Интегрированный урок (информатика + история) по теме "Россия в XVIII в." 7-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика

Класс: 7


Тип урока:

  • урок обобщающего повторения.

Форма урока:

  • групповое занятие в виде игры.

Время проведения:

  • два академических часа.

Цели урока:

  • Использование разнообразных форм и методов контроля знаний, умений и навыков.
  • Реализация межпредметных связей.
  • Развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями и картами посредством ИКТ.

Задачи урока:

  • Контроль знаний основных событий, исторических личностей и практическое знание карт.
  • Закрепление умения и навыков работы с кодированной информацией, работа в графическом редакторе Paint и с презентацией Power Point.
  • Продолжить работу над развитием творческого мышления уч-ся, самостоятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.
  • Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.

Оборудование:

  • персональные компьютеры,

  • мультимедиапроектор,

  • экран,

  • школьная доска.

Программное обеспечение:

  • графический редактор Paint,

  • программа Microsoft Office Power Point.

Демонстрационный материал:

  • мультимедийная презентация,

  • подготовленные материалы (контурные карты, картины) на сетевом сервере,

  • закодированные тексты.

Подготовка к уроку

Учителем:

  1. Подготовка демонстрационного материала;

  2. Создание двух команд уч-ся (необходимо учитывать не только интересы уч-ся, но и их интеллектуальные способности).

Учащимися:

  1. Придумать название команды, приветствие, выбор капитана.

План урока.

  1. Организационная часть.
  2. Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
  3. Контроль и закрепление знаний.
  4. Подведение итогов, выставление оценок.

Ход урока

1. Организационная часть

2. Тема: Россия в XVIII.

Цель: Повторить и обобщить знания, полученные на уроках истории и ИКТ.

3. Вступительное слово преподавателя информационных технологий: “Мы встретились с вами сегодня в кабинете информатики, но будем говорить об истории России XVIII века и применять знания, полученные на уроках информационных технологий”.

Вступительное слово преподавателя истории: “Сегодня мы будем вспоминать события XVIII века, обобщать и анализировать исторические факты, используя компьютерные программы. Работать мы будем два урока, во время перемены устроим музыкальную паузу. Командам предстоит последовательно пройти 6 этапов. Полученные результаты за каждый этап вносятся в таблицу капитаном, и в конце урока определяется победитель-команда и победитель-участник. А сейчас мы попросим капитанов представить свои команды”.

1 этап.

1 этап состоит из двух частей: конкурса капитанов и работы команды над текстом, содержащим исторические ошибки, которые необходимо исправить. Файлы с текстами находятся на сетевой папке и называются “Исправь ошибку” (см. приложение № 1). Максимальное число баллов – 5.

Конкурс капитанов “Обратись к…” (см. 3й слайд презентации). Максимальное число баллов – 2.

2 этап.

“Знаешь ли ты этих людей” (см. слайд 4 – 11 презентации).

За каждый правильный ответ – 3б. Участникам каждой команды предлагаются задания, в которых содержатся описания того или иного исторического деятеля, по которому нужно определить о каком человеке идет речь. Приветствуются дополнительные сведения об этой исторической личности. Получив правильный ответ, учитель при помощи гиперссылки открывает портрет этого деятеля.

3 этап.

Работа с контурными картами. Все члены команд садятся за свои компьютеры, находят файл “Карта” в сетевом окружении. Открывают его в графическом редакторе и выполняют задания, используя инструменты: кисть, карандаш, заливка. Максимальное число баллов – 8

После окончания 1- го урока проводится музыкальная пауза (перемена). Ребята заранее готовят бытовые сценки XVIII века.

4 этап

“Кодирование”. Учитель объявляет, что каждой команде пришли зашифрованные письма. Задача: дешифровать текст и объяснить его (см. приложение № 2). Максимальное число баллов – 8.

Ответ: “Царь Петр пытался перебросить Россию через несколько веков вперед, создать ей новую душу хирургическим путем, цивилизовать ее казнями и пытками”. (1 вариант)

Ответ: “… пугачевцев победили…, но победители испугались и умерили свой аппетит…Вообще с крестьян “драли три шкуры”, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять” (2вариант)

5 этап

“Узнай картину”. Учитель объясняет задание:

- создать презентацию, в которой будет 4 слайда. 1-й слайд – название картины; 2-й слайд – сведения о художнике (имя, фотография, краткая биографическая справка); 3-й слайд – портреты главных героев картины; 4-й слайд – собрать картину из фрагментов. Показывая презентацию, ребята рассказывают об исторических событиях, описанных художником. Все члены команд садятся за свои компьютеры, открывают сетевую папку, находят папку “Картина”, открывают ее и находят необходимые сведения для презентации. Подбор картин на заданную тему учитель подбирает самостоятельно (можно использовать картину “Переход Суворова через Альпы” и “Утро стрелецкой казни”).

Максимальное число баллов – 10.

4. Подведение итогов.

Учитель задает вопросы командам:

  1. Чем знаменит XVIII век?

  2. Как графические редакторы могут помочь в изучении других предметов?

Учитель просить капитанов высчитать в расчетных таблицах общий балл. Затем объявляется команда-победительница и участник-победитель. Выставляются оценки.