не трудно: раз-раз - и слепил. И бабушка так говорила. Не-е-т, не трудно.

Так, заручившись двумя непререкаемыми авторитетами - папиным и бабушкиным, - мы смело отправляемся лепить снеговика.

Не устаем удивляться нашим детям и получать удовольствие от общения с ними. Вот

как-то раз, вернувшись с прогулки, Ваня взял в руки игрушечную гитару и сказал:

- Я сейчас буду выступать - как будто концерт, а вы все смотрите - как будто вы зрители.

Сказано - сделано! Из детских стульев мы выстроили зрительный ряд, заняли места. На сцене торжественно появился Ваня с игрушечной гитарой в руках. Как он выступал! "Игра" настоящего гитариста, мимика, проживание музыки - все сумел показать! Артист! Кто-то решил тоже попробовать выступить, но быстро уступил место Ване. Уж очень хорошо у него получалось - естественно, свободно, красиво.

Посмотрели мы на это представление и подумали: " А почему бы нам не подготовить концерт. Кто-то стихи хорошо читает, кто-то поет, кто-то танцует. Каждый сможет себя показать. Ведь наши дети - они просто потрясающие! Они сами придумают такое!"

Подготовка к концерту началась с: занавеса. А как же! Все должно быть "всамделишным". Соорудили. Ну, а потом как водится - придумывание и распределение номеров, разучивание, репетиции, прогоны. Разочарования и опускание рук - тоже было. Но то, что получилось, стоило всех мучений!

Наступил наш звездный час! Зазвучала музыка, и на сцене появилась ведущая. Дальше - как по накатанной дорожке: номер за номером, без пауз, легко, весело и непринужденно. Поздравление юных джентльменов, сценка "Мамины помощники", танец "Кто у нас хороший", оркестр народных инструментов, инсценировка "Лесной сказки", танец "Яблочко", песня "Бантики". Как тепло и душевно все получилось. А ведь до этого мы думали, что они еще маленькие для концерта, и все наши праздники проходили в виде интерактивных игр. Теперь мы знаем: талантливые артисты - наши дети!

Из дневника наблюдений за детьми

***

На концерте. Звучит торжественная музыка из кинофильма "Приключения Шерлока Холмса". Из-за занавеса появляются юные джентльмены во фраках. У каждого котелок на голове, трость в руке и белый шарфик на шее - непременные атрибуты настоящего джентльмена.

- Дамы и господа! Леди и джентльмены! К нам прибыли Достопочтенные Лорды Великого Королевства!

Полные достоинства, Лорды начинают свою беседу.

- Сэр, а знаете ли вы, что делает джентльмен 8 марта?

- Настоящий джентльмен 8 марта дарит даме цветы.

- Ну, что вы, сэр, настоящий джентльмен дарит даме цветы каждый день!

- Вот это да, сэр! 365 букетов в год!

- А представьте, сэр, что вы будете это делать всю свою жизнь:

Особое место в нашей интересной жизни занимают проекты. Как они у нас появились - тоже своя история.

Утро: Потихоньку подтягиваются дети. Собираемся за большим круглым столом. Рассказываем о том, что произошло с нами, пока мы не виделись. Весело и тепло. А детские ручки в это время лепят различные фигурки из соленого теста. Так мы лепили, говорили - и решили испечь настоящее печенье. Печенье - это чай, чай - это гости. Самые дорогие гости - наши родители. Пригласили. Стали готовиться. Кропотливо изучали энциклопедии по кулинарии и этикету. Узнали, как нужно встречать гостей, как сервировать и оригинально украсить стол, как приготовить канопе и тосты, как сделать тесто для печенья и многое другое. На уроках творчества сами смастерили фартуки и колпачки.

Наступил день Сюрприза: Зазвучала классическая музыка. Наши гости вошли в импровизированное кафе "Розовая башня": за столиками стояли маленькие поварята - такие трогательные, в белых колпачках. Они со знанием дела представляли свои кулинарные достижения. Потом все - дети и взрослые - дружно пробовали эти "вкуснятинки". Вот так родился первый проект, получивший название "Юный ресторатор".

С тех пор мы сделали еще несколько проектов: "Пираты", "Индейцы", "Космос", "Древние греки". А самым запоминающимся стал проект "Первобытные люди".

Тема первобытного человека прошла "красной нитью" сквозь различные виды деятельности. На занятиях "Здравствуй, мир!" дети узнали, как выглядел первобытный человек, чем он занимался, как добывал огонь и приручал животных. На уроках математики научились считать, как первобытные люди. На уроках творчества дети изготовили посуду из глины, использовали клинопись при создании "древних" книг, воссоздали наскальные сюжеты. На уроках танцев познакомились с ритуальными движениями первобытных людей перед охотой.

В ходе проекта не только изучили несколько энциклопедий, но и провели сюжетно-ролевые игры, в которых дети смогли использовать полученные знания на практике и попробовать себя в роли первобытного человека.

Итоговое занятие представляло собой "ожившую" картинную галерею. "Первобытные" дети в первобытных одеждах воспроизводили картинки из первобытной жизни: ходили на охоту, собирали ягоды, добывали фрукты, приручали животных. "Первобытные" гости - наши родители - были в восторге!

Смотришь на нашу интересную жизнь со стороны и думаешь: ведь дети открывают нам новый мир, увлекательный и яркий, учат получать удовольствие от самых простых вещей, дети вдохновляют нас и радуют. И если нам, взрослым, удастся почувствовать и понять ребенка, стать его самым настоящим другом, то и мы обогатимся в духовном отношении, и ребенок получит в подарок счастливое детство. А "счастие, - как писал Пушкин, - есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..."