Нестандартный урок математики в 7-м классе "Экскурс в мир треугольника"

Разделы: Математика


Цель:

  • выявить глубину и прочность умений, навыков по теме у всех учащихся класса;
  • закрепить знания, умения и навыки, полученные ранее, расширить и углубить их, достигнуть прочности и осознанности в применении;
  • формировать мотивацию к самообразованию.

План урока:

1) вступительное слово учителя;

2) дифференцированная, адресная, самостоятельная работа;

3) обобщение знаний и объяснение нового материала;

4) решение упражнений;

5) моделирование;

6) домашнее задание;

7) экскурс в мир многогранника;

8) игрушка "Флексагон" (демонстрация).

Самостоятельная работа:

(раздаточный материал - индивидуальные карточки на 30 вариантов, четыре уровня сложности).

Задание: вписать неизвестные углы.

Обобщение знаний:

Кто не слышал о загадочном бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолеты? А вот знакомый всем нам с детства треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.

Из семейства многоугольников самым простым является треугольник. Но простым - еще не значит не интересным.

Все большое семейство треугольников можно разделить.

а) По числу сторон:

  • равных сторон нет - разносторонний треугольник;
  • две стороны равны - равнобедренный треугольник;
  • все стороны равны - равносторонний или правильный треугольник.

б) По группы в зависимости от вида углов:

  • все углы острые - остроугольный треугольник;
  • есть прямой угол - прямоугольный треугольник;
  • есть тупой угол - тупоугольный треугольник.

Закрепление.

1) Определить на рисунке:

а) равнобедренные, правильные, разносторонние ( I вариант);

б) остроугольные, прямоугольные, тупоугольные (II вариант);

в) треугольники, которые попадают в две группы сразу (весь класс).

2) Ответить на вопросы, ответы обосновать:

а) Существует ли треугольник с двумя прямыми углами?

б) Существует ли треугольник, все углы которого больше 170 градусов?

в) Существует ли треугольник, все углы которого меньше 50 градусов?

3) Нарисовать в тетради:

а) равнобедренный остроугольный треугольник;

б) равнобедренный прямоугольный треугольник;

в) равнобедренный тупоугольный треугольник.

4) Вопрос: на сколько треугольник разбивается шестиугольник отрезками, соединяющими какую-либо его вершину с остальными вершинами? А если взять произвольный n-угольник?

Моделирование:

(Раздаточный материал - 6 правильных треугольников).

Треугольники, соединяясь друг с другом, могут образовывать другие фигуры.

Задание 1. Соединить между собой 6 правильных треугольников так, чтоб они имели общую вершину. Какая фигура получилась?

Задание 2. Попробуйте к сторонам одного правильного треугольника, лежащего на столе приставить еще три таких треугольника с общей вершиной. Кто знает, как называется это объемное геометрическое тело? (Ответ: пирамида)

Слово пирамида - латинская форма греческого слова "пирамис". Так греки называли египетские пирамиды. Пирамиды бывают разные: треугольные, четырехугольные и т.д.

Вопрос: от чего, как вы думаете, это зависит? Ответ: от того какой многоугольник в основании

Треугольная пирамида - тетраэдр. ( Театр - четыре, эдр - грань).

Домашнее задание.

1) Возьмите в руки или представьте треугольную пирамиду, исследуйте ее, наблюдения запишите в тетрадь.

2) Подумайте, что является разверткой тетраэдра, нарисуйте ее.

3) Сделайте модель тетраэдра из бумаги, будьте аккуратны, когда будете вычерчивать развертку. (Грани окрасьте в синий, зеленый, красный и желтый цвета.)

Экскурс в мир многогранников. ( Объяснение сопровождается демонстрацией рисунков и моделей многогранников)

Название многогранников имеет древнегреческое происхождение, в них зашифровано число граней.

  • эдра - грань;
  • тетра - четыре;
  • гекса - шесть;
  • окта - восемь;
  • додека - двенадцать;
  • икоса - двадцать.

Считалось, что формы этих тел присуще элементам первооснов бытия, а именно:

  • тетраэдр - огню;
  • гексаэдр - земле;
  • октаэдр - воздуху;
  • икосаэдр - воде.

Форму додекаэдра, по мнению древних, имела вселенная, то есть они считали, что мы живем внутри небесного свода, имеющего форму правильного додекаэдра. Художник Сальвадор Дали в своей картине "Тайная вечеря" изобразил Христа и его учеников, сидящими внутри огромного прозрачного додекаэдра.

Раздаточный материал - репродукции данной картины.

Сложную, но поистине прекрасную картину представляют собой двугранные, то есть выпуклые многогранники.

Игрушка "Флексагон".

Существует интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, "выворачиваясь наизнанку". Это - игрушка "Флексагон". "To flax" означает складываться, гнуться, то есть "Флексагон" - "гнущийся многоугольник". "Флексагон" обладает удивительной способность внезапно менять форму и цвет.

Дается полная инструкция, как изготовить такую игрушку.

Демонстрация игрушки.