Использование информационных технологий на уроках русского языка в 5-м классе "Обобщение изученного по теме "Морфемика"

Разделы: Русский язык, Информатика


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • углубить знания по морфемике;
  • закрепить умение производить морфемный разбор слова;
  • закрепить умение работать с операционной системой Windows, прикладными программами этой операционной системы.

Развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, внимание и память,
  • самостоятельность в учебной деятельности;
  • развитие эмоций учащихся путем привлечения наглядности и средств ТСО (компьютер).

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива, формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам, ответственно относиться к дружбе.

Тип урока: закрепление и обобщение изученного.

Вид урока: урок-путешествие.

Технология урока: на игровой основе, с использованием средств ИКТ.

Оборудование: раздаточный материал, персональные компьютеры, мультимедийная презентация, толковый словарь С.И. Ожегова.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Работа по теме урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Работа с текстом.
  3. Лексическая работа.
  4. Беседа по теме урока.
  5. Словарная работа.
  6. Сообщение о корне.
  7. Орфографическая работа
  8. Сообщение о приставке
  9. Сообщение о суффиксе
  10. Сообщение об окончании
  11. Физкультминутка.
  12. Морфемный разбор слов.
  13. Творческое задание: расшифровать телеграмму.

III. Выставление оценок за работу.
IV. Информация о дифференцированном домашнем задании.
V. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. По ходу урока демонстрируется презентация (Приложение 1).

Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока. Учителями комментируются цели и задачи урока.

II. 1. Вступительное слово учителя.

Бывает так: ребята мечтают посвятить свою жизнь служению человечеству. Хотят изобрести лекарство от всех болезней, научиться предсказывать землетрясения, предотвращать войны, совершать кругосветные путешествия и открывать новые земли. Это прекрасные мечты. А ведь многое можно сделать прямо сейчас. И ничего, если ваши дела будут не для человечества, а просто для людей. Для тех, кто живет в вашем доме. Или даже для одного человека – кто учится в вашем классе.

Поэт Кайсын Кулиев заметил: “Легко любить все человечество – соседа полюбить сумей!” А как думаете вы?

2. Работа с текстом.

- Ребята, о чем этот текст?
- Какова его идея?
- Верно ли рассуждает автор?

Давайте мы начнем с малого: будем внимательны друг к другу, научимся взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию, соучастию.

3. Лексическая работа.

- Ребята, а что обозначают эти слова?

В словаре учащимися находятся значения слов: взаимопонимание, сочувствие, сопереживание, соучастие.

- Верно, это совместное переживание, общее участие. И указывает на это приставка со-.

И вам, дети, именно сейчас и пригодится умение сопереживать, соучаствовать, делать все вместе и дружно. У вас в классе случилась неприятность: пираты похитили вашего классного руководителя, Веру Владимировну, и отвезли на необитаемый остров. Демонстрируется звуковое письмо классного руководителя. Если вы хотите вернуть ее, нам всем вместе нужно отправиться в плавание к этому острову и освободить ее. Но спасти классного руководителя мы сможем, если правильно выполним все задания. Выручая ее, мы проверим, углубим, а при необходимости и откорректируем знания по морфемике; закрепим умения морфемного разбора, что поможет в дальнейшем решать орфографические задачи. Отправляемся в путешествие!

4. Беседа по теме урока.

- Наш корабль называется “Морфемика”. А что это такое?
- Какие морфемы вам известны?
- На какие две группы делятся морфемы?
- Для чего служат словообразовательные морфемы?
- Для чего служат формообразующие морфемы?
- Приведите примеры.
- Хорошо, ребята! Но что это? На нашем пути препятствие: мне кажется, что это коралловые рифы. Давайте познакомимся с новым словом.

5. Словарная работа.

Запись слов коралл, коралловый. Орфографический разбор слов. Работа с толковым словарем: чтение словарной статьи, запись прямого и переносного лексического значения слова коралловый. Подбор синонимов к переносному значению слова коралловый. Демонстрация фотографий коралловых рифов.

- Ребята, впереди не коралловые рифы! А что же это? Демонстрируется изображение корня.

6. Сообщение учащихся о корне.

Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

7. Орфографическая работа: тестирование на компьютере (тест создан в программе Microsoft PowerPoint). Тестирование проводится с целью контроля навыков написания орфограмм в корне слова. (Приложение 2)

Одна группа учащихся выполняет задание на компьютере, другая – на рабочих местах.

Пов…дать (и/е) друга
Пос…деть (и/е) от старости
Вязкая тр…сина (я/е)
Быстро ув…дать (е/я)
Распр…мить спину (я/е)
Дер…кий (с/з)
Грус…ный (т/ )
Пл…кучие ивы (а/о)
Гиган…ский (т/ )
Опас…ный (т/ )

- А теперь я вижу какой-то мыс. Как бы нам не разбиться! Чтобы обогнуть его, нужно рассказать о такой морфеме –

8. Сообщение учащихся о приставке.

Внимание, впереди Бермудский треугольник –

- Здесь бесследно исчезло множество кораблей, видимо, члены их экипажа плохо учились в школе и не были дружны. Сможем ли мы благополучно миновать это место?
- Да!
- Тогда расскажите о суффиксе.

9. Сообщение о суффиксе.

- Теперь обогнем подводную скалу –

10. Сообщение об окончании.

11. Физкультурная пауза.

- Ребята, видите ли вы остров?

Встаньте, посмотрите в иллюминаторы далеко-далеко, теперь ближе, еще раз посмотрите вдаль, снова ближе. Потянитесь вверх.

- Нет, острова не видно. Придется матросам влезть на мачту корабля и оттуда определить, где находится необитаемый остров.

12. Морфемный разбор слов.

- Да, не зря говорится: “Ученье – свет, а неученье – тьма”. Мы смогли увидеть остров и уже подплываем к нему. Нас уже увидели пираты. Нам нужно объяснить им цель визита. Давайте пошлем им телеграмму. Но у них особый язык – они смогут прочитать текст, если в словах будут выделены морфемы. Но, помните, нам нельзя допустить ошибку! Вспомните порядок и правила морфемного разбора. Для этого вы должны выполнить задание – тест “Состав слова”.

Одна группа учащихся работает за компьютером, другая – на рабочих местах.

Тест “Состав слова” (Приложение 3)

Вопрос 1

Общая часть родственных слов – это:

  • Корень;
  • Основа;
  • Окончание;
  • Приставка;
  • Суффикс.

Вопрос 2

Изменяемая часть слова – это:

  • Корень;
  • Основа;
  • Окончание;
  • Приставка;
  • Суффикс.

Вопрос 3

Часть слова, которая стоит перед корнем – это:

  • Корень;
  • Основа;
  • Окончание;
  • Приставка;
  • Суффикс.

Вопрос 4

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это:

  • Корень;
  • Основа;
  • Окончание;
  • Приставка;
  • Суффикс.

Вопрос 5

Всё слово без окончания – это:

  • Корень;
  • Основа;
  • Окончание;
  • Приставка;
  • Суффикс.

Вопрос 6

Приставка служит:

  • Для связи слов в предложении;
  • Для образования новых слов.

Вопрос 7

Суффикс служит:

  • Для связи слов в предложении;
  • Для образования новых слов.

Вопрос 8

Окончание служит:

  • Для связи слов в предложении;
  • Для образования новых слов.

Вопрос 9

Выбери слово с приставкой:

  • Поём;
  • Пошёл;
  • Польза;
  • Порог.

Вопрос 10

Выбери слово, строение которого соответствует схеме:

  • корень суффикс окончание;
  • книжка;
  • дом;
  • книга;
  • повар.

Вопрос 11

Найди “лишнее” слово:

  • Дым;
  • Книга;
  • Стол;
  • Друг.

Вопрос 12

Найди “лишнее” слово:

  • Дело;
  • Разделить;
  • Деловой;
  • Поделки.

Вопрос 13

Найди “лишнее” слово:

  • Лес;
  • Лесник;
  • Лесом;
  • Лесок.

Мы повторили с вами изученные морфемы, теперь мы можем посылать телеграмму пиратам.

Текст телеграммы:

Жителей2 острова приветствуют ученики2 5 “Б” класса.

Мы совершаем2 трудное кругосветное путешествие.

На острове наша “классная мама”.

Хотим выручить любимую2 учительницу2.

Над словами ЖИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКИ, СОВЕРШАЕМ, ЛЮБИМУЮ, УЧИТЕЛЬНИЦУ надо произвести морфемный разбор. Демонстрируется правильный морфемный разбор нужных слов.

Мы выполнили все задания.

- Ура! Наша учительница свободна. А пираты прислали нам ответную телеграмму. Расшифруйте ее.

13. Творческое задание: расшифровать телеграмму, составив из морфем слова

Вы – …

  • приставка как в слове прехорошенькая,
  • корень как в слове красавица,
  • суффикс как в слове вольный,
  • окончание как в слове счастливые;
  • корень как в слове ученый,
  • суффикс как последний
  • суффикс в слове певуче,
  • суффикс как в слове водник,
  • окончание как в слове рыбаки.
  • корень как в слове поверье,
  • суффикс как в слове проходная,
  • окончание как в слове любимые,
  • корень как в слове подружка (ж/з),
  • окончание как в слове семья.

Ответная телеграмма пиратов:

ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ

III. Выставление оценок за работу. Учащиеся, которые выполняли задание на ПК, сразу получают оценки за работу (предусмотрено в программе). Учащимся, которые работали на рабочих местах, выставляет оценки учитель русского языка.

Учащиеся получают домашнее задание (задание комментируется).

1. Подберите однокоренные слова к слову УЧЕНЬЕ по данным схемам:

2. Записать 5 пословиц или поговорок о дружбе.

IV. Подведение итогов урока:

Позади все моря-океаны,
И пираты, и штормы, и зной.
Повидали мы разные страны.
И опять возвратились домой.

Но поверьте матросскому слову:
Стоит лишь капитану моргнуть –
Мы отправиться снова готовы

В дальний путь!
В дальний путь!
В дальний путь!

- Что же, ребята, наше путешествие подходит к концу. Со всеми заданиями мы справились, любимого учителя вернули в нашу школу.
- А какие знания и умения нам помогли выполнить все задания?
- Какие личные качества нужны в трудном и опасном путешествии?
- Вы показали себя умными, умелыми. Как настоящие друзья приходили на помощь одноклассникам и классному руководителю.