Урок для 5-го класса "Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель"

Разделы: МХК и ИЗО


Общая идея урока: единство воспитания, обучения и развития.

Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения.

Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;
  • формировать умения делать зарисовки элементарного узора по мотивам Гжельской росписи, в основе которого лежит гжельская роза и мазки разные по характеру;
  • учить выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);
  • учить насыщать кисть краской, набирая её на одну сторону кисти; или используя прием набора двух красок ( с одной стороны белила, с другой – кобальт);
  • развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель);
  • воспитывать активность, усидчивость, аккуратность при работе с красками.

Тип урока: урок-восхождение

Особенность урока: использование ИКТ на уроке

ТСО: видеопроектор, компьютер, видеофильм из альманаха «Народные промыслы России» «Глиняное чудо» (5 мин.), презентация «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель», художественные материалы.

Зрительный ряд: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.

План урока:

Этапы уроков Время Ход урока Планируемые действия учеников
1 Оргмомент 0,5    
2 Установочная беседа по теме урока   Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. (Презентация) О том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! И человек сделал горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались, ломались. Прошло еще много времени, может быть, целые столетия, и люди додумались для прочности обжигать их на огне. Тогда к простому горшку относились с почтением, его берегли как самое дорогое, он был необходим. В нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Шли века. Люди научились делать из глины не только горшки, но и другие сосуды: кувшины, чашки, вазы… Маленькие, большие, подчас такие большие, что в них мог поместиться человек. Форма была то простая, то замысловатая.
Глиняная посуда – керамика. Это слово произошло от греческого «керамос», что значит глина.
Красива и другая глиняная посуда, сделанная из цветной глины, – майолика.
Фаянсовая посуда – из белой глины.
А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
Все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров.
 
2 Изучение нового материала:
Знакомство с особенностью гжельской росписи.
  Гжель (Гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость.
Это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенных синей росписью.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
За что гжель нравится всем? Чем она отличается?
Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза.
Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокий, куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырех округлых ножках; кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи («напейся-не-облейся»), блюда, тарелки и др.
Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые.
Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею.
 
3 Просмотр видеофильма 5 Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Глиняное чудо» о том, как сейчас продолжается дело гжельских мастеров.  
4 Актуализация знаний   На доске мелом или кистью на тонированной бумаге показываю несколько набросков посуды, готовые таблицы и приемы комбинаторики из заготовок разных силуэтов. Придумайте форму одного предмета. А теперь сами придумайте сервиз из 2-3 предметов (сделайте маленькие подмалевки белой краской).
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу. Необходимо положить на палитру синюю краску (ведь мастера гжели выполняют свои росписи кобальтовой краской); смочить кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более бледному.
Такой же эффект можно получить, если на палитре рядом будут лежать синяя и белая краски, а кисточка возьмет на одну свою сторону белила, а на другую – синюю краску ( показываю переход оттенков при выполнении мазка).
Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. 
 
5 Практическая работа   На белом подмалевке сделайте украшение в стиле гжельской росписи изображение розы и мазков, следите за заполнением всей формы рисунком. Наносите рисунок мазками.  
6 Физминутка   Выполните упражнения:
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Выполните полуприседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.
Упражнения повторите 8-10 раз.
Исходное положение – стоя, ноги вместе.
Наклоните корпус вперед и свободно раскачивайте прямыми руками вправо и влево.
Потренируйте мышцы глаз. Выполните круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. Упражнение повторите 4-6 раз.
 
7 Работа по заданному алгоритму   Контроль правильности выполнения приемов работы; оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; контроль объема и качества выполненной работы.  
8 Подведение итогов. Выставка работ учащихся.   Давайте найдем самые интересные по форме предметы.
– Что сумел найти автор необычного в форме этой посуды?  Теперь рассмотрим украшение.
– Какие работы вам больше понравились? Почему?
– В какой из работ наиболее яркая гжельская роспись и роза? Какая?
– Кому по душе нежный рисунок? Почему?
 
9 Домашнее задание   Рассмотреть посуду:
какая у нее форма, роспись, материал.
Подумать, как дома используется посуда (повседневная, праздничная, сувенирная).