Презентация и конспект к ней по теме "Голландский натюрморт. Обычные предметы - необычные образы"

Разделы: МХК и ИЗО


Продолжительность учебного занятия: 1 час.20 минут.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цели и задачи: обобщить и систематизировать знания о натюрморте, раскрыть содержание этого жанра и показать почему именно в XVII веке он становится самостоятельным, показать как искусство связано с изменениями мировоззрения и мировосприятия людей; способствовать развитию чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления; сенсорной сферы; способствовать формированию потребности в освоении ценностей мировой художественной культуры; использованию приобретенных знаний и умений; научить анализировать произведения искусства, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать.

Оборудование: компьютер, демонстрационный проектор; экран, презентация, разработанная учителем.

Понятия: натюрморт.

Зрительный ряд:

  • Презентация, подготовленная учителем
  • На доске: Странная живопись – эта «мертвая природа». Она заставляет нас любоваться копией тех вещей, оригиналами которых мы не любуемся».

Б.Паскаль.

Художник – это собиратель впечатлений отовсюду: от неба, от земли, от кусочка бумаги, от паутины, от прошедшего мимо человека.

П.Пикассо.

Ход учебного занятия:

Этапы Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный этап учебного занятия.2 минуты Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
Настрой на восприятие визуальной информации.
Создание эмоционально-психологические условия для эффективного общения, обмена мнениями, впечатлениями. Настрой учащихся на эмоциональное восприятие произведений
Готовятся к уроку.
Приветствуют учителя.
Знакомятся с планом урока и требованиями к выполнению заданий на уроке
II. Повторение.5 мин. Используется презентация, подготовленная учителем.
Повторение темы прошлого урока «Искусство нового времени»:

  • Какая страна была законодательницей во всех областях культуры в XVI в.?
  • Чем для развития искусства была важна эпоха Возрождения? Какие изменения в культуре происходят в XVII веке?
  • Можем ли мы сказать, что художники XVII века продолжали поиск гармонии в мире?
Учащиеся участвуют в опросе:
1.Италия;
2. Движение к реализму, интерес к человеку;
3. Появление национальных центров искусств (Италия, Голландия, Франция, Фландрия); изменения в мировоззрении: рациональность-Бэкон, отказ от аристократизма в искусстве, интерес к реальной жизни, человеческим эмоциям.
4. И да, и нет. Искусство стало очень противоречивым: любовалось человеком и ощущало его незначительность, в нем присутствовала глубокая религиозность и рационализм, вскрывало противоречия жизни и верило в достижение гармонии.
III. Беседа по основному материалу урока.
а) Вводная информация.
Показ презентации.
Актуализация знаний учащихся.
10 минут.
Сегодня мы совершим с вами еще одно путешествие в Нидерланды XVII века. Вспомним, что XV столетие вошло в историю искусства как «золотой век» нидерландской живописи. Сл.4.
Во время беседы опора осуществляется на знания учащихся из области истории и искусства.Какие жанры изобразительного искусства были наиболее распространены в европейском искусстве XV-XVI веках? Что такое жанр? Когда в искусстве появляется разделение на жанры?
Посмотрите внимательно на экран и назовите имена тех художников, благодаря которым XV в. называют «золотым веком» искусства Нидерландов. Вспомните их наиболее известные полотна.
Сл.6. Но и XVII - это не менее яркая страница в искусстве этой небольшой страны.
Сл.7. Показать учащимся, что искусство изображения вещи возникло задолго до становления жанра натюрморта и были непременной принадлежностью любого живописного произведения. Рассказ о Зевксисе и Паррасии.
Илл. Роспись виллы в Помпеях. Фреска, фрагмент стены (50 г.до н.э.-79 г.н.э.)
Роспись виллы в Геркулануме. Фреска фрагмент. Первая пол.I в. н.э.
Сл. 8 И много веков спустя голландский художнтк А.Ван дер Спельт пытался подражать легендарному Паррасию
Илл.Ванн дер Спельт. Натюрморт – обманка с гирляндой цветов и занавеской. 1658. Институт искусств. Чикаго.
Сл. 9 Караваджо. Христос в Эммаусе.1606. Фрагмет. Национальная галерея. Лондон.
Сл. 10. Караваджо Корзина с фруктами. 1596-1597 гг. Пинакотека Амброзиана. Милан.
Сл.11. К.Массейс. Портрет менялы с женой.1514.Лувр. Париж.
Вещи говорят не только о роде занятий главы семьи и характере царивших взаимоотношений, но и мире, который находится за рамками этой комнаты. Обратите внимание на его отражение в маленьком зеркальце, находящемся посреди стола.
Вещи всегда участвовали в создании художественного образа, дополняя его эстетический и художественный контекст. Как вы думаете, почему?
Сл.12.Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини.
Учитель помогает учащимся сформулировать ответ, что уже в своей первоначальности натюрморт становится отражением взаимоотношения человека с предметным миром.
История натюрморта показывает, что художники, открыв самостоятельное существование мира вещей, не сразу смогли вдохнуть в них трепет жизни, понять их безмолвный язык, уловить в них проявление человеческих чувств и симпатий.. Вначале они лишь были «мертвой» копией живых вещей («natur morte» в буквальном смысле этого слова). Впервые такие натюрморты появились не в Голландии, а, вероятнее всего в Тоскане (Италия) – в нишах обманках. Но именно в Голландии появилось развилось то понимание натюрморта, которое дает возможность раскрывать тему во множестве значений.
Сл.13. Давайте уточним, что же такое «натюрморт».

 

1.Религиозная (мифологическая) картина, портрет.
2 Понятие, характеризующие область искусства, ограниченную определенным кругом тем
3. в XV веке

Учащиеся работают с изображением на экране, отвечают на вопросы, определяют имена художников, работы, созданные ими. Активно принимают участие в беседе.

б) Новый материал. 30 мин
Показ презентации с сообщением информации и беседа параллельно с показом видео ряда.

Управление педагогическим процессом.
Беседа во время показа
Вовлечение в диалог учащихся, используя эмоциональность восприятия учащимися.
Сл. 14.Амброзиус Босхарт. Ваза с цветами. Интерес к натюрморту обострился в средине XVI века в связи с разделением живописи на жанры. XVII век –великий век расцвета натюрморта. Это был настоящий гимн жизни. В развитии голландского натюрморта возникло несколько направлений, но все они с изысканным вкусом, тонким чувством гармонии и великолепным живописным мастерством соединены в единое целое. Философ Спиноза, живший в XVII веке в Голландии, в своем известном труде «Этика» утверждал, что порядок и связь вещей в жизни такие же, как порядок и связь идей, и искусство натюрморта стало ярким подтверждением этого. В пристальном внимании художников к изображенным предметам выражено их отношение к быту голландских бюргеров, живших в богатой и процветающей стране. Сложность и неоднозначность жизни проявлялась в натюрморте в языке вещей, хорошо понятном авторам и современникам трудночитаемом сегодня.
Особое место в голландском натюрмоте занимали цветочные композиции: «blompot» (букв. «горшок с цветами»). Красота этого дара природы ни с чем не сравнима, тем более что в Голландии XVII в. была мода на цветы, многие из которых привозились из других стран (как например тюльпаны, впервые привезенные в Европу из Турции в 1554 г.). Стоили они очень дорого. Наличие цветов являлось признаком не только хорошего вкуса, но и преуспеяния. «Язык цветов» был хорошо знаком современникам живописцев. Давайте и мы попытаемся разгадать загадки цветочного натюрморта.
Сл.15.Амброзио Бальтазар
Сл.16. «vanitas» («суета сует»).Почти все натюрмортные композиции в той или иной форме отражают обобщенные образы, позволяющие задуматься о вечных проблемах человеческой жизни и ее скоротечности. С XVII в. Существует так называемый натюрморт «vanitas» («суета сует», цель которого можно выразить латинским изречением «momento mori» («помни о смерти!»). В таких натюрмортах часто изображаются: увитый плющом череп, увядшие цветы, раковина («пустая оболочка»), горящая или сгоревшая свеча, песочные часы. В ряде работ добавляются драгоценности, игральные карты курительные трубки, указывающие на тщетность земных наслаждений. Постоянно встречаются клочки бумаги, рукописи и печатные издания с изречениями: «Sic transt gloria mundi», «Finis coronat opus» («Так проходит слава земная», «Конец венчает дело»). Этот жанр сформировался в Лейдене интеллектуальном центре Голландии). В идейных основах этого направления причудливо переплетались средневековые представления о бренности всего земного, мораль кальвинизма и гуманистические идеалы мудрого человека, стремящегося к истине и красоте.
Сл.17.Самые знаменитые голландские натюрморты – «завтраки». Это направление сложилось в Гарлеме. Обычно на картине изображались опрокинутые стеклянные бокалы, скомканные белые скатерти, наполовину очищенные лимоны со спиралевидно свисающей кожурой. Эти натюрморты также обладали двойным смыслом: устрицы считались деликатесом, но и входили в круг символов Афродиты (радости земной жизни). Такой натюрморт – это потрясающий портрет владельца. Исторические корни «завтраков» восходят ко времени, когда впервые появились групповые портреты стрелковых гильдий. Тогда любимым видом стало изображение торжественных встреч за банкетным столом. Первые подобные натюрморты отличались парадностью и торжественностью.
Сл.18.Во главе этого направления стояли два голландских мастера Питер Клас и Виллем Хеда. «Завтраки» этих художников отличаются простотой и серьезностью, отражая настроения и симпатии первого поколения голландских бюргеров, выросшего в независимой стране. На них всегда лежит отпечаток индивидуального вкуса; они полны спокойствия и незримого присутствия человека, налившего в бокал вино, нарезавшего лимон, отломившего кусочек булочки, небрежно бросившего на стол скомканную, но сияющую белизной салфетку. В.Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом» - пример поразительной точности и законченности. Виртуозно преданы прозрачность стекла и блеск металла. Обобщенно написанные фон и скатерть способствуют сосредоточенности на предметах. Натюрморт детален и в то же время лаконичен. Заглушая отдельные цвета и подчиняя их общему тону (буровато-золотистому у Класа и серовато-зеленому у Хеды), их колорит создает особое, несколько суровое и меланхолическое настроение.
В Голландии был рожден и так называемый «кухонный натюрморт», в котором еда изображалась не на обеденном столе, а на месте ее приготовления вместе с посудой для мытья, варки и обжаривания. Но издесь мы находим евангельские трактовки сюжетов.
Во 2-й половине XVII века место скромных «завтраков» Класа и Хеды заняли богатые и эффектные «Десерты» А. Бейерена и В Кальфа.
Сл.19. В.Кальф «Натюрморт с кубком и перламутровой раковиной».
В конце XVII в. голландское искусство вступило в период упадка.
Законодателем фламандского натюрморта были два крупных мастера – Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Современники и соратники Рубенса, они органически не воспринимали природу в состоянии покоя. Материальные формы были для них проявлением динамической силы, составляющей основу всего существующего в этом мире. Для художников не было в природе ничего мертвого, под их кистью все неподвижное словно оживало – битая дичь, рыбы, мертвые олени, лебеди, зайцы. Тела рыб напряжены и прогнуты, рты их раскрыты в жажде воздуха. Искусство этих художников звало к жизни, прославляло жизнь. Оба художника были прекрасными анималистами и оживляли свои натюрморты фигурами живых птиц, зверей, собак, обезьян и кошек.
Ф.Снейдерс «Рыбная лавка». Какое впечатление производит на вас натюрморт?
В XVIII в. лидирующая роль в натюрморте переходит к Франции. Но о том, как развивался этот жанр в европейском и русском искусстве мы поговорим с вами позже. А сейчас давайте подведем итог нашему занятию.

Эмоционально-активное восприятие демонстрируемого материала.
Диалог (произвольный, по ходу просмотра).
По ходу демонстрации слайдов выполняют записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У.Беспрерывного движения.

IV. Обобщение. Рефлексия. 10 мин

После показа и беседы учитель уточняет основные термины и понятия. Обратная связь, анализ степени усвоения материала урока. Определение результата урока.
Вопросы к учащимся:

  • какое из увиденных произведений вам понравилось и чем;
  • какие приёмы применяются  для передачи образа, настроения;
  • зависит ли формат от выбранной темы? Какой формат чаще всего используется? Почему? (Горизонтальная композиция –наилучшая возможность показать состояние покоя и тишины. Некоторое внутреннее напряжение придает композиции диагональное расположение предметов внутри горизонтального формата холста. Композиция натюрморта на квадратной плоскости стремится к зрительному равновесию и четко выраженному центру. Идея порядка и симметрии.);
  • соответствует ли выбранная цветовая гамма для передачи настроения композиции;
  • Почему натюрмортные композиции чаще всего представляют собой группу предметов, а не единственный предмет?
Рефлексия учащихся по целостному восприятию презентации (общее впечатление каждого).
V. Итог урока, оргмомент, уточнения, завершение урока. 3 минуты Подведение итогов проверки знаний.
Итог урока для учащихся.
Раскрытие задачи к последующим урокам.
Творческое задание. Выберите понравившееся вам высказывание:
«Сначала нужно сердцем увидеть вещи, и тогда они выйдут из-под кисти одухотворенными» (Ци Байши).
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». (Д. Дидро).
Способный и опытный художник может и в малых вещах сильнее показать свою великую силу и искусство, чем иной в своем большом произведении» (А.Дюрер).
В натюрморте пространство осязаемо, его почти можно ощущать руками; оно противоположно пространству пейзажа, пространству зрительному. В натюрморте чувство осязания участвует в создании картины» (Ж.Брак)
Что такое художественность? Если перед художником оказалось случайно на его столе забытая группа вещей, то и тут он может открыть таинственную вещь –пространство…Если он начинает эту группу рисовать, то увидит, как вещи будут «разговаривать» друг с другом, сложно относится друг к другу, влиять друг на друга. Он как бы услышит их тихий разговор». (В.Фаворский).
Напишите эссе на тему этого высказывания, подберите живописное произведение, позволяющее вам подтвердить ваши мысли в зрительной форме.
Определение степени передачи эмоционального личного отношения к учебному материалу.
Учащиеся взаимодействуют с учителем во время диалога. Усвоить требования к творческому заданию и осознать необходимый объем домашнего задания.
Подготовить сообщение.
Собрать видеоряд (репродукции или фрагменты произведений, необходимые для выполнения задания).
Поиск информации для самообразования и отбора полезной информации

Приложение

Литература, использованная при подготовке к уроку:

Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. – М.:ВЛАДОС, 2008.
Васильева-Шляпина Г.Л. изобразительное искусство. История зарубежной, русской и советской живописи. – М.:Академический проект; Фонд «Мир», 2007. С.117-129.
Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта (жизнь вещей). Казань, 1982.
Герчук Ю. живые вещи.-М.:Советский художник,1977.
Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. – М.: Наука, 1997.