Воспитание социально-активной личности (концепция воспитательной системы школы)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создать условия формирования социально-активной личности, способной сделать правильный жизненный выбор и отвечать за результаты своей жизнедеятельности, в процессе становления школы как социокультурного образовательного центра посёлка.

Задачи:

  • Научить нового гражданина жить и работать в условиях современных преобразований государства, принося пользу обществу и обеспечивая себе достойную жизнь.
  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья дошкольников, учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  • Воспитывать гражданскую и правовую культуру личности.
  • Разработать НПБ и организационно- методические основы функционирования школы как социокультурного центра.

Введение в практику работы школы системы воспитательной деятельности активизирует жизнь на всех уровнях. Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей, общественности. Воспитательная система складывается из воспитания на уроке, вне урока: через систему дополнительного образования, преемственности детский сад-школа и творческой деятельности.

Приоритетными направлениями процесса являются:

  • нравственное;
  • интеллектуально – познавательное;
  • идейно – патриотическое;
  • правовое;
  • художественно – эстетическое;
  • спортивно-оздоровительное;
  • экологическое;
  • трудовое.

Формы и методы воспитательной работы с обучающимися могут быть различными. Здесь все познается в сравнении.

Основные формы воспитательной работы с учащимися и родителями: урок, занятие в ДС; классный час; круглые столы; ролевые игры; деловые игры; проектная деятельность; проведение акций; конференции и семинары; родительские лектории; организация работы школьного ученического самоуправления.

Виды совместной деятельности с учащимися, педагогами, родителями, общественностью: диагностическая; учебно-познавательная; трудовая; общественно-полезная; ценностно-ориентированная; художественно-творческая, спортивно-оздоровительное.

Большую роль в учебно-воспитательной работе школы играют физкультурно-спортивный клуб “Юность” и кружок “Юный художник”, НОУ.

Ежегодно учащиеся школы, родители, общественность принимают активное участие в районных предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках.

Ядром воспитательной системы являются детский и педагогический коллектив, взаимоотношения которых строятся на принципах сотрудничества (организация досуга школьников, совместная деятельность в кружках и секциях, совместные экскурсии, деятельность психологической и социальной служб, оказывающих помощь нуждающимся семьям и трудным подросткам); сотворчества; соуправления, отношений дружбы и товарищества.

Для функционирования воспитательной системы созданы все условия: определены классные руководители, проводятся МО классных руководителей, есть предметные объединения, система повышения квалификации, материальные условия, внешние связи.

Всё это обеспечивает включение всех детей в воспитательный процесс, а это говорит об эффективности воспитательной работы.

Особенность управления воспитательной системы состоит в том, что все её представители осуществляют управленческую деятельность (не только руководители, но и её основные работники, и даже учащиеся).

Управленческая система образует своеобразную иерархию, основными уровнями которой являются директор, администрация, педагоги и учащиеся. Каждый уровень связан с нижерасположенными уровнями и образует замкнутые контуры.

Для реализации концепции воспитательной системы необходимо:

  • использование в педагогической практике передовой опыт инновационной деятельности;
  • создание условий для непрерывного повышения профессионального уровня педагогов;
  • улучшение материально – технической базы общеобразовательного учреждения;
  • обновление программно – методического материала.

Практическая реализация концепции предполагает воспитание у выпускника школы стремление к добру, истине, самостоятельности.

На сегодняшний день одни компоненты системы отработаны, некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития. Но уже одно очевидно – наличие воспитательной системы позволит педагогическому коллективу школы работать более эффективно для достижения поставленных целей.

Концепция модели выпускника школы.

Каким мы видим нашего выпускника? – это человек, отличающийся высокой образованностью, развитыми интеллектуальными способностями, сформированностью самообразовательных умений, творческой направленностью личности, обладать глубокими познаниями для продолжения образования в ВУЗе, он должен представлять собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.

Результаты воспитательной работы.

  • практически 100% участие учащихся 1-11-х классов во внеурочной жизни школы;
  • повышение у учащихся интереса не только к участию в школьных мероприятиях, но и к их организации;
  • отсутствие острых конфликтных ситуаций в школьном педагогическом пространстве;
  • 60% учащихся 5-11-х классов входят в органы школьного ученического самоуправления;
  • развитие интереса у учащихся к новым формам воспитательной работы, направленным на здоровьесбережение;
  • развитие понимания учащимися важности темы пропаганды здорового образа жизни.

В МОУ “Брянковская средняя общеобразовательная школа” с 2008 года в учебную деятельность введены здоровьесберегающие образовательные программы:

Программа “Разговор о правильном питании” для 1-4 классов, которая направлена на формирование у детей правильных представлений о ценностях своего здоровья и принципах правильного питания.

Программа “Профилактика вредных привычек, формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения.” 5-11 кл.

Разработаны критерии по оценке эффективности воспитательной работы.

Таким образом, одной из основных задач школы в современных условиях мы видим задачу воспитания каждого ученика развитой самостоятельной личностью, способной позитивно воздействовать на мир. Кроме того, учащиеся в школе должны не только учиться и воспитываться, а иметь возможности удовлетворять свои природные, социальные, духовные потребности, подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни.