"Океаны Земли" - урок по окружающему миру. 4-й класс, УМК "Гармония"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;

Задачи:

  • Довести до сознания учащихся, что в природе всё взаимосвязано и человек должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни человека;
  • Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;
  • Продолжить развивать экологическое, эмоционально-образное мышление;
  • Воспитывать восхищение красотой планеты Земля, понимание важности сохранения природы.

Оборудование:

  1. Карта Мира (карта полушарий), глобус
  2. Презентация на электронном носителе
  3. Видеоролик "Акула-молот" (Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия)
  4. Google Earth "Планета Земля" (выход в интернет)
  5. Кассета "Штраус и звуки океана"

Тип урока: формирование и совершенствование новых знаний

Вид урока: урок-путешествие

Форма работы учащихся: групповая

Ход урока

I. Организационный момент и психологический настрой учащихся.

- Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в космическое путешествие, поэтому вы уже разбиты на экипажи. Как вы думаете, на чём можно полететь в космос?

(на ракете, на космическом корабле)

(слайд №1 "Космическое путешествие")

- Прежде чем мы полетим в открытый космос, к полёту нужно хорошо подготовиться. Будьте внимательными на уроке, потому что позже экипажам предстоит ответить на вопросы теста.

II. Подготовка к изучению нового материала

а) беседа

- Рассмотрите на глобусе, чего больше на земной поверхности: воды или суши? (воды)

(слайда №2 "Соотношение сухопутной и водной поверхности Земли", слайд №3: "Вид Мирового океана из космоса")

- Почему планету Земля не назвали планетой Океан?

(Более 2/3 поверхности Земли покрыто водной оболочкой - Мировым океаном. Да и вы уже отметили, что голубого цвета гораздо больше на глобусе, чем зелёного, жёлтого, коричневого. Но вся толща Земли состоит в основном из горных пород, и только небольшая её часть из воды. Средняя глубина Мирового океана всего 4 км, а расстояние до центра Земли составляет 6371 км.

б) Работа со словарём в учебнике, часть №1 стр. 158

- Прочтите в учебнике объяснение, что такое Мировой океан.

(непрерывная водная поверхность Земли)

III. Сообщение темы урока

- На земной поверхности существует много различных водоёмов. Как вы думаете, какой водоём самый большой? (океан)

- Чтение в словаре о том, что такое океан.

(Океан - часть Мирового океана, находящаяся между материками)

- Сколько на Земле океанов? (4) Назовите их.

- Тема урока "Океаны Земли" (слайд №4 "Карта Мира")

IV. Сообщение цели и задач урока.

- На какие вопросы об океанах вы хотели бы получить ответы.

(посмотреть на океаны из космоса, какие они омывают материки, какие удивительные организмы обитают в океанах, как уберечь океаны от экологических катастроф и др.)

- Что нужно взять с собой в полёт? (карту, компас)

V. Работа над новым материалом.

а) "Подготовка к полёту"

Учитель. Внимание! Всем приготовиться к запуску!

Учащиеся. Есть приготовиться к запуску!

Учитель. Пристегнуть ремни!

Учащиеся. Есть пристегнуть ремни!

Учитель. Запустить двигатели!

Учащиеся. Есть запустить двигатели!

Учитель. Включить контакты!

Учащиеся. Есть включить контакты!

Учитель и ученики. 5, 4, 3, 2, 1. Ура! (слайд №5 "Полёт на ракете")

б) выход в интернет (программа Google Earth "Планета Земля")

- Ребята, у нас есть уникальная возможность посмотреть на океаны из космоса.

(слайды №6, №7, №8, №9)

Название океана Наибольшая глубина в м Какие материки омывает Растительный и животный мир Экологи

ческие проблемы

Тихий 11 022 Все кроме Африки (5)    
Атлантический 8 742 Все кроме Австралии(5)    
Индийский 7 729 Африка, Евразия, Австралия, Антарктида (4)    
Северный Ледовитый 5 527 Евразия, Сев. Америка (2)    
 

в) в ходе урока учащиеся заполняют таблицу, используя карту полушарий.

г) чтение учителем стихотворения "Океаны Земли" под мелодию вальса Штрауса и звуков океана.

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у них водица,
Не удастся ею напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к Югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
М. Погарский

д) Проверка знаний (тестирование) (слайд №10 "Проверь себя")

(один ученик выполняет задание на компьютере, остальные в группах)

  1. Самый большой океан. (Тихий)
  2. Самый маленький океан. (Северный Ледовитый)
  3. Океан, разделяющий Африку и Австралию. (Индийский)
  4. Океан, названный в честь мифического героя. (Атлантический)
  5. Самый холодный океан. (Северный Ледовитый)
  6. Океан, опровергающий своё название. (Тихий)
  7. Самый глубокий океан. (Тихий)

VI. Знакомство с удивительными организмами океанов.

Слайды №11, №12, №13, №14 (актиния, акула, акула-молот (видеоролик), дельфины)

VII. Самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно знакомятся с экологическими проблемами океанов, читая статью в учебнике, и заполняют таблицу.

VIII. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке? Чему научились?

IX. Домашнее задание.

Прочитать в учебнике статью на стр. 9-13, заполнить в таблице графу "животный и растительный мир океанов".

Приложение.