Разомкнутые и замкнутые схемы управления

Разделы: Информатика


Цели и задачи урока:

  • повторение и  обобщение знаний по теме «Управление», формирование понятий разомкнутой и замкнутой схем управления;
  • развитие коммуникативно-технических умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять полученные знания при рассмотрении бытовых ситуаций;
  • воспитание самостоятельности, ответственности, информационной культуры.

Тип  урока: урок обобщения знаний, объяснение новых понятий.

Вид урока: комбинированный урок с элементами практикума.

Оборудование:

Технологическая карта урока

№ этапа

Этап урока

Время (мин)

Содержание этапа урока

Деятельность

учителя

учеников

1. Организационный момент

2

Карточка 1 Мотивирует учащихся Слушают учителя, настраиваются на урок
2. Актуализация опорных знаний

5

Карточки 2, 3 (игра со словом «управление», схема управления) Объясняет задания Выполняют сначала задания в МГ в протоколах, затем представители групп на интерактивной доске
3. Сообщение темы урока и её объяснение

13

Карточки 4 (игра), 5 (сравнительная таблица), 6 (назначение обратной связи, разомкнутая и замкнутая схемы управления) Объясняет задания, задаёт вопросы, стимулирует ответы. Записывают тему в тетрадь.
Анализируют, делают вывод, заполняют протокол и тетради
4. Закрепление нового материала

5

Карточка 7 (определение вида схемы) Объясняет задание Заполняют протоколы, тетради, работают с интерактивной доской.
5. Обобщение темы

5

Карточка 8 (кроссворд) Объясняет задание Заполняют протоколы в МГ, представители МГ работают с интерактивной доской.
6. Историческая минутка

3

Карточка 9 Сообщает исторические сведения Слушают, задают вопросы
7. Рефлексия урока

5

Карточка 10 (синквейн) Объясняет задание Сочиняют синквейны в МГ и читают их.
8. Подведение итогов, сообщение домашнего задания

2

Карточка 11 Задает вопросы, диктует домашнее задание. Отвечают на вопросы, записывают задание в дневники.

 

Комментарий: все этапы урока сопровождаются работой на интерактивной доске (Приложение 1).  Название пункта «Страница N» соответствует странице урока в программе Notebook (Средства SMART Board),  <Рисунок N> – вид соответствующей страницы в программе Notebook (Средства SMART Board).

Карточка 1

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что такое управление и с помощью какой схемы можно изобразить процесс управления. Сегодня мы немного расширим понятие «схема управления».

Карточка 2

Страница 1 <Рисунок 1>. Сначала небольшая разминка. Вам необходимо составить из слова «управление» возможные слова. 1 минута на обдумывание. По одному участнику из команды приглашаются для работы на интерактивной доске (по очереди). (Возможен вариант: вызвать из каждой группы по одному участнику, чтобы они написали самое длинное (необычное) получившееся слово).
Что такое управление?
«Управление – это процесс целенаправленного воздействия на объект для организации его работы по заданному алгоритму» [1].

Карточка 3

Страница 2 <Рисунок 2>. Составьте схему управления у себя в протоколах работы группы. Затем составьте эту схему на интерактивной доске (перемещение готовых фрагментов, добавление недостающих) <Рисунок 3>.
Из каких элементов состоит эта схема? Охарактеризуйте каждый объект.
«Управляющий объекта (УО) – это объект, который управляет.
Объект управления (ОУ) – это объект, которым управляют.
Прямая связь – информация, сигнал, иное воздействие.
Что вместе образуют управляющий объекта и объект управления? Систему» [2].
Но для отражения процесса управления не всегда используется данная схема.
Страница 3 <Рисунок 4> . Бывают разновидности: разомкнутые и замкнутые схемы управления. Это тема нашего урока. Запишите ее в тетрадях. В чем же отличие этих схем?

Карточка 4

Страницы  4–5 <Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7>. Сначала сыграем в такую игру: вам необходимо, открывая «квадратики», узнать, какие объекты спрятаны на заднем плане.
Карточка 5

Эти объекты – регулировщик и светофор. Чем они похожи и чем отличаются? Заполните таблицу в протоколах работы групп. 

Регулировщик

Светофор

Сходства:

                                                                                     

Различия:

                          

            

Страница  6 <Рисунок 8>. Заполните таблицу на доске.
Про регулировщика говорят, что он имеет обратную связь, а у светофора её нет.

Карточка 6

Страница 7 <Рисунок 9>. Как вы думаете, зачем нужна обратная связь? Ответьте на этот вопрос в протоколах работы группы. Запишите в тетрадях.

Страница 8 <Рисунок 10>. Составьте теперь схемы управления для светофора и регулировщика. В чем их отличие? (У регулировщика есть обратная связь). Схемы формируются учащимися на интерактивной доске, в протоколах работы группы, зарисовываются в тетрадях.

Карточка 7

Страница 9 <Рисунок 11>. А теперь я проверю, сможете ли вы в бытовых ситуациях распознать тип схемы управления: замкнутая или разомкнутая. Заполните свои протоколы. Я называю систему, а вы определяете, какая схема управления ей соответствует, и объясняете почему.
Выслушать ответы детей, при необходимости откорректировать. Записать по одному примеру в тетрадях.

Карточка 8

Страница 10.  А теперь решим кроссворд в группах (Приложение 6). Какое слово получилось в выделенной области?

Работа групп оценивается.

Карточка 9

Страница 11. В выделенной области получилось слово «Винер».

«Винер Норберт
(Wiener Norbert)
(26.11.1894 – 18.03.1964)

В 1948 году в США и Европе вышла книга Винера "Кибернетика или Управление и связь в животном и машине", ознаменовавшая своим появлением рождение нового научного направления – кибернетики. Норберт Винер родился в городе Колумбия, штат Миссури, в семье выходца из России. Семи лет юный Норберт читал Дарвина и Данте, увлекался научной фантастикой. В 14 лет по окончании колледжа он получил первую ученую степень – бакалавра искусств. Затем учился в Корнельском и Гарвардском университетах и в 17 лет получил степень магистра искусств, а через год стал доктором философии по специальности "математическая логика". С 1919 года и до своей кончины он работал в Массачусетском технологическом институте в качестве профессора математики. Здесь же у него сложилась многолетняя личная дружба с Вэниваром Бушем.
Именно В.Буш с началом второй мировой войны привлек Винера к решению математических задач, связанных с управлением зенитным огнем на основании информации, получаемой от радиолокационных станций. Таким образом, Винер стал участником Битвы за Англию, благодаря чему смог познакомиться с Аланом Тьюрингом и Джоном фон Ньюманом. Огромное значение для формирования взглядов Винера на проблему "человек и компьютер" имела совместная деятельность с мексиканским психологом и кардиологом Артуром Розенблютом, именно ему была посвящена книга "Кибернетика". Перечислить всех тех великих ученых, с кем общался Винер, сложно, назовем только самые известные имена: Альберт Эйнштейн, Макс Борн, Ричард Курант, Клод Шеннон, Феликс Клейн.
Круг математических интересов Винера весьма широк. Ему принадлежат работы по теории вероятностей и статистике, по рядам и интегралам Фурье, теории потенциала, теории чисел, обобщенному гармоническому анализу и др.
Не стоит удивляться тому, что за Винером не числится никаких практических работ, связанных с компьютерами, в то время его занимали более серьезные вещи. Винер стал основателем кибернетической философии, основателем собственной школы, и его заслуга в том, что эта философия была передана ученикам и последователям. Именно школе Винера принадлежит ряд работ, которые, в конечном счете, привели к рождению Интернета.
Вместе с К.Шеноном Винер разработал статистические основы современной теории информации и ввел меру количества информации – бит. Пропагандируя и развивая идеи кибернетики, Винер публикует еще две книги "Кибернетика и общество" (1950) и "Творец и робот" (1964). Одновременно Винер продолжает публикацию специальных математико-кибернетических работ» [3].

Карточка 10

Страница 12. Теперь вам в группах необходимо создать синквейн.
Синквейн – (в переводе с франц. обозначает "пять") – это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.
Правила написания синквейнов:

  • Первая строка состоит из одного слова – существительного, определяющего  тему.
  • Вторая строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
  • Третья строка образована тремя словами – глаголами, которые описывают действия в рамках выбранной темы.
  • Четвертая строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.
  • Последняя строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.

Примеры синквейнов, написанных детьми.

Работа.
Интересная, познавательная.
Копировать, перемещать, создавать.
Для меня это новое.
Формула.

Управление
Интересное, понятное
Управлять, воздействовать, побуждать
Как интересно мне оно
Воздействие

Схема
Замкнутая, разомкнутая
Управлять, побуждать, действовать
Мне нужно достичь цели
Результат

Карточка 11

Страница 13.

Подведение итогов урока:

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Как это может пригодиться вам в жизни?

Страница 14.

Домашнее задание: привести свои примеры систем с разомкнутой и замкнутой схемами управления.

Литература:

  1.  Босова Л.Л. Билеты и ответы по информатике для подготовки к устному экзамену: 9-й кл./Л.Л.Босова, М.С.Цветкова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  2. Матвеева Н.В. Введение в информатику: Методическое пособие/Н.В.Матвеева, И.В.Симеонов. – М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  3. Материалы сайта http://schools.keldysh.ru/sch444/ MUSEUM/1 17-90.htm