Вопросы пола. Программа элективного курса по биологии

Разделы: Биология

Классы: 8, 9


Пояснительная записка

Курс по выбору "Вопросы пола" предназначен для учащихся 8-9 классов.

Объём курса - 17 часов, целесообразно проводить во втором полугодии.

Образовательная область - биология.

Форма обучения - индивидуально-групповая.

Актуальность и целесообразность курса.

Половое воспитание учащихся представляет собой часть единого учебно-воспитательного процесса. Наибольшую результативность даёт учебный процесс, основанный на системном подходе к обучению. Вопросы пола по своей сути являются междисциплинарными, и их изучение опирается на биолого-медицинские, социокультурные и психолого-педагогические исследования.

Появилась острая потребность в специальных курсах, помогающих учителю заговорить с учащимися о весьма деликатных вопросах пола с той мерой откровенности, которая необходима для формирования представлений о здоровом образе жизни, нравственных ценностях, роли мужчины и роли женщины, а также для понимания вопроса, зачем природе понадобились два пола.

Обсуждение вопросов пола на примере растений и животных позволит определить необходимый круг терминов и понятий, объясняющих многие механизмы и биологические процессы, происходящие как в природе, так и в организме самого человека. Общеизвестно, взрослые не всегда готовы свободно обсуждать с детьми какую-либо проблему, связанную с вопросами пола. Придерживаюсь той точки зрения, что вопросы пола должны быть естественной (а не привязаны искусственно) составной частью тех занятий, где уместно об этом говорить. В данном случае к таким занятиям относятся частично уроки биологии и полностью данный элективный курс.

Предлагаемый курс по выбору даёт более полные представления о трудных вопросах пола. Кроме того, курс призван помочь учащимся в выборе профиля дальнейшего образования, профессии биологического и медико-санитарного направления.

Ведущей целью курса является формирование у подростков правильного подхода к деликатным вопросам пола, выработка моральных и нравственных норм.

Цели курса:

  • помочь учащимся в выборе будущей профессии или профиля дальнейшего обучения, развивать познавательный интерес к биологии;
  • сформировать правильное отношение к вопросам пола в жизни.

Задачи курса:

  • расширить и углубить знания учащихся о типах и формах размножения в органическом мире;
  • рассмотреть необходимый круг терминов и понятий в вопросах пола на примерах размножения различных групп живых организмов, в том числе человека;
  • развивать умение формулировать свою точку зрения на тот или иной вопрос пола, основываясь на изученный научный материал;
  • развивать у учащихся умение самостоятельно добывать знания, обобщать их и применять на практике;
  • развивать умение работать со специальной дополнительной литературой и лабораторным оборудованием.

Курс способствует эстетическому, нравственному и половому воспитанию подрастающего поколения.

Учебно-тематический план

№ п/п Разделы курса Общее кол-во часов Из них
Теорет. Практ.
1 Введение. Вопросы пола. 1 1  
2 Раздел 1. Типы и формы размножения. 1 1  
3 Раздел 2. Особенности бесполого размножения у разных групп организмов 1 0,5 0,5
4 Раздел 3. Особенности размножения растений. 3 2 1
5 Раздел 4. Особенности полового размножения животных 3 2,5 0,5
6 Раздел 5. Особенности роста, развития и размножения человека 7 7  
7 Защита проектов 1 1  

Составлена развёрнутая форма примерного календарно-тематического планирования биологических тем, связанных с вопросами пола, рассмотренных в курсе "Вопросы пола" (приложении 1).

Содержание программы

Введение.

  1. Вопросы пола. Основные цели курса, его содержание, виды деятельности.
  2. Понятие "размножение", "воспроизведение".
  3. Человек - биосоциальное существо.
  4. Вопросы пола в этносе разных народов.
  5. Входное тестирование (приложение 2).

Раздел I. Типы и формы размножения.

  1. Размножение - свойство всех живых организмов.
  2. Обзор всех типов и форм размножения в органическом мире.

Раздел II. Особенности бесполого размножения у разных групп организмов.

  1. Деление прокариот.
  2. Образование спор.
  3. Копуляция прокариот.
  4. Зависимость процесса размножения вида от условий окружающей среды.
  5. Вегетативное размножение эукариот.
  6. Лабораторная работа " Размножение дрожжей почкованием" (приложение 3). Лабораторная работа "Размножение плесневого гриба частью мицелия" (проводится как домашняя работа по желанию учащихся; приложение 4).

Раздел III. Особенности размножения растений.

  1. Бесполое и половое размножение водорослей.
  2. Половые клетки. Зависимость процесса оплодотворения от воды у мхов, хвощей, папоротников.
  3. Эволюция полового процесса.
  4. Независимость процесса оплодотворения от наличия воды у голосеменных и покрытосеменных растений.
  5. Значение питательных веществ семени для развития зародыша.
  6. Опыление. Оплодотворение. Развитие семени внутри плода.
  7. Лабораторная работа "Пыльца под микроскопом" (приложение5). Опыт "Условия прорастания семян" (может проводятся как домашняя работа по желанию учащихся; приложение 6).

Раздел IV. Особенности полового размножения животных.

  1. Виды оплодотворения. Гермафродиты. Партеногенез. Сезонная смена форм размножения.
  2. Копуляция как приспособленность к размножению на суше.
  3. Закон большого количества яиц. Поедание самца самкой. Биологическая роль самца.
  4. Эволюция материнского поведения у общественных насекомых. Проявление заботы о потомстве.
  5. Половой диморфизм. Биологическое значение звуковых сигналов. Брачный сезон.
  6. Птицы - животные амнионты. Строение яйца птиц. Условия, необходимые для развития зародыша.
  7. Моноциклические и полициклические виды животных.
  8. Практическая работа "Наблюдение за размножением и развитием моллюсков" (по желанию учащегося; приложение 7).

Раздел V. Особенности роста, развития и размножения человека.

  1. Организм - единое целое. Обзор особенностей строения клеток, тканей, систем органов человека.
  2. Набор хромосом соматических клеток и гамет. Женские и мужские половые хромосомы.
  3. Бисексуальность пола. Различия в строении скелета мужчин и женщин. Различие в объёме крови у мужчин и женщин.
  4. СПИД. Пути передачи ВИЧ. Группы риска. Профилактика венерических заболеваний и СПИДа.
  5. Строение гортани. Причины различия голоса у представителей разного пола. Влияние курения на организм курящего и окружающих.
  6. Половые различия в основном обмене у мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Гигиена в период полового созревания. Возможность влияния на свой внешний вид, управление работой скелетных мышц.
  7. Отличие поведения человека от животных. Значение речи как средства выражения чувств, мыслей. Культура общения. Мир ароматов.
  8. Размножение - свойство всего живого. Формы размножения человека. Биологическая целесообразность разделения полов.
  9. Современная типология любви. Браки моногамные и полигамные.
  10. Особенности женского организма в связи со сменой фаз половых циклов. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.
  11. Проблемы ранней беременности. Аборт, его последствия. Понятие о контрацепции. Факторы, влияющие на развитие плода.
  12. Материнство. Отцовство. Воспитание.

Литература.

Для учителя:

  1. Биология. Справочник студента /А. А. Каменский, А. И. Ким, Л. Л. Великанов, О. Д. Лопина, С. А. Баландин, М. А. Валовая, Г. А. Белякова - М.: Филологическое общество "Слово", ООО "Издательство АСТ", 2001.
  2. Грин Н. и др. Биология (в 3-х томах). - М.: Мир, 1993.
  3. Жизнь животных. Т. 1-7. - М.; Просвещение, 1989.
  4. Жизнь растений. Т. 1-4. - М.; Просвещение, 1978.
  5. Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М.: Педагогика, 1986.
  6. Мельников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
  7. Петленко В. П. Валеология человека: Здоровье - Любовь - Красота. СПб.: РЕТРос, 1998.
  8. Сухова Т. С., Кучменко В. С. Вопросы пола в системе биологических знаний. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Графф, 2001.

Для учащихся:

  1. Жизнь животных. Т. 1-7. - М.; Просвещение, 1989.
  2. Жизнь растений. Т. 1-4. - М.; Просвещение, 1978.
  3. Мельников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Школьная валеология: Учебное пособие. Под ред. Проф. П. П. Молчаловой. - Волгоград: Перемена, 1997. Ч. 1-4.
  5. Никитин А. Откуда берутся дети. - М.: Молодая гвардия, 1989.