Конспект урока-путешествия по математике в 3-м классе по теме "Сложени е и вычитание многозначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить нумерацию чисел, устные и письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать, мышление детей;
  • воспитывать ответственность, уважение друг к другу, аккуратность при работе, взаимовыручку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня не просто урок, а урок – путешествие. Кто знает, что это за день – 12 апреля? Это день космонавтики. И сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие, во время которого будем повторять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел.

II. Минутка чистописания.

Отправимся мы в полёт на ракете. Давайте посчитаем, из каких геометрических фигур она состоит. Сколько их?

Составить с данными цифрами трёхзначные числа, записать их, подчеркнуть самое большое число и самое маленькое.

III. Активизация знаний учащихся.

Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле. В чём он состоит? Прежде всего, космонавт должен уметь прыгать с парашютом. Приготовили абаки, проведём подготовку – устный счёт:

- покажите число, в котором 2 единицы I разряда и 4 единицы III разряда;
- увеличьте его на 6 единиц второго разряда;
- уменьшите его на 3 единицы третьего разряда;
- покажите предыдущее число;
- покажите число, которое на 1 меньше этого числа;
- уменьшите количество десятков в 3 раза;
- увеличьте на 8 единиц первого разряда.

С парашютом все умеют прыгать, все благополучно приземлились на землю. Что мы с вами повторили?

Обобщение: трёхзначные числа состоят из трёх разрядов: единиц, десятков, сотен; относятся к классу единиц.

IV. Работа над вычислительными навыками учащихся.

1). Следующее испытание, которое нас ждёт – центрифуга. Будущие космонавты должны научиться переносить перегрузки.

Приступаем к решению уравнений.

- Какие уравнения записаны? (сложные)

- Что известно и неизвестно в каждом уравнении? (повторить компоненты математических действий и правила нахождения корней уравнения)

Слабые учащиеся получают карточки, где решают простые уравнения

I вариант решает уравнения, где корень надо найти действием сложения.

II вариант решает уравнения, где корень надо найти действием вычитания.

Работа на доске. Затем проверка.

х + 120 = 830 – 70

780 – х = 20 · 5

х – 210 = 320 + 220

х – 340 = 570 – 150.

Релаксация. (под музыку) Испытания прошли. Ракета даёт старт. Усядьтесь поудобнее, закройте глаза, и мы отправляемся в полёт.

Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Сколько интересного и необычного можно здесь увидеть! Наше путешествие тоже необычное, посмотрите в иллюминатор. Виден один туман. Это планета Туманности. А названа она так, потому что её жители не могут справиться с теми задачами, которые у них возникли. Давайте им поможем.

2). Чтобы пробраться сквозь туман, сначала предпримем “мозговую атаку”:

- космонавты находились в космосе две недели и ещё 4 дня. Сколько всего дней космонавты были в космосе?
- для космонавтов заготовили 20 коробок яблочного сока, а апельсинового в три раза больше. Сколько апельсинового сока заготовили?
- сколько ушей у трёх мышей?
- что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
- сколько концов у двух с половиной палок?
- в семье 5 сыновей, у каждого из них одна сестра. Сколько всего детей в семье?
- брусничного морса заготовили 48 тюбиков, а клубничного – 8 тюбиков. На сколько тюбиков брусничного морса больше, чем клубничного? Во сколько раз?

3). Работа с учебником.

Очень много тумана напустили жители планеты. Надо им помочь разобраться с задачей учебника на с. 63 № 4.

Коллективное чтение задачи, запись краткого условия на доске:

1 день – 4 экскурсии по 15 чел.
2 день – 2 экскурсии по 15 чел.
3 день –
Всего – 140 школьников.

Дети составляют разные выражения по условию задачи и объясняют, что они обозначают. Затем ставим все вместе один вопрос (Сколько детей посетило музей в третий день?), делаем анализ полученной задачи и решаем её, записывая в тетради только решение.

4). Самостоятельная работа.

А сейчас пришло время проверить, как вы самостоятельно ведёте себя в космосе. Жители планеты приготовили вам ещё одно испытание.

В первый день космонавты работали в открытом космосе 3 раза по 25 минут. Во второй день – 2 раза по 35 минут.

Это задача? (ответы детей и объяснение) Поставьте вопросы и решите полученные задачи:

I вариант – действием сложения;
II вариант – действием вычитания.

Дополнительное задание: с. 63 № 2.

Физкульминутка.

Космонавты всегда занимаются спортом и делают зарядку. (Выполнение под музыку общеразвивающих спортивных упражнений)

5) Решение примеров столбиком.

Что это за странные звуки? Что случилось?

С нашим кораблём неисправности. Надо выйти в открытый космос и всё исправить.

Сильные учащиеся получают карточки с ребусами, остальные решают примеры с доски с объяснением.

6). Работа с именованными числами (фронтально).

Неисправности с кораблём устранили, планете помогли, пора возвращаться домой. Но что это случилось? На корабль напали пираты. Они нас не отпускают, требуют откуп:

- кто первый космонавт Земли?
- его полёт продолжался 108 минут. Сколько это часов и минут?

2 ч. 30 мин. = … ч. … мин.
180 мин. = … ч. … мин.
4 ч. 20 мин. = … мин.
120 мин. = … ч. … мин.

7). Решение примеров с остатком.

Пираты нас отпустили, но что это? Пошёл метеоритный дождь. Надо быстрее совершать посадку на Землю.

36:10

63:10

560:100

280:100

270:10

506:10

456:100

203:10

892:100

Вот полёт наш и закончился. Мы с вами возвратились домой, где нас ждёт новое задание.

IV. Домашнее задание.

1 вариант с. 66 № 17, с. 63 № 3.
2 вариант с. 59 № 4, с. 66 № 16.

V. Итог урока и оценивание работы детей.

Полёт наш прошёл благополучно, вы возвратились вот с такими результатами: ….

Что мы с вами повторили за время нашего полёта?

Что помогло нам справиться со всеми заданиями?