Педагогические задачи, решаемые с помощью учебного проектирования в курсе ИКТ

Разделы: Информатика


Вступление

Добрый день, уважаемые коллеги!
Я, Евтина Марина Геннадиевна, преподаю информатику в гимназии №1554 вот уже 7 лет. Шесть из них я посвятила компьютерному проектированию.
В настоящий момент во внеурочное время провожу занятия по следующим программам:

  1. Обработка цифрового видео с помощью программы iMovie.
  2. Основы управления цифровой коллекцией фотографий с помощью программы iPhoto.
  3. Создание мульмедийного конспекта (урока, педсовета, праздника).
  4. Создание анимации в среде Macromedia Flash.
  5. Создание мультимедийного Web-сайта.

Многие проекты моих учеников занимали призовые места в конкурсах самого разного уровня (некоторые из них опубликованы на сайте издательского дома «1 сентября»).

Цели проведения семинара:

  • Обмен опытом работы.
  • Апробация предложенного учебного проекта, его оценка и выработка рекомендаций по усовершенствованию проекта.

Программа семинара:

1) Демонстрация учебного проекта «Квадратный трёхчлен и квадратичная функция», созданного в среде программирования Visual Basic.
(ученик 9-а класса Акимов Иван)
2) Демонстрация презентации «Педагогические задачи, решаемые с помощью учебного проектирования в курсе ИКТ»
(учитель информатики гимназии №1554 Евтина М. Г.)
3) Просмотр видеоролика «Отзывы учащихся 9-х классов гимназии о проекте «Квадратный трёхчлен и квадратичная функция»».
4) Обсуждение презентации.
5) Апробирование проекта присутствующими (методистами округа, учителями кафедры математики и информатики гимназии). Заполнение опросного листка.

Основные цели обучения

  • Интеллектуальное и нравственное развитие личности.
  • Формирование критического и творческого мышления.
  • Умение работать с информацией.

Учебные проекты

Метод учебных проектов совмещает в себе лучший опыт работы в личностно-ориентированном обучении, в полной мере готовит учащихся к выходу во взрослую жизнь.
Метод учебных проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы.

Педагогические задачи, которые я хочу решить, используя метод проектирования:

  1. Позитивные изменения в развитии и формировании ученика.
  2. Решение социально значимой проблемы.
  3. Развитие у ребёнка стремления к самоутверждению.
  4. Использование изучаемых учащимся технологий.

Рассмотрим проект «Квадратный трёхчлен и квадратичная функция»

Эта работа выполнена учеником 9-а класса Акимовым Иваном в среде Visual Basic.

Рисунок 1

Этот проект Иван создавал во внеурочное время (как на факультативных занятиях, так и дома).

Постановка проблем проекта

  • На уроках алгебры при построении серии графиков функций с различными коэффициентами тратиться очень много времени на вычисление координат.
  • Остаётся мало времени на то, чтобы сравнить графики и сформулировать выводы о том, чем один график отличается от другого.
  • Без использования технических средств невозможно изобразить график параболы точно.

Можно ли решить данные проблемы силами учащихся 9-х классов? Да.

  • В курсе информатики 9-го класса изучается тема «Программирование в среде Visual Basic».
  • Помимо всего прочего, в рамках этой темы учащиеся знакомятся с различными графическими методами (Line, PSet), позволяющими строить оси координат и графики.
  • Желание сдать экзамен по ИКТ в форме проекта – дополнительный стимул к работе.

Поэтапное создание проекта

  • Я считаю, что учитель в большей степени должен быть не руководителем, а единомышленником, надёжным спутником для ученика.
  • Поэтому во время создания проекта я не навязывала свою точку зрения, проводила дискуссии, направляла ученика на поиск решения поставленной проблемы, обучала необходимым навыкам, поддерживала деловой эмоциональный настрой.

Презентация проекта

Презентация проекта прошла в 9-м «а» и 9 «в» классах в непринуждённой обстановке. Кто-то не постеснялся выказать своё искреннее восхищение проектом, кто-то отшучивался, но в одном все были единогласны. Все ученики (даже отличники) выразили желание иметь проект в собственном распоряжении, чтобы использовать его для подготовки к экзаменам. Некоторые ученики (видимо, будущие экономисты) собирались организовать продажу проекта и уже распределяли роли: директор, ответственный за рекламу, начальник отдела сбыта и т. д.

Несколько слов о проекте

Проект состоит из нескольких форм, каждая из которых посвящена какой-либо теме.

Рисунок 2

Рисунок 3

Например, если ученик выбрал раздел «Свойства графиков» (см. Рисунок 2), то появляется форма, имеющая такой же заголовок.

Рисунок 4

Далее следует уточнить вид графика. Если ученик выбрал y=ax2+n, то откроется другая форма.

Рисунок 5

В текстовые окна пользователь вводит коэффициенты a иn (положительные или отрицательные). После щелчка на кнопке «Построить» возникает график. Помимо графика функции заданной пользователем (красный цвет) на листе отображается и основная парабола x2 (синий цвет).

Рисунок 6

Достоинствами данного проекта является то, что в результате мы имеем не просто готовые графики, а возможность сравнивать их, делать выводы и проверять правильность своих выводов (после щелчка на кнопке «Вывод»).

Рисунок 7.

Кроме того, серия графиков модулей представляет интерес для тех, кто хочет узнать нечто оставшееся за рамками школьного курса алгебры 9-го класса.

Рисунок 8

Рисунок 9

Использование

Данный проект может быть использован на уроках алгебры.
Он позволит сэкономить время, затрачиваемое на построение серии графиков, изменить подход к проведению урока (вместо декларативных знаний дети, наблюдая за преобразованиями графиков, смогут сами сформулировать выводы).
Кроме того, ученики смогут использовать данную программу дома в качестве тренажёра (особенно она пригодится тем, кто пропускает уроки по болезни).
Проект можно разбить на отдельные лабораторные работы в курсе информатики (разные варианты, объединённые одной темой).
В этом случае учащимся на стадии проектирования придётся самим сравнивать графики и делать выводы, что позволит им ещё лучше усвоить эту тему.
В этой ситуации детей можно привлечь к оценке работ одноклассников.
Возможно, что при этом возрастёт количество детей желающих создавать проекты.

Результаты

1. Позитивные изменения в развитии и формировании ребёнка.
Процесс создания проекта, формирование множества выводов при сравнении разных вариантов парабол привёл к тому, что теперь Иван великолепно разбирается в этой теме.
Программирование стало привычным занятием, скрашивающим досуг, появились новые увлечения – фракталы.
2. Решение социально значимой проблемы.
Ученики нашей гимназии оценили эту проблему как социально значимую, потому множество детей в процессе обучения сталкиваются с проблемой построения и исследования графиков. Дети попросили Ивана поделиться с ними проектом, он с радостью согласился.
3. Развитие желания самоутвердиться.
Иван получил возможность проявить себя и быть успешным. Возросла его самооценка, так как он доказал себе и окружающим, что умеет преобразовывать ту среду, в которой находится. Несомненно, вырос его рейтинг не только среди одноклассников, но и у других учащихся параллели.
4.Использование изучаемых учащимися технологий.
В данном проекте нашли практическое применение знания и навыки, полученные при изучении таких тем как: «Объектно-ориентированное программирование в среде Visual Basic» и «Возможности графического редактора Adobe Photoshop».

Опросный листок

  • Преимущества – какую пользу данный проект может принести?
  • Жизненный цикл – может ли проект служить долго, оставаясь в первозданном состоянии, или его необходимо модернизировать. Как быстро проект устареет?
  • Технический уровень – какой уровень технических знаний или квалификации необходим для использования этого проекта?
  • Внешний облик – является ли проект визуально привлекательным?

Заключение

В результате апробации проекта и заполнения присутствующими опросного листка были подведены следующие итоги:

  • Преимущества – проект может быть использован учениками для самопроверки и облегчения выполнения домашнего задания; учителями для упрощения объяснения нового материала, обобщения, систематизации знаний и повторения.
  • Жизненный цикл – может служить долго, т. к. математика вечна.
  • Технический уровень – проект прост и удобен в использовании, для его применения необходим уровень квалификации обычного пользователя компьютера.
  • Внешний облик – все единодушно отметили визуальную привлекательность данного проекта.

Но т. к. совершенству нет предела, то Иван услышал ряд рекомендаций по дальнейшей доработке проекта. Причём, если математики настаивали на введении дополнительного теоретического материала, методисты-информатики предлагали добавить анимацию.
В результате Иван приобрёл бесценный опыт представления и защиты своего проекта, рекомендации по его усовершенствованию, почувствовал «крылья за спиной» и выбрал престижный технический ВУЗ для поступления.
8 апреля 2008 года в нашей гимназии состоялась окружная научно-практическая конференция «Новые информационные технологии в образовании».
Акимов Иван выступил с докладом на конференции, продемонстрировав свой проект, и был награждён дипломом II степени.
Позже Иван стал победителем XVI Московского городского конкурса ученических проектов (2-е место).