Интегрированный урок-конференция (литература + МХК) по теме: "Характеристика эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера художественной литературы эпохи Возрождения"

Разделы: Литература


Цель урока: дать краткую характеристику эпохи Возрождения, раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее антифеодальный, гуманистический характер; дать краткую характеристику художественной литературе эпохи Возрождения. Кратко познакомить учащихся с жизнью Петрарки, Боккаччо, Сервантеса, Шекспира, вызвать интерес к творчеству перечисленных авторов.

Соавторы: учащиеся «Историк», «Литературовед», «Биографы».

Ход урока

Орг. момент.

Вступительное слово учителя. История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуальных богатых и плодотворных эпох.

Более четырех веков отделяют нас от того великого времени, когда человечество в своих деяниях, более не полагаясь на Бога, дерзнуло опереться на себя. Это было пробуждение от тысячелетнего сна средневековья, возрождение к полнокровной жизни, возрождение античного наследия. Это был прогрессивнейший переворот из всех пережитых до того человечеством.

Глубже постичь особенности этого периода истории нам помогут ИСТОРИК, ЛИТЕРАТУРОВЕД, БИОГРАФЫ.

Предоставляем слово историку.

Историк: Возрождение – историческая эпоха между Средневековьем и Новым временем, наступившая в 15–17 веках в странах центральной и западной Европы. Три столетия – огромный исторический период – которыми датируется Возрождение, конечно же, не одинаковы. Ренессанс, как любая культурная эпоха, пережил свое зарождение, становление, расцвет и угасание. В этот период большинство стран Западной Европы вступает на путь капиталистического развития. Зарождается новый класс – буржуазия. Рушатся основы феодального общества. Этот период характеризуется пробуждением творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия – в экономике и технике, науке и искусстве.

Технические достижения и научные открытия, вошедшие в повседневную жизнь, изменили весь образ жизни людей, оказали существенное влияние на их мировоззрение.

Быстроходные и легкие парусные суда приходят на смену малоподвижным галерам. Кораблестроение позволило совершить великие географические открытия. В результате великих географических открытий развивается торговля.

В области военной техники революция, связанная с изобретением огнестрельного оружия, не только сделала бессмысленным институт рыцарства, но и привела к принципиально новым решениям в области военной стратегии и тактики.

Огромным событием, определившим формирование не только культуры Возрождения, но и всей мировой культуры, стало открытие книгопечатания.

Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения считали себя гуманистами. Гуманисты борются против средневековых взглядов, пересматривают сковывающие свободное развитие мысли традиции и догмы, помогая тем самым рождению нового, капиталистического общества.

Революционный переворот переживает философия. Ее главная цель – пробудить творческую мысль человека.

В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает потребностям производства и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и на человека.

Николай Коперник создает учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы.

Последователь Коперника Джордано Бруно сожжен святой инквизицией на костре в Риме.

Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается «узником инквизиции», живет в своей вилле под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем-либо о вращении Земли и печатании трудов.

И все-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.

О литературе Возрождения вам подробнее расскажет мой коллега.

Литературовед: Литература эпохи Возрождения базировалась на основных философских положениях данного периода. И самая главная черта художественных произведений Ренессанса в том, что читателю трудно, порой невозможно разделить книги на философские и развлекательные. В художественных произведениях воспевались доблесть, мужество, инициатива, творчество, чаще всего вдохновляемые примерами античности, а также любви и страсти в их взаимосвязи так, как происходит в жизни каждого человека, где переплетается разум и душа, мысли и эмоции, человек и природа.

Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же время выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота духовное богатство гармонически сочетаются.

Изобретение книгопечатания содействует распространению не только грамотности среди населения, но и росту образованности, развитию наук, искусств, в том числе художественной литературы.

Эпоха Возрождения подарила миру законодателя нового жанра – новеллы – Джованни Боккаччо, особым выразителем идей Возрождения был Франсуа Рабле, эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов Лопе де Вега, Вильяма Шекспира.

Понять Возрождение, значит понять его вершины, гуманистическое мышление и творчество людей, подобных Франческа Петрарки, Сервантесу, Рабле и других писателей. Они совершили скачок в интеллектуальном и художественном развитии человечества, определив развитие европейской культуры на несколько веков вперед.

Дадим слово биографам.

Биограф Франческа Петрарки:Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте. Дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304–1374).Итальянский писатель, глава старшего поколения гуманистов. Родился в семье нотариуса, изгнанного вместе с Данте из Флоренции. Слушал право в Болонье. В Авиньоне вступил в духовное звание, искренне полагая, что светская образованность, знание античной поэзии и философии не могут противоречить принципам веры, ибо они служат нравственному совершенствованию человека. Поступает на службу к кардиналу Колонна, совершает путешествие во Францию, Фландрию, Германию. Затем удаляется в селение неподалеку от Авиньона, где проводит в тишине и уединении несколько лет. Здесь он написал латинскую поэму «Африка», здесь же написаны многие из его лучших стихотворений, посвященных Лауре, с которой он встретился, по его словам, в церкви в 1327 году и не мог забыть всю жизнь (Лаура умерла в 1348 году). Это величайшее создание Петрарки «Книга песен» – собрание стихотворений, сонетов, канцон, посвященных Лауре. Она принесла автору заслуженную славу одного из величайших лириков европейской литературы. В канцоньере, воспевающей Лауру, содержится 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 4 мадригала. Не будем вдаваться в тонкости жанровых особенностей всех этих стихотворений, отметим только стойкость чувств поэта, его верность любви к женщине, которая питала его вдохновение почти весь период поэтического творчества. Сонеты Петрарки, пожалуй, первая попытка европейской поэзии вырваться из плена церковных представлений и спуститься на грешную землю, к людям. Лаура – это уже не божественное существо, лишенное плоти, а живой, земной человек.

СОНЕТ 19

Красою этой дамы ослепленный,
Я в тень не прячусь от ее сияния,
Не жду, чтобы скорее ночь прошла.
Судьба дала мне это испытание.
Слезиться взгляд, но, как завороженный,
Стремлюсь туда, где я сгорю дотла.

Биограф Джованни Боккаччо: Один из основоположников ренессансной литературы Джованни Боккаччо.

Годы жизни Джованни Боккаччо – 1313–1375. Великий итальянский писатель-гуманист, побочный сын флорентийского купца. Отец старался сделать из него коммерсанта. Боккаччо же влекло к науке и литературе. В Неаполе он сблизился с кружком гуманистов, начал изучать античную литературу. Любовь к Марии Аквино, которую он воспел под именем Фьяметты, дала толчок его творческому развитию. Им написаны роман «Филоколо», поэма «Тезеида», повесть «Фьяметта» и, наконец, книга новелл «Декамерон» – вершина творчества писателя, одно из ярчайших созданий литературы эпохи Возрождения.

«Декамерон» открывается замечательным по своему реализму описанием чумы, свирепствовавшей в 1348 году во Флоренции. В это грозное время семь молодых девушек и трое юношей встретились в церкви Санта Мария Новелла и решили покинуть зачумленный город. Они удаляются в одну из загородных вилл. В течение десяти дней они занимают друг друга рассказыванием новелл. В книге осмеивается духовенство. Утверждается право человека на земные радости. Любовь изображается не только как естественное, природное явление, но и как облагораживающее чувство.

Послушайте отрывок из первой новеллы четвертого дня. В ней идет речь о молодой женщине, дочери графа. Полюбив слугу своего отца, она восстает против сословных предрассудков, осуждающих такую любовь, и гордо погибает. (Читается отрывок).

Биограф Мигеля де Сервантеса: Мигель де Сервантес – великий испанский писатель. Годы жизни 1547–1616. Родился в семье бедного дворянина-лекаря. Получил неплохое образование.

Сначала служил у кардинала, затем избрал карьеру воина. Не раз ему грозила лютая смерть, прошел через многие испытания. Вернувшись на родину, Сервантес начинает писать для театра. Изучает итальянскую литературу эпохи Возрождения. Его крупнейшим драматическим созданием явилась трагедия «Нумансия», затем появляется роман «Галатея». В 1605 году он опубликовал первую часть своего бессмертного романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». В 1615 году Сервантес опубликовал второй том «Дон Кихота». В романе автор обрисовал жизнь различных слоев испанского общества, высмеял пороки имущего класса, с сочувствием относясь к обездоленным.

Стремясь защитить слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет необыкновенное великодушие и мудрость. Роман во многом представляет собой итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач.

В романе изображается жизнь Испании классического периода ее культуры, в нем воплотились свойственные испанскому характеру благородство, жесткая ирония, мечтательность и суровый реализм.

Между тем эта книга дорога и понятна всем народам, что не часто встречается с художественными произведениями.

Биограф Вильяма Шекспира: Вильям Шекспир – английский поэт и драматург, чье творчество выразило все многообразие перемен, происходивших в обществе и внутреннем мире человека в эпоху английского Возрождения.

Я предлагаю вам совершить путешествие в Англию, в Стратфорд, на родину Шекспира. Поможет нам в этом поэт Алим Кешоков:

…Вот он, этот домик двухэтажный,
Где Шекспир, казалось, встретил нас.
На поленьях рдел огонь очажный,
Что в седых столетьях не угас.
Мы сюда не со всего ли мира
Собрались по зову англичан,
Потому что было у Шекспира
Вековое подданство всех стран.
…И слова звучали в честь поэта,
И глядел на мир пытливо он.
Этот мир был молод, как Джульетта,
И, как Лир, печально умудрен.

Сын фермера, Шекспир родился в 1564 году. Свое детство он провел среди простых людей, усвоил живой английский язык, образы английского фольклора. С 16 лет началась трудовая жизнь писателя.

Великий гуманист Шекспир, мужественный борец за правду и справедливость, создал произведения, созвучные любой эпохе, в том числе и нашей. Великое наследие Шекспира составляют его драматические произведения, включающие 37 трагедий и комедий, а также сонеты. Среди них: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Отелло», «Гамлет», «Макбет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта».

Трагедии Шекспира – вершина позднего Возрождения. В основе их лежит крушение представлений тысячелетней средневековой культуры, и в то же время – распад и кризис ренессансного гуманизма. Свободное поведение ведет трагического героя к гибели. Но именно на пороге гибели, в трагическом напряжении всех сил, герой полностью осуществляет возможности, заложенные в культуре Возрождения.

Свидетельством подлинной народности творчества Шекспира является то, что в настоящее время многие его произведения экранизированы, а также вошли в репертуар наших театров.

Учитель: Анализируя искусство эпохи Возрождения, направленность культуры в целом, необходимо постоянно учитывать противоречия, возникавшие на пути каждого гуманиста, каждого человека искусства той эпохи. Их произведения дают нам ответ на вопрос о сложности и важности утверждения человеческой личности, ее творческого и действенного начала.

Мы всего лишь бегло познакомились с эпохой Возрождения, с именами великих гуманистов, которые воспели человека как венец природы. К сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на творчестве каждого из них. Постарайтесь самостоятельно прочитать книги, о которых мы говорили, узнать побольше о писателях, имена которых здесь прозвучали.

Домашнее задание. Прочитать трагедию Шекспира «Гамлет». Найти доказательство тому, что Гамлет – прекрасный, разносторонне обрисованный образ гуманиста эпохи Возрождения.