Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками

Разделы: Работа с родителями


Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.

Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного потенциала семьи – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа классного руководителя по организации этой деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем воспитания.

Единство требований к детям, согласованность действий, совместная работа по закреплению и развитию успехов, а также преодоление недостатков в формировании личности школьника – все это обеспечивает положительный результат общих усилий семьи и школы в воспитании детей.

Педагог, непосредственно работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и школы, он стремится к достижению конечной цели – обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.

Проблема сотрудничества семьи и школы всегда содержала много вопросов, поскольку в обществе были сформированы неправильные установки на самостоятельный процесс сотрудничества.

Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы – это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.

Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает семья.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.

Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.

Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развивается личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Только рядом с взрослым, признающим в ребенке “внутреннего человека”, уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей полноте.

Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей позвонить осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием младших школьников в семье.

При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, которая бы способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного воспитания.

Как было сказано выше, что школа и семья должны работать совместно, т.к. у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Поэтому большую роль в данной системе взаимоотношения играют отношения между учителями и родителями. С этой целью Эльгяйская средняя общеобразовательная школа Сунтарского улуса Республики Саха /Якутия/, по программе 1-6 по теме “Ноосферно-экологическая система образования” работает благополучно.

Концепция развития национальной школы и программа “Эркээйи” помогли заложить основы в воспитании детей якутской национальности, знающего и впитавшего традиции и культуры своего народа. На основе этой программы в нашей школе действует программа “Уьуйаан”. На формирующем этапе поставлены следующие задачи:

1) Организация совместной деятельности родителей и детей младшего школьного возраста.
2) Переход от микрогруппы к большей с учетом развития каждого ученика.
3) Повышение уровня педагогической культуры родителей.
4) Воспитание на обычаях и традициях своего народа.
5) Поиск новых путей в деле воспитания младших школьников.

1. Организационный этап состоит из следующих этапов:

1) Для эффективного воспитания младших школьников необходимы совместные усилия учителей, родителей и всех административных ресурсов муниципальных образований.
2) Для гармоничного развития младших школьников – приоритет принадлежит планомерной работе детских, культурно-просветительских, спортивных учреждений.
3) Распространение самыми разными способами опыт лучших учителей и семей.
4) Против вредных привычек – всеобщие усилия.
5) Для обмена опытом, для их внедрения в широкие массы – поддержка и пропаганда различных клубов, обществ, ассоциаций – молодых семей, отцов, матерей, бабушек, работу поселенческих зон.

2. Педагогическое просвещение родителей:

1) Педагогическое просвещение проводится по поселенческим зонам, детским учреждениям, культурным центрам.
2) Лекции, беседы, консультации, круглые столы и др. мероприятия проводят специалисты в централизованном, систематизированном порядке.
3) Широко применять печатные издания, кинофильмы, местное телевидение.
4) После коллегиального обсуждения передовой опыт воспитания распространяется среди молодых семей самыми различными способами.

3. Приобщение младших школьников народным обычаям:

1) Среда. Дом. Семья. Родной язык. Двор. Село. Окружающая природа. Родина.
2) Здоровье. Физические упражнения. Здоровая пища. Этикет принятия пищи. Очищение. Здоровый образ жизни.
3) Нравственность, религия, верования. Поощряемые людьми качества человека. Традиционная религия – учение Айыы. Преклонение перед пантеоном Айыы. Боязнь от греков. Верование духам. Признание кут-сур. Вера в сверхспособности человека.
4) Способности. Самообразование. Самовоспитание. Редуцирование таланта. Развитие таланта. Обучение. Династия. Профориентация по генетическим предрасположенностям.
5) Привитие основных жизненных навыков. Самостоятельность. Индивидуальные обязанности. Привитие навыков.

Эти этапы работ позволят повысить рост родительской активности каждой семьи их заинтересованности, в повышении теоретического уровня в вопросах воспитания.

Стремясь обеспечить демократичность школьного уклада, школа активно привлекает родителей в общественное управление школой. В управлении школой принимают активное участие все заинтересованные стороны: учащиеся, родители и учителя.

Наша школа работает не только с детьми, но и активно сотрудничает с родителями. Основным фактором работы с родителями является организация родительского комитета, комитета отцов, общешкольные родительские собрания.

Помимо учебных занятий на основе сотрудничества семьи и школы разработана программа “Уьуйаан”, проводятся различные декады, вечера согласно по календарному плану по воспитательной работе. А так же созданы:

- Спортивный клуб младших школьников;
- Общественно-молодежная организация “Хардыы”;
- Клуб веселых находчивых “Люди небес””

Деятельность семьи и школы проходит по следующим направлениям:

1. Патриотическое воспитание, с целью повышения уровня патриотического воспитания учащихся:

- традиционно проводится “Осуохай”;
- дни открытых дверей;
- декада по военно-патриотической воспитании школьников;
- ежегодно проводится Дни здоровья – оздоровительный бег, весенний и осенний кросс;
- проводятся различные соревнования по национальным прыжкам, по шахматам, по шашкам, по национальным настольным играм между классами, командами учащихся и родителей;
- ППЦ организует операцию “Аьымал”, тимуровские выходы престарелым людям, ветеранам войны и тыла;
- проводятся классные часы на тему патриотической воспитании;
- традиционно организуется соревнование “Мама, папа и я – спортивная семья”.

2. Профилактика детского дорожного травматизма.
3. Профилактика наркомании и СПИДа. Традиционно проводится неделя “Новое поколение выбирает ЗОЖ”. Организуется выставка плакатов, рисунков.
4. Правовое воспитание учащихся.
5. Летняя занятость. Во время летних каникул работает лагерь “Интеллект”.
6. Работа с родителями.

В начале учебного года с активом родкомитета составляется план. Доброй традицией стали такие формы работ: родительский день “Уьуйаан”, выставка “Мир моих увлечений”, родительские собрания в разных формах, концерты, спортивные соревнования “Мама, папа и я – спортивная семья”, конкурс “Творческая семья”, “Читающая семья”, смотр художественной самодеятельности, творческая выставка учителя, учащихся и родителей, конкурс “Портфолио ученика и родителей”, проведение операции “Аьымал” силами родителей, педагогические лектории, педагогический всеобуч родителей “Народный университет”.

Педагогизация родителей направлено на помощь семейному воспитанию, воспитанию нравственно, духовно и физически полноценной здоровой личности ребенка. Родители обязаны вооружаться педагогическими и психологическими знаниями, чтобы воспитать и развивать своих детей, образованными, интеллектуальными, самостоятельными, конкурентно способными и мобильными в современных социальных условиях.

7. Учителя и родители заботятся об эстетическом воспитании, с целью повышения творческой деятельности

Накопленный опыт работы школы с родителями распространяются в улусном семинаре “Сотрудничество семьи и школы как фактор формирования развития творческой личности”.

Подводя итог сказанному, надо отметить, что деятельность семьи и школы работает творчески, ведет систематическую работу по воспитанию детей.

Наши дети приучены к труду, не боятся трудностей, выходят из стен школы, всесторонне развитыми, хорошо подготовленными к жизни людьми. Все это результат хорошо спланированной творческой работы семьи и школы.

Классный руководитель, как педагог, обладающий большой компетентностью в области психолого-педагогических знаний лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, может организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. Можно рекомендовать такие виды работ, как тематические конференции для родителей, посвященные вопросам адаптации школьника к различным социальным условиям современного общества, родительские университеты, родительские лектории по микрогруппам на основе интересов, индивидуальной консультации, выставки и обзоры литературы для родителей и т.д.

Наиболее продуктивным является сотруднический тип взаимодействия, который позволяет получить объективные знания о семье, опираться на лучшие стороны семьи, адекватно его оценивать, способствует формированию гуманных, доброжелательных и доверительных взаимоотношений с семьей. Сотрудничество возможно при активности взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия.

Семейное воспитание играет значительную роль в воспитании и формировании личности ребенка, поэтому ему следует уделить внимание не только родителям, но и учителям, работающим с родителями.

Школа и семья преследует единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.

При работе с родителями в начальных классах учитель должен обратить внимание на индивидуальные особенности детей, на взаимоотношения между родителями и детьми в каждой отдельной семье, на сложившийся психологический климат классе между родителями. От тех связей и взаимоотношений, которые возникнут в первом классе, в начальный период, будет во многом зависеть и вся последующая работа.

По организации совместной работы начальной школы и семьи в сельских условиях позволила прийти к таким выводам:

  1. В свою очередь большинство родителей принимают активное участие в проведении мероприятий для детей: участвуют сами, помогают в организационных вопросах.
  2. Учителям уделять большее внимание проблеме с родителями, обучение, воспитание и формирование личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения.

Сотрудничество семьи и школы в воспитательной работе с младшими школьниками будет более эффективным, если учитываются следующие условия:

- систематически проводится родительский день, то есть день обязательного и добровольного участия родителей в воспитательной работе;
- целенаправленно раскрывается и активизируется потенциал каждой семьи.

Использованная литература:

  1. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1988. – 142с.
  2. Организация сотрудничества семьи и школы./ И.Парфенова, Е.Казакова// Воспитание школьников. - 2002. - №3. – С.25-28.
  3. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи в воспитании. Л.Байбородова// Воспитательная работа в школе. – 2003. - №4. – С.8-12.