Исследовательская деятельность школьников как способ гражданского воспитания

Разделы: История и обществознание


Все хорошо знают, как непросто воспитать у учащихся потребность изучать историю. Этот предмет для них - калейдоскоп, где события, имена, судьбы сотканы в нерасторжимое целое. В истории немало светлых и тёмных страниц, горькой правды и сладкой лжи, но при всем этом каждый человек должен знать прошлое своего Отечества, ибо историческое беспамятство ведет к непоправимым последствиям.

В этом отношении большой потенциал заложен в организации краеведческой деятельности учащихся на основе исследовательского метода. Краеведение – одно из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, оно воспитывает у детей любовь к родному краю как части Родины, связывает воспитание с жизнью, помогает формировать чувства детей на основе живого восприятия окружающей действительности.

Моя педагогическая деятельность по изучению истории края началась с организации школьного краеведческого кружка. Результатом такой работы явилось открытие в 1998 году школьного краеведческого музея. На его базе осуществляется изучение истории сёл Большое и Малое Рыбушкино. Материалы музея используются при проведении уроков краеведения, истории, татарского языка и литературы, во внеклассных мероприятиях, публикуются на страницах местных газет. Мною разработана программа дополнительного образования «Рыбушкинская старина», которая призвана вовлечь как можно больше учащихся в изучение истории и краеведения и помочь им лучше понять общеисторические развитие на основе изучения истории своего народа.

Там, где ведется самостоятельный поиск новых, оригинальных способов решения исторических проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся. Учитель в этом случае не передает готовые знания, не учит, а помогает учиться и развиваться, создает такие ситуации, при которых ребенок сам формирует понятие об изучаемом предмете, овладевает способами поисковой творческой деятельности.

Организация учебного исследования истории включает в себя несколько этапов:

  1. актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  2. определение сферы исследование (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы бы хотели найти);
  3. выбор темы исследования (попытка как можно строже обозначить границы исследования);
  4. выработка гипотезы (разработка гипотезы или гипотез, в том числе должны быть высказаны и нереальные-провокационные идеи);
  5. выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбор методов исследования);
  6. определение последовательности проведения исследования;
  7. сбор и обработка информации (фиксация полученных знаний);
  8. анализ и обобщение полученных материалов (необходимо структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);
  9. подготовка отчёта (даются определения основным понятиям, подготавливаются сообщения по результатам исследования);
  10. доклад (публичная защита результатов перед сверстниками и взрослыми, ответы на вопросы).

С какими трудностями сталкивается учитель при организации исследовательской деятельности? Они могут быть различного плана. Например, если этот метод применяется непосредственно на уроке истории,то на глубокое исследование не хватает времени, поэтому учащиеся могут прийти к ошибочным выводам. В этом случае можно организовать работу обучающихся по группам и разделить одно сложное задание на ряд простых. Каждая группа проанализирует отдельные источники информации. Полученные данные создадут общую картину того или иного явления и дадут возможность прийти к необходимым выводам.

Во внеурочной деятельности учащиеся, наоборот, могут растеряться в потоках информации. Не всегда они смогут правильно оценить различные точки зрения – отличить субъективное мнение от объективных сведений. И здесь задачей учителя будет оказание помощи в выработке правильного отношения к полученным данным. При сборе информации у населения учащиеся должны иметь навыки общения, опроса, анкетирования и т. д. Необходимо помнить, что собранные данные будут иметь большую историческую ценность для последующих поколений.

Ученикам поможет избежать трудностей учитель-руководитель, которой окажет помощь в выборе темы и составлении программы исследования; при необходимости проконсультирует и поможет в публикации результатов исследований.

Для меня очень важна почувствовать обратную связь на всех этапах совместного учащимися исследовательского пути, обнаружить потребность ученика воскликнуть: «Нашел! И посмотрите, в каком количестве!», «Все изучил и выделил следующие качества», «Посмотрите, что я знаю! Как вы этому относитесь?» Это и есть обратная связь: открытость со стороны ученика, его сознательное желание общаться на равных, делиться идеями и находками.