Система подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

Разделы: Администрирование школы


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Наше образовательное учреждение постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, ранняя профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Принято говорить о достижениях и успехах лицея в том или ином направлении, однако сегодня мы считаем необходимым обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в лицее созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу.

Однако, система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в лицее существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. Однако, учитывая запросы учащихся, их родителей, требования современного общества необходимо введение таких кружков и секций, как хореографический, компьютерного дизайна, художественная фотостудия, клуб ораторского мастерства/

По направлению “Гуманизация” то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в лицее создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов. Но нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого, а значит, необходим переход на индивидуальные учебные планы.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы лицея, обучению кадров, информационно-коммуникативные технологии применяются и в обучении и в воспитании. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

Направления политики образовательного учреждения по подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе Какие условия созданы Недостатки, проблемы
Самоопределение Существует система самоопределения. - только профессиональное самоопределение;
- носит периодический характер.
Самореализация Существует система кружковой работы, спортивных секций:
  • Технического направления;
  • Физкультурно-спортивного направления;
  • Эколого-биологического направления;
  • Эстетического направления;
  • Художественно-прикладного направления.
Не все направления охвачены.

Нет:

  • хореографического кружка;
  • театрального кружка для среднего и старшего звена;
  • художественного конструирования;
  • моделирования.
Гуманизация - созданы условия для воспитания гражданина;

- в обучении и воспитании личностно-ориентированный подход провозглашен.

- личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно;

- слабо решаются проблемы приобщение к общественно-полезному труду, воспитанию ответственности.

Профилизация - разработаны локальные акты;

- разрабатываются учебные планы с учетом профильной направленности классов.

- не учитываются потребности всех и каждого.
Информатизация - высокий уровень материально-технической базы;
- использование в учебно-воспитательном процессе;
- уделяется внимание подготовке кадров по ИКТ
- слабый уровень владения информационными технологиями;

- рост вероятности “перегибов”: замены живого общения на работу с машиной (проблема здоровья).

Миссия нашей школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно ориентированного пространства.

Так каким же должен быть выпускник?

Поиск целевой установки образовательного учреждения связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, умеет и уважительно относиться к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

В 2006 году была разработана программа развития лицея, в которой значительное внимание уделено компонентам модели выпускника, сформулированным с учётом компетентностного подхода к воспитанию и обучению.

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету мы провели анкетирование среди учащихся и педагогов лицея. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

В анкетировании приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги лицея в работе с учащимися считаю важным влияние уровня образования, общей культуры, наличия неблагополучных и малообеспеченных семей, наличия семей, достаточно ответственно относящихся к родительским обязанностям, наличие семей, активно сотрудничающих с лицеем, и выделяют как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в ситуации привлечения родителей к деятельности лицея почти 90 % педагогов понимают важность изучения запросов потребителя.

3. При этом почти 83 % убеждены, что уже сейчас лицей обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 11 % из опрошенных педагогов считают, что лицей недостаточно конкурентоспособен и престижен в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных убеждены, что творческий поиск прогрессивных педагогических технологий способствует ли повышению конкурентоспособности лицея

6. Около 40 % опрошенных отмечают высокую степень важности наличия широкого спектра инновационных учебных программ в удовлетворении образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы, 100 % педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий и очень высокий.

8. Около 90 % педагогов считают наличие уровневой дифференциации в обучении средством достижения высокого уровня обученности и качества знаний учащихся.

Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют недостаточное соотнесение реальных проблем образовательного учреждения с потребностями и возможностями микросоциума ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

По итогам анкетирования учащихся, в котором приняли участие 87 человек

(9-11 классов)

1. 66,6 % считают необходимым для реализации личных жизненных планов получение высшего образования.

2 человека не имеют представления о том, какое образование им необходимо.

2. Задачи, стоящие перед школой, учащиеся ранжировали следующим образом

Задача, которая не представляются детям актуальной:

- обеспечение пребывания в школе в течение полного дня.

Задачи важные для учащихся и нуждающиеся в решении:

- профилактика и предотвращение отклонений в поведении учащихся: курение, хулиганство, сквернословие, распитие спиртных напитков и др.;
- обеспечение, сохранение и поддержка здоровья;
- обеспечение физического развития;
- обеспечение условий для проявления и развития склонностей, способностей;
- обеспечение условий для освоения знаний, умений и навыков высоконравственного поведения;
- обеспечение условий для воспитания самостоятельности и чувства ответственности;
- обеспечение условий для обучения законам и правилам повседневного грамотного общения с людьми;
- обеспечение знания культуры, истории, религии разных народов мира;
- обеспечение знания национальной истории, культуры, религии;
- формирование навыков самостоятельного обучения;
- обеспечение освоения установленного обязательного объема знаний по предметам, в разных предметных сферах;
- предоставление возможности получить как можно больше знаний и умений в разных сферах;
- обеспечение подготовки, достаточной для получения образования более высокого уровня;
- обеспечение условия для освоения трудовых навыков профессиональной деятельности.

Задачи, решение которых необходимо при наличии у школы возможностей:

- обеспечение условий для воспитания законопослушного гражданина;
- обучение правилам и умениям пользования различными бытовыми предметами, инструментами, техникой;
- обеспечение знаний и навыков экологически грамотного поведения.

Надеемся, что взгляд на задачи современного обучения и воспитания глазами детей заставит нас задуматься над способами и методами обучения и воспитания.

На педагогическом совете по теме: “Воспитательная система – как элемент педагогической стратегии лицея №1 им. Н. К. Крупской. Эффективность развития” мы подводили промежуточные итоги работы.

В решении этой проблемы мы находимся на третьем этапе формирования, отработки и совершенствования компонентов воспитательной системы лицея, реализации школьных целевых программ.

Воспитательная система школы представляет собой комплекс взаимосвязанных блоков – компонентов:

  • цели;
  • деятельность, обеспечивающая их реализацию;
  • субъекты деятельности, ее организующие и в ней участвующие;
  • отношения, интегрирующие субъектов в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектами;
  • внутренние управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность.

С 2006 года школа работает над новой методической проблемой, на пути решения которой стоят задачи воспитательного характера:

  • Создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей учащихся в самообразовании и получения дополнительного образования;
  • Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся;
  • Сохранение и возрождение духовного потенциала страны, ориентированного на утверждение в повседневной жизни общечеловеческих ценностей бытия;
  • Формирование общей культуры личности на основе обязательного минимума образовательных программ, адаптация обучающихся к жизни в обществе;
  • Воспитание человека-гражданина, интегрированного в современном ему обществе и нацеленного на совершенствование этого общества, и любви к Родине.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание в них стремления к здоровому образу жизни.