Урок чтения в 3-м классе. Г.Скребицкий. "Передышка"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  1. Познакомить с понятием «научно-популярная литература» через чтение статьи Г.Скребицкого «Передышка». Формировать навык осознанного и беглого чтения.
  2. Развивать речь, память, внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет писателя, книги для выставки, карточки с планом.

Ход урока

1. Организация начала урока.

- Новых книг живые строки
Открывают путь широкий.
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным …

Дети хором: «Мы всем классом шлем привет!»

2. Актуализация базовых знаний.

- Проверим, как вы знаете жанры произведений.

- Что такое «жанр»? (Жанр – это устойчивая разновидность художественных произведений.)

Тест.

И. Крылов «Кукушка и Петух» ____________________________________________________

Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес» _____________________________________________

С.Есенин «С добрым утром!» ____________________________________________________

М.Пришвин «Золотой луг» ______________________________________________________

- Все эти произведения относятся к художественной литературе.

3. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «научно-популярная литература», к которой относятся статья, очерки.

- Как вы понимаете этот термин?

- В научной статье описываются не только явления и их признаки, но и дается им научное обоснование.

4. Подготовка к чтению.

- Как выглядят деревья в разное время года? Опишите их.

- Что особенно запомнилось вам?

- Что красивого было в этом?

- Отгадайте загадку, о каком дереве будем читать статью:

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
(береза) иллюстрация

- Прочитайте название статьи.

- Подберите к слову «передышка» родственные слова. (отдых, передохнуть, отдохнуть)

- Сравните их значения.

- Послушайте теперь, как интересно и удивительно тонко описал березу в разное время года, казалось бы в обычном для нас дереве, но таком необычном Георгий Алексеевич Скребицкий, который очень любил ходить на речку, в лес, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за растениями, животными.

5. Чтение и анализ статьи.

А) Первичное чтение.

- Кому принадлежало название «передышка» раньше?

- Что теперь люди зовут этим словом?

(Целостное чтение подготовленными учениками.)

Б) Повторное чтение по цепочке с комментированием.

- Как выглядела дорога?

- Что делали путники в прохладной тени дерева?

- Какие слова использует автор для описания березы?

- Как прозвали эту березку местные жители?

- Как выглядела Передышка ранней весной? Осенью?

- Чем служила береза для птиц и людей?

- Что приспособились делать ребята у березы?

- Как выглядит береза зимой?

- Что произошло с Передышкой весной?

- Как выглядело место, оставшееся от Передышки?

- Кто и как исправил эту ошибку?

- Как сейчас выглядит это место?

6. Обобщение знаний, полученных при чтении.

А) Прочитайте самостоятельно начало статьи. На сколько частей разделили? (2)

- Почему?

- О чем говорится в первой части? Во второй части?

- Как озаглавить 1 часть? Как озаглавить 2 часть?  

- Самостоятельное чтение статьи до конца.

- О чем говорится в третьей части? В четвертой части?

- Как озаглавить 3 часть? Как озаглавить 4 часть?

План.

  1. Росла у дороги береза.
  2. Костер между корней.
  3. Засохла березка.
  4. Снова шумит «передышка».

Б) Пересказ текста по плану.

В) Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями.

- Прочитайте описание березы летом к первой иллюстрации.

- Как выглядит береза осенью? Прочитайте.

- Прочитайте, как выглядит Передышка зимой.

- Как теперь выглядит дорога из деревни в лес?

- Какой вывод для себя сделаете вы из этой статьи?

Г) Выставка научно-популярной литературы.

7. Итог урока.

- С каким произведением познакомились? К какому жанру литературы относится?

- Кто автор?

- В чем заключается основная мысль?