Повышение роли урока с учетом активной позиции ученика в процессе обучения

Разделы: Начальная школа


Одним из условий повышения роли урока в начальных классах является включение школьников в разнообразные виды учебной деятельности с учетом активной позиции ученика в процессе обучения, что предполагает активизацию интеллектуальной и эмоционально- волевой сферы психики.

Когда эмоциональная жизнь школьников полнокровно проявляется в учении, дается простор их мыслям и чувствам, урок значительно обогащается, как бы высвечивается разными красками. Дети работают с удовольствием, что способствует их духовному  развитию, снижает утомление.

Начальная школа- это, прежде всего, творческий труд учителя. И посвящен этот труд миру детства. На каждом уроке учитель должен стараться создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Успех -  первоначальное  условие становления личности. Это внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой, неподдельный интерес, желание  показать свои умения, навыки - это может быть лучше этого?                   

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которые характеризуются высоким уровнем мотивации, созданной потребностью к усвоению умений и навыков, результативностью.

При построении учебно - воспитательного процесса важно иметь в виду не только интеллектуально насыщенную деятельность, но и эмоциональную жизнь учащихся на уроке. Для результативности обучения небезразлично, захвачен ли школьник познанием нового, или учение оставляет его равнодушным. Учение должно возбуждать у детей положительные эмоции, чувство радости познания. Когда ученик ощущает огорчение от неудачи, незавершенности решения какой- либо задачи, ободрение учителя становится важным стимулом развития подлинных познавательных интересов и потребностей.

Зачастую на уроках можно увидеть недовольство учителя, когда дети, в поисках ответа на вопрос не сразу попадают «в точку». Эта неудовлетворенность, раздражение сказываются и на негативной оценке суждений детей, что проявляется даже в голосе учителя. Такая обстановка гасит ту эмоциональную приподнятость, которая готова была возникнуть при умелой организации урока. В этом случае снижается эффективность урока, как для образовательной, так и для воспитывающей цели обучения.

В моей педагогической практике сложилась система создания ситуаций успеха на уроке. Моя главная задача как учителя заключается в создание атмосферы интеллектуальной активности учащихся, в предоставлении им возможности максимально самостоятельно (при тактичной направляющей помощи учителя) не только решать поставленные учебные задачи, но и видеть и понимать возникающие в процессе учения трудности и находить способы их преодоления. Такой род деятельности способствует активизации имеющихся у учеников знаний о предмете изучения, воспитывает и развивает наблюдательность, производительность (сознательное управление деятельностью), самоконтроль. Вместе с тем повышается и общий эмоциональный фон процесса учения. Кому же не нравится чувствовать себя умным и умеющим добиваться успеха?

Каждый ребенок для меня самодостаточная и значимая личность. Зная возможности своих учеников, вначале даю высказаться более сильному ученику, а последнее слово предоставляю тем, кто слабее. Таким образом, каждый ребенок почувствует, что является важным звеном большой цепи, перед классом развернется множественность правильных ответов, и каждый школьник будет работать на оптимальном для себя уровне, обогащая мыслями одноклассников. Максимально использую работу на разных уровнях трудности в каждом конкретном задании. Глубина ответов учеников покажет, продвигаются ли они в умении анализировать материал.

Например, при изучении темы (Склонение имен существительных) предлагаю проблемную ситуацию:

-Сгруппировать слова (без обозначения основания группировки количества групп):

Местность, искусство, группа, солнце, аппетит, шоссе, вестник, лестница, честность, пассажир, опасность, коллекция

Дети могут выполнить задание следующим образом:

  1. группа  
искусство      опасность
аппетит   честность
шоссе   лестница
коллекция   вестник
пассажир   солнце
    местность

      2. группа    
лестница    искусство    аппетит
коллекция   шоссе    пассажир
    солнце    вестник

    3. группа    
коллекция   искусство    опасность
лестница   пассажир   честность
    шоссе   местность
    аппетит    солнце
    вестник    

В поиск включены все дети класса.

Во – первых, они ищут способ группировки, затем, распределяют слова по группам, выделяя основной признак. В первом случае это различие орфограмм. Орфограммы подчеркиваются, что служит доказательством правильности группировки. Во втором случае ученики производят классификацию по принадлежности к различным родам, а в третьем случае имена существительные группируются по склонениям.

Во–вторых, при проверке учащийся записывает свой способ группировки, а остальные должны догадаться и объяснить принцип распределения. И все остаются довольны: и поработали, и поразмышляли, и имели возможность высказаться. Все было занимательно, быстро и интересно. А я получила возможность проверить умение детей анализировать, знание текущего и ранее изученного материала.

Изучение и закрепление нового материала строю таким образом, чтобы в процессе наблюдений, бесед, дискуссий детям были бы необходимы полученные ранее знания. Решая ту или иную учебную задачу, они активизируют свой запас знаний и выбирают то, что необходимо для достижения поставленной цели. Поэтому они постоянно пользуются своим багажом знаний, что делают ненужным специальных уроков повторения.

При выборе предложений для грамматического разбора подбираю такие, чтобы были необычны и интересны, а учащиеся, помимо разбора по членам предложения и по частям  речи, могли подобрать как можно больше заданий. Например:

Веселые пассажиры с вещами на плечах бегом бегут на поезд.

Дети придумывают следующие задания:

  1. Назовите проверочные слова к словам, в которых есть безударные гласные (таких слов шесть). Задание трудное, потому, что ребенку легче вставить пропущенную букву и объяснить ее написание, чем выбрать орфограмму в тексте.
  2.  Найдите родственные слова (бегом, бегут).
  3. Найдите словарное слово (пассажиры).
  4. Сосчитайте, сколько предлогов.
  5. Какие орфограммы есть в слове поезд (приставка по, поезд, поезд)
  6. Найдите слова с одинаковой орфограммой (веселые, с вещами, на плечах, бегом, бегут, на поезд).
  7. Определите падежи имен существительных.

И это еще не все задания, которые придумывают дети. Все дети активны, заинтересованы, равнодушных нет: если не смогли поставить вопросы, то знают на них ответы. Опять же проблемная ситуация и поисковый метод работы. Учитель не является наблюдателем, а руководит всеми видами познавательной деятельности,  развитием наблюдательности, мышления, практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения – направленности на общее развитие младших школьников. Знания не даются в готовом виде – мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний.

Главным критерием построения уроков для меня является ориентация на характер мыслительной деятельности и усложнение заданий по степени самостоятельности мышления. Задания должны систематически давать «обильную пищу» для напряженной умственной работы. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал задание, пытался его выполнить; важен даже не результат, а процесс выполнения, осознание своих трудностей и ошибок. Отклик ребенка на помощь является одним из условий возможностей его продвижения в усвоении знаний и развития.

Для активизации умственной деятельности использую систему вопросов перед темой, что способствует настрою детей на лучшее восприятие, на диалог с учителем и на коллективную форму работы. Такие вопросы служат «пусковым механизмом» умственной деятельности, предупреждают механическое восприятие учебного материала.

На моих уроках всегда непринужденная обстановка. Каждый ребенок имеет возможность высказать свою точку зрения, а это невозможно без высокого уровня речевого развития, прежде всего с развитием связной речи. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, догадках. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами, богата духовно и эмоционально. Эти внутренние накопления находят выход при одном условии: в классе существует атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания каждому. Это и является ситуацией успеха на уроке.

Для системы, нацеленной на общее развитие, актуальными становятся понятия, выведенные Л.С.Выготским, успешно реализуемые в процессе обучения:

  • абсолютная успешность обучения (соответствие достижений учащегося программным требованиям);
  • относительная успешность (соотносимость с его собственными предыдущими достижениями).

Само выделение этих двух понятий свидетельствует о том, что не у всех школьников относительная успешность совпадает с абсолютной. Насколько педагогические условия способствуют развитию данного школьника, показывает динамика роста именно относительной успешности обучения.

Имея в виду, что в моем классе учатся дети с разными возможностями, это положение является базовым для оценки труда ученика.

Одним из условий хорошей динамики относительной успешности обучения является постоянное знание достигнутого учеником уровня. Например, перед введением нового содержания, нового способа деятельности выявляю готовность учеников к этому восприятию. Это показывает, на каком уровне трудности может работать каждый ученик. Затем проверяю усвоение материала, после первичного ознакомления с ним, потом включаю его в каждую новую работу до тех пор, когда уже можно говорить об усвоении знания или умения во всей полноте. Все наблюдения заношу в специальные таблицы, которые постепенно заполняются, исходя из уровня обученности учащихся. Просматривая таблицы, можно определить, на каком уровне обученности находится каждый ученик. Организованные таким образом наблюдения становятся надежным средством планирования работы по развитию всех учащихся.

Создание ситуации успеха на каждом уроке для каждого ученика должно стать первоочередной задачей учителя. Создание ситуации успеха связано не только с внешней комфортной обстановкой на уроке и доброжелательным отношением учителя. Основное – продуманное использование методического инструментария в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, ориентированного на индивидуальную траекторию обучения и развития ребенка на каждом уроке.