Математические основы мышления и коммуникации

Разделы: Начальная школа


Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект человека (или его ум) характеризуется мышлением, взятым в аспекте индивидуальных различий. Самый существенный признак отличающий мышление от других психических процессов,— направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. В соответствии с этим возможности человека к более или менее самостоятельному открытию новых знаний, определяемые (при наличие других необходимых условий) уровнем развития продуктивного мышления, составляют основу, «ядро» его интеллекта.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как анализ и синтез, сравнение и классификация, аналогия и обобщение.

Включение этих операций в процесс усвоения математического содержания – одно из важных условий построения развивающего обучения, так как продуктивная (творческая) деятельность оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций.

Развитие математического мышления, заинтересованность предметом, приведёт к «открытию» математических фактов только при условии использования на уроках задач нестандартных, задач, требующих известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности.

Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно облегчается курсом «Интеллектика» (1 раз в неделю). Такой систематический курс создаёт условия у детей познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению и поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях интеллекта.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

Тип занятия: учебное занятие применения теоретических обобщений.

Цели:

Развивающие:

  • развивать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить мотивацию обучения;
  • развивать мыслительные операции (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, умение делать выводы);
  • развивать логическое мышление;
  • развивать память детей;
  • развивать речь;
  • расширять мировоззренческий кругозор детей;
  • показать межпредметные связи.

Воспитательные:

  • учить понимать общечеловеческие ценности и социальные мотивы поведения;
  • показать нравственно-этические нормы поведения;
  • воспитывать положительные эмоции к учебе и математике, в частности;
  • воспитывать желание учиться;
  • воспитывать самостоятельность.

Образовательные:

  • закрепить вычислительные навыки математических действий (сложения, вычитания, умножения, деления);
  • закрепить навык действия с величинами;
  • закрепить умение находить объем;
  • закрепить знание связи компонентов и результатов математических действий; умение решать простые и сложные уравнения;
  • закрепить умение разностного и кратного сравнения чисел;

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • мультимедийный проектор.

Форма занятия: компьютерный урок с групповой формой работы.

Ход занятия

I. Орг. момент.

II. Целеполагание

Никто не знает границ своих возможностей, они как бы дремлют внутри нас в ожидании своего часа. А когда он приходит, порой случаются сенсационные происшествия. Например, некий служащий во время пожара в здании сумел вынести на улицу сейф с важными документами… После того как огонь был потушен, четверо сильных мужчин с большим трудом могли втащить его обратно…

Но не только наши физические способности могут поразить воображение. Есть и другие примеры из жизни.

Долгие годы российский психолог А.Р. Лурия наблюдал за человеком с поистине безграничной памятью – Шершевским, корреспондентом одной из московских газет. Он, например, в течение нескольких минут смотрел на доску, исписанную длинными рядами цифр, а затем, отвернувшись, воспроизводил их в любом порядке. Даже через несколько месяцев он легко вспоминал однажды увиденные ряды цифр.

Бесспорно, это феноменальные способности. Однако каждый из вас тоже располагает огромными возможностями и способностями, которые можно формировать и развивать.

Нужно только большая воля, желание и тренировка. И главное – верить в себя, и сможете многого добиться в жизни!

III. Применение теоретических обобщений

1. Разминка. Компьютерная игра развивающая память, внимание

Слайд 1 – эпиграф урока.

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»
Монтень

2. Выявление уровня развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, логика).

– Приготовьте синий и жёлтый карандаш, возьмите карточку с заданием 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья; первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчёркивать первую букву и вычёркивать третью. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута!», вы возьмёте жёлтый карандаш и в течение второй минуты, наоборот, будете вычёркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш.

3. Работа в группах. Слайд 2.

– Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.

4. Индивидуальная работа. (Поставить знаки + или -).

– Какие высказывания об элементах множества А истинны, а какие – ложны?

  • Все элементы множества А – игрушки. (-)
  • Некоторые элементы множества А – игрушки. (+)
  • Ни один из элементов множества А не является игрушкой. (-) Слайд 3
  • В множестве А нет игрушек. (-)
  • В множестве А имеются игрушки. (+)
  • Каждый элемент множества А является игрушкой. (-)
  • В множестве А нет ни одного элемента, являющегося игрушкой. (-)

Свои примеры истинных и ложных высказываний.

5. Работа в группах.

– Решите задачу. Слайд 4.

Коробка для посылки имеет размеры 40 см, 25 см и 20 см. Ее перевязывают лентой, как показано на рисунке. Сколько сантиметров ленты понадобится для того, чтобы перевязать коробку, если на узел и концы следует оставить 50 см?

6. Расскажите то, что знаете о числе 12.

(Двузначное число, его соседи по натуральному ряду 11 и 13, дюжина, сумма цифр – 3; 12 месяцев в году, и т.д.)

  1. Установите закономерность.
    12, 24, 36 …..
    Числа увеличиваются на 12.

  2. Продолжите ряд до трёхзначного числа, в записи которого есть число 12.
    12, 24, 36, 48, 60, 72, 84, 96, 108, 120

  3. Найдите «интересные» числа.
    12 и 120 – 12 на множестве двузначных и трёхзначных чисел;
    60 и 120 – круглые числа;
    12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых количество десятков в два раза меньше (больше) количества единиц;
    96 – если число перевернуть, то результат не изменится;
    108 и 120 – трёхзначные числа;
    48 и 84 – одинаковые цифры в записи чисел.

  4. Установите связь между числами.
    36 и 72, 12 и 24, 12 и 36, 12 и 48, 24 и 48,
    12 и 60, 12 и 72, 48 и 96, 12 и 108, 12 и 120

7. Среди данных равенств только одно верное. Найди его за 1 минуту! Работа в группах. Слайд 5.

8. Обучение навыкам быстрого счёта.

Создание проблемной ситуации. Индивидуальная работа.

– Сложите числа 97.643+85.676+39.469+86.546 = 309.334

Сумма цифр каждого столбика (единиц, десятков, сотен, единиц тысяч, десятков тысяч). Записать столбиком и сложить между собой. Слайд 6

9. Решите самостоятельно пользуясь новым способом:

24.897+36.409+61.255

10. Как назвать все фигуры одним словом?

Для каждой фигуры на рисунке объясни, почему она лишняя. Работа в группах. Слайд 7

11. Задача. Индивидуальная работа.

Однажды в английском графстве Камберленд разразилась гроза. Сильный ветер вырывал деревья с корнями, образуя воронки. В одной из таких воронок жители обнаружили вещество, обладающее удивительными свойствами. Расшифруй его название, расположив корни уравнений в порядке убывания. Слайд 8

Кусочками этого вещества пастухи стали метить овец, а торговцы делали надписи на корзинах. Используют ли это вещество в наши дни?

90*х =6300; у:60=600; 2500:z=5

90+х=6300; у-60=600; 2500-z=5

12. Занимательная минутка.

Слайд 9

13. Комбинаторная задача. Работа в группах.

В оранжерее были срезаны гвоздики: белые и розовые – 400 штук, розовые и красные – 300, белые и красные – 540. Сколько гвоздик каждого цвета было срезано в оранжерее?

Решение. Слайд 10

Всего было срезано 400+300+540=1240 (гвоздик), по два вида в каждом букете, следовательно, всего срезали 1240:2=620 (гвоздик) красного, розового и белого цвета. Так как белых и розовых 400 шт., то красных 620-400=220 (шт.), тогда розовых 300-220=80 (шт.), а белых 540-220=320 (шт.)

Ответ: красных – 220, розовых – 80, белых – 320.

14. Подведение итогов.

– Чему вы научились? Что было интересным? Какое задание было трудным? Какое задание было для вас самым лёгким?

Презентация – Приложение 1 или Приложение 2.