Урок обучения грамоте по программе "Перспективная начальная школа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить формирование умений выделять звонкие согласные звуки [з], [з ] ;
  • упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «з»;
  • закреплять знание условного обозначения звонкого, твёрдого и мягкого согласных звуков;
  • формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;
  • развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
  • воспитывать культуру учебного  труда.

Оборудование  урока:

  • правила работы на уроке (таблички),
  • изображения смешариков -  Кроша, Нюши и Лосяша,
  • тексты телеграмм,
  • учебник «Азбука» 1 класс,
  • варежки для вышивки ударных слогов,
  • ладошки разноцветные.

Ход урока

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Ведь улыбки располагают к приятному общению. А теперь настроимся на работу  - откроем ладошки навстречу новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!» Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам. Но в любом де6ле необходимо соблюдать определённые правила.

(на доске висят таблички с правилами, дети их озвучивают.)

  1. Не выкрикиваем;
  2. Не перебиваем друг друга;
  3. Мы слышим друг друга;
  4. Учимся работать сообща;

Я желаю вам успеха!

II. Постановка целей и задач урока

(учитель  открывает  доску)

Ой, а что это такое?  (на доске изображение Кроша и Нюши с текстом телеграммы)

ТЕЛЕГРАММА

Помогите! Спасите!
У Лосяша пропал голос!
Он  не знает где его искать!
Помогите найти голос Лосяша!
Нюша и Крош

Ой, как жалко Лосяша. Я знаю, что рецепт лекарства есть у Совуньи в книге рецептов, но до неё ещё нужно добраться. Крошу и  Нюше  требуется помощь. Поможем Смешарикам? Любое дело нужно начинать с разминки.

III. Подготовка к восприятию

1) чистоговорка

Ать - ать - ать  - начинаем мы играть,
Ре - ре - ре  - живём дружно во дворе,
Зу - зу - зу  - игрушки я во двор везу.

2) Игра «Твёрдый  - мягкий» (со средствами обратной связи)

Я называю слово, а вы мне показываете его обозначение.

Забор, зерно, зубы, Зина, зонт, гроза, зима, ваза, зефир, роза.

Какие звуки вам встретились в этих словах? Какой буквой их обозначают?

3) Игра « Буква потерялась»

  • я_ык,
  • _онт,
  • _ве_да,
  • у_ор,
  • _ебра,
  • ко_а.

Какую букву вернули на место в словах? Сколько звуков она обозначает? Какие? Назовите  слова , в которых вы слышали  твёрдый согласный звук, а в каких мягкий.

Ну, что же, умственную разминку мы сделали, а теперь давайте проведём разминку для тела.

ФИЗМИНУТКА 

1 - подняться, потянуться,
2- согнуться, разогнуться,
3 - в ладоши три хлопка, головою три кивка
4 - руки шире
5 - руками помахать
6 - за  парту тихо сесть.

IV. Восприятие нового материала

Вот теперь мы можем приниматься за дело. Чтобы найти слова рецепта из книги рецептов Совуньи нужно выполнить некоторые задания.

1) Чтение слогов и слов

Прочитайте, приготовьтесь показать цифрой  ударный  слог.

ЗИ - ЗИМ - ЗИМА - ЗИМНИЙ

МО - МОРОЗ - МОРОЗЫ - МОРОЗНЫЙ

ЗА - ЗАДИРА

Вышейте крестиками на варежке  слова, возле которых стоят снежинки. Поменяйтесь варежками. Проверьте  узор у своего соседа.

Ребята, как думаете, что за прямоугольники стоят возле слов зимний, морозный? Какого они должны быть цвета и  почему?

Составьте с одним из этих слов предложение по схеме:

Молодцы! Вот у нас и появилось первое слово, оно нам пригодиться.

А теперь немного отдохнём. Ведь чтобы отыскать другие слова и помочь Лосяшу  нужно быть внимательным и собранным.

ФИЗМИНУТКА 

Релаксационная пауза «Волшебный цветок добра»

2) Работа с загадкой

Что это за абракадабра?

Морозной МОЙЗИ и знойным ТОМЛЕ
Она ЛЕНЕЗЕЕТ и рады ТИДЕ.

Чтобы появилось второе слово для Лосяша нужно выполнить следующие задания:

а) Прочитайте, найдите слова из двух слогов. Покажите цифрой ударный слог. Назовите лишнее слово. Почему оно лишнее?

О чём эта загадка? (о ёлке)(на доске илл. Ёлки)

Найдите среди слов родственных слову «ёлка», такое в котором  буква «е» является безударной.

Ёлка, ель, еловый, ёлочка

Хорошо! Вот у нас и появилось  и второе слово, оно нам пригодиться.

3)Работа с текстом «Затеи деда Мороза»

Вернитесь к словам, посмотрите внимательно и скажите какое можно назвать «лишним»? (задира)

Как вы понимаете это слово? (Задира - человек, который затевает ссоры, драки.)

Прочитайте заголовок. Как понимаете слово «затеи»?

(Затеи - 1. задуманное дело, замысел; 2. забавы, развлечения.)

Как думаете,  о чём   текст? Перед тем как мы будем читать текст, закройте глаза и попробуйте представить, включив внутренний экран, о чём речь в тексте.

Давайте прочитаем текст и посмотрим подтвердятся наши догадки или нет.

Чтение  текста «эхом». Сначала предложение читает учитель, затем дети.

Ребята, а теперь вам необходимо поработать на карточках.  Говорят: «Ум хорошо, а два - лучше». Поэтому предлагаю вам поработать  парами, и друг другу поможете,  и Лосяша поскорее вылечим. Главное условие - в паре работать нужно дружно.

Задание: поставить в словах ударение и обозначить точкой гласную без ударения.

Молодцы! Вот у нас и появилось  и третье слово, оно нам пригодиться.

 

Прочитайте все три слова. А теперь закройте глаза и мысленно отправьте эти слова Лосяшу.

V. Итог урока

Посмотрите, какую теперь телеграмму нам прислал Лосяш.

ТЕЛЕГРАММА

Спасибо!

Мне дали горячее молоко. Ко мне вернулся голос.

Теперь я совсем здоров.

Лосяш.

Молодцы! Помогли Лосяшу. Но не зря говорится, что доброе дело, совершённое для другого, приносит пользу, прежде всего тебе самому. Так и у нас. Вы не только помогли Смешарикам, но и сами приобрели новые знания. Давайте вместе вспомним,  какие. Что было интересней?

VI. Рефлексия

У вас на партах есть «цветные» ладошки, с помощью которых вы можете оценить свою работу и настроение на уроке.

Поднимите и покажите.

Красная ладошка - всё сделали, не было затруднений.

Желтая ладошка - справились, но были затруднения.

Синяя ладошка - было очень трудно.