Природоведческое путешествие

Разделы: Начальная школа


Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Природоведческое путешествие».

У вас, у каждого класса, есть маршрутный лист (приложение 1). На нем написан ваш маршрут. Когда пройдете все этапы, то маршрутные листы  сдаете жюри. Оно подводит итоги.

Выберите капитана, который будет носить маршрутный лист.

I этап. Угадай по описанию, что это за дерево

Деревья  (описание записано на аудиокассету или дается в напечатанном виде)

а) 1. Дерево это достигает высоты 20 – 25 м. ствол прямой, ровный. Кора до 10 – летнего возраста темная, гладкая, блестящая, позднее становится белой. Корневая система сильно разветвляется. (Береза).

2. Дерево достигает в высоту 30 м и 2 м в диаметре ствола. Живет до 300 лет. На почках есть смолистый налет, а молодые листья клейкие и душистые. Применяется в мелиоративных работах – его сажают в поймах и по берегам рек, вдоль дорог. Когда стает снег,  и еще не проклюнутся первые клейкие листья, одни из этих деревьев наряжаются в сиренево – желтые сережки. Золотой пылью высыпается из них пыльца, и сережки падают в весенние лужи. А на других деревьях желто-зеленые сережки останутся, в июне на них образуется пух, и заметет по улицам белая метель. (Тополь).

3. Про нее говорят, что она бывает красива трижды: цветущая – весной, плодоносящая – осенью и, наконец, зимой, когда на нее опускается стая снегирей. Ствол чист и гладок, покрыт, блестящей корой. Летом ягоды не клюют птицы и не трогают люди. Сок свежих ягод принимают при пониженной кислотности, ягоды полезны при диабете и ожирении. (Рябина).

4. Это дерево – целая лесная аптека. От его цветков пахнет душистым медом. К нему обращаются при самых различных недугах: кашле, ангине, ожогах, язвах, ревматизме, кровотечениях. Для медицинских целей используют листья и цветки, кору и плоды, древесину и даже сок этого дерева. В деревне у дерева своя слава: чай, лапти, бочки, бочонки, кадушки, короба, шкатулки. (Липа).

5. Дерево высотой до 40м. ствол прямой, стройный. Иглы расположены попарно и держатся 2 – 3 года. На созревание шишек уходит 2 года. Порода светолюбивая, нетребовательна к плодородию почв. Корневая система уходит глубоко в землю. Живет до 400 лет. (Сосна)

6. Ягоды этого колючего кустарника очень хороши. Они вкусные и полезные, долго сохраняются, хорошо переносят транспортировку. Помогают организму избавиться от нитратов и радиоактивных солей. (Крыжовник).

б) Определи название растений по картинкам

8.   9. 10.

Ответ:

1. ель, 2. береза, 3. клен, 4. дуб, 5. сосна, 6. липа, 7. осина, 8. тополь, 9. береза, 10. ива.

II этап. Птицы

1) Игра «Кто больше?»

Учащиеся по очереди называют названия птиц. Сколько всего назовут за 1 минуту, столько баллов получают.

2) Конкурс на лучшее знание сказок. Все мы - взрослые и дети любим сказки. Я называю название птицы, которая является одним из действующих лиц разных сказок. А вы должны вспомнить название сказок и их авторов, которые вам надо было прочитать.

Название птицы

Автор и название произведения (ответы)

Галчонок

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

Попугай

Г. Остер «Зарядка для хвоста»

Соловей

Г.-Х. Андерсен «Соловей»

Гусь

С.Л агерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Петушок

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Сова

А. Милн «Вини Пух и все, все, все»

Ласточка

Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»,

Лебедь

Г.-Х. Андерсен «Дикие лебеди»,

Утенок

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»

III этап. Ориентирование (командой пишут ответы на листочках)

1. Бурей рыбака вынесло в море (несло всё время на восток). Куда им нужно возвращаться? (на запад).

2. Войны после боя много дней преследовали врагов (на лошадях) в направлении на юг. Куда они будут возвращаться? (на север).

3. Человеку нужно пойти на северо – запад. В каком направлении человек будет возвращаться? (юго-восток)

4. Чтобы попасть в летний лагерь, необходимо пройти 100м на юг от шоссе, а затем еще 300м на восток. А каким будет обратный путь? (300 м на запад, 100 м на север)

5. Угадайте загадку

Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава (мох).

Как он помогает ориентироваться в лесу? (растет с северной стороны деревьев).

6. Угадайте еще одну загадку

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево).

Как оно помогает определить стороны горизонта? (с севера – веток у дерева меньше, а с юга растут гуще; кора березы всегда белее и чище с южной стороны дерева).

IVэтап. Викторина

1. Птичий домик (гнездо).

2. Какую траву даже слепые знают? (крапива).

3. Зимнее логово медведя (берлога).

4. У кого уши на ногах? (кузнечика).

5. Главный город Кемеровской области (Кемерово).

6. Самая большая река Кемеровской области (Томь).

7. Какой снег тает быстрей: чистый или грязный? (грязный).

8. Граница видимого пространства? (горизонт).

9. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас).

10. Верхний слой земли, в котором растут растения (почва).

11. Живой мотор, приводящий в движение кровь человека (сердце).

12. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве (ископаемые).

13. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода).

14. Как называется страна в которой ты живешь?

15. Чего не бывает у хвойных растений: листьев, плодов, семян, корней? (плодов).

16. Орган осязания (кожа).

17. Орган обоняния (нос).

V этап. Найди животное в словах

1. Банка, колосья, осада, волна,  кожух, барабан, багаж, кино, пион, зонтик, каркас, салон, село.

Ответ: кабан, лось, оса, вол, жук, баран, жаба, кони, пони, кот, кит, рак, слон, осёл.

2. Угадай следы животных

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Ответ: 1. Следы лося, 2. лесной мыши, 3. лисы (волка, собаки), 4. сороки или птицы, 5. зайца, 6. белки, 7. медведя.

VI этап. Разгадай загадки – трафаретки

о

с

 

 

а

На этой осе в октябре позолота (осина).

о

с

 

 

а

Эта оса растет на лугу у болота (осока).

 

о

с

 

 

 

 

а

Эта оса на солнце худеет и тает (сосулька).

 

 

р

 

 

а

 

к

 

Этот рак может вспорхнуть на пень (куропатка).

VII этап. Подведение итогов

Какая команда набрала больше очков, та команда и является победителем.

Список литературы

1. Сухаревская, Е. Ю. Занимательное естествознание. Планета Земля [Текст ] / Е. Ю. Сухаревская. – Ростовн на Дону:  Учитель, 2003. – 128 с. (Учебно – методическое пособие для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК).

2. Сухаревская, Е.Ю. Занимательное естествознание. Природа Земля  [Текст ] / Е. Ю. Сухаревская. – Ростов/Д:  Учитель, 2003. – 160 с. (Учебно – методическое пособие для учителей начальной школы, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК).

Приложение 1

Маршрутный лист   _________    класса

Этапы

 

Количество баллов

Примечание

I

1) угадай название дерева по описанию

 

 

2) Что это за растение?

 

 

II

1) Игра «Кто больше»

 

 

2) Сказки

 

 

III

Ориентирование

 

 

IV

Викторина

 

 

V

1) Найди название животного в словах

 

 

2) Чьи это следы?

 

 

VI

Загадки - трафаретки

 

 

Всего