Цель: познакомить с ходом и результатами военных действий 1942 г.
Задачи:
- воспитание уважения к подвигам советского народа.
- обучение пониманию роли народа, героизма тружеников тыла
- обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса.
- развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип: комбинированный
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
Формы: общеклассная, индивидуальная, групповая.
Средства: учебник «История России XX-XXI век» А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, слайды, диски «История России XX век. Часть 3»
Структура урока: комбинированный.
Ход урока.
I.Активизация знаний учащихся. Повторение изученного.
- Ребята, какой раздел нашего курса мы изучаем? (показываю первый слайд. Приложение 1).
- Как вы думаете, какой период Великой Отечественной войны будем изучать сегодня на уроке?
Называю тему и цели урока.
II.Повторение пройденного материала.
- Давайте вспомним основные периоды ВО в. (показываю слайд №3)
- Какие из этапов мы уже характеризовали на прошлом уроке?
- Назовите причины поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
- Расскажите об основных операциях первого этапа войны.
III.Изучение нового материала.
Класс разделен на группы (постоянного состава). Предлагаю задание каждой группе по теме урока:
А) задание для групп:
группа 1-рассказывает о разгроме немецких войск под Сталинградом, используя материал учебника и дополнительную литературу (по ходу объяснения показываю слайды);
группа 2-рассказывает об освобождении Сталинграда, используя материал учебника и дополнительную литературу;
группа 3 рассказывает о персоналиях Сталинградской битвы, используя дополнительный материал, о Константине Константиновиче Рокоссовском, Александре Михайловиче Василевском, Василии Ивановиче Чуйкове, Михаиле Степановиче Шумилове, Фридрихе Паулюсе;
группа 4, рассказывает о битве на Курской дуге, используя материал учебника.
Б) работа по группам.
В) выступление групп.
Проверяю готовность групп к работе, говорю об общей готовности, предлагаю продолжить заполнение таблицы «ВОВ» (приложение 2), которую заполняли на прошлом уроке.
Приглашаю выступающих от групп, показываю слайды.
IV. Закрепление изученного.
Задаю вопросы:
- Что такое коренной перелом в ходе войны?
- В чем заключается значение разгрома гитлеровских войск под Сталинградом?
- Назовите объекты, которые нашим войскам пришлось долго отстаивать.
-Почему считается, что коренной перелом в ходе войны произошел после Курской битвы?
-В чем заключается значение и каковы последствия Курской битвы для обеих сторон?
V.Итог урока .
Выставляю оценки, задаю домашнее задание.