Урок русского языка во 2-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • закрепление и обобщение знаний учащихся о существительном как части речи;
  • развитие умений делать грамматический и звуко-буквенный разборы;
  • формирование орфографической зоркости;
  • привитие интереса к изучаемому предмету;
  • пополнение знаний учащихся о некоторых профессиях.

Оборудование. Интерактивная доска, карта-город “Части речи”, высказывания о русском языке, таблица “Имена собственные”, карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Орг. момент.

На интерактивной доске - девиз урока.

Работа над предложениями.

Истинная любовь к своей Родине немыслима без любви к своему языку”.

К. Паустовский.

Чтение текста самостоятельно.
Глаголить – значит говорить.
По-русски говорить, писать умеем.
Но наш родной язык – загадка,
Ты не играй с ошибкой в прятки.
Правила изучай и смело применяй!

- Как понимаете значение этих слов?

II. Актуализация опорных знаний.

1. Ребята, мы сегодня заканчиваем изучение темы “Имя существительное”.

- Поднимите руки, кто её усвоил хорошо?

- Кто ещё немного затрудняется?

(Рефлексия)

2. Давайте вместе решим, как нам сегодня повторить всё о существительном, чтобы ничего не упустить.

(Дети предлагают разные варианты).

3. На интерактивной доске карта-город “Части речи”.

- Ребята, рассмотрите карту (рисунок 1).

img1.jpg (22826 bytes)

Рисунок 1

- О каких частях речи вы никогда не слышали?

- Чтобы повторить всё об имени существительном, какие вы поставите вопросы?

Дети предлагают разные варианты, учитель корректирует.

- Что такое имя существительное?

- Где его удобно узнавать? (в предложении и словосочетаниях).

- Запишем в тетрадь словосочетание.

Интересная профессия.

Что можете сказать об этом слове профессия? (род, число, нарицательное, неодушевленное).

Ввожу новое: признаки существительных бывают постоянные и непостоянные. Попробуем их найти.

4. Вывод: что мы сделали? (грамматический разбор имени существительного).

5. Ребята, вы иногда забываете, как пишутся имена собственные, давайте посмотрим на доску.

Что нового в написании собственных имен вы заметили?

Рисунок 2

Каковы особенности этих имен существительных?

Рисунок 3

- Ребята, в дальнейшем мы будем изучать склонения и падежи имен существительных.

- Кто слышал об этих понятиях?

III. Формирование понятий и навыков.

1. Работа в группах (6 групп).

Каждой группе на листе напечатана загадка. Группа работает со словом-отгадкой по следующему плану:

  • разобрать по составу;
  • грамматический разбор;
  • звуко-буквенный анализ; (дифференцированное задание).
  • устно придумать предложение.

1. Никто на свете так не может
Одним движением руки
Остановить поток прохожих
И пропустить грузовики.

2. Кто на ранней зорьке встал
И всё поле распахал?

3. Много ей работать нужно,И работать с огоньком,
Чтоб была у нас на ужин
Каша с маслом, молоком.

4. Он щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтенью, счету и письму
И верности родной Отчизне.

5. Почту, письма и журналы
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.

6. Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги!
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдём сегодня в гости!

- Называют отгадки.

- В какую группу по их значению мы объединим? (профессии).

- Да, в России очень много профессий, вы их должны знать.

Физминутка. Игра “Профессии в школе”.

Я буду называть профессии, которые есть в школе, а вы их приветствуйте двумя хлопками. Если такой профессии в школе нет, то делайте одно приседание.

Учитель, завуч, директор, лесничий, психолог, электрик, машинист, библиотекарь, лётчик, повар, уборщица, прокурор, завхоз, вахтёр, космонавт.

2. Самостоятельная работа в группах по плану.

3. Проверка. Самооценка.

4. Вывод. Ребята, вас можно назвать исследователями. Вы много сделали открытий, когда писали сочинение о профессиях своих родителей. Нам они показались очень интересными.

5. Сейчас будет самостоятельная работа. Каждый выберет себе задание сам.

- На доске текст.

Мой папа работает агрономом. Он выращивает для нас хлеб. Хлеб – всему голова.

Выпишите из текста имена существительные, выделите в них орфограммы. Укажите над ними род.

- Папа у меня работает мастером на железной дороге. Аварий не допускает. Он приносит большую пользу Родине.

Спишите первое предложение, подчеркните в нем грамматическую основу. Из последнего предложения выпишите словосочетания.

- Врач (какой?)…
Следователь (какой?) …
Пожарный (какой?)…
Учитель (какой?) …

Придумайте и запишите с этими существительными словосочетания.

- Ребята, я объяснила вам три задания. Выберите для себя такое, с которым бы вы справились.

Работают самостоятельно.

6. Проверка.

IV. Итог урока.

Ребята, у кого сегодня на уроке была температура 36.6?? (хорошее настроение).

V. Домашнее задание.

Ребята, дома на альбомном листе нарисуйте “Сундучок знаний”. В нём разместите всё, что запомнили об имени существительном.

Спасибо за урок!

Литература

  1. Нечаева Н. В. Русский язык 2 класс. “Учебная литература”, 2006 г.
  2. Рик Т. Г. “Здравствуйте, имя существительное!”, РИО “Самовар”, 1994 г.