Система работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

Разделы: Работа с дошкольниками


Педагогический коллектив МДОУ д/с “Ласточка” целенаправленно ведет работу по обучению детей правилам дорожного движения. В детском саду сформирован пакет “Нормативно-правовых документов по ПДДТТ”. Ежегодно пополняется материально-техническая база по ДДТТ. Особое внимание уделяется созданию развивающей среды. В ДОУ имеется: обучающая игра “Азбука дорожного движения”. В методическом кабинете оформлен уголок, в котором подобрана методическая литература, учебно-наглядные пособия, настольные и дидактические игры, в помощь педагогам при проведении работы по ПДДТТ.

В группах оборудованы уголки безопасности дорожного движения. Для закрепления знаний у детей о дорожных знаках, правилах дорожного движения в уголках имеются различные игры, наглядные материалы, художественная литература, игрушки различных видов транспортных средств, оформлены альбомы с кроссвордами, ребусами. Вся территория детского сада расчерчена специальными дорожками так, как будто это улица поселка, и наши дети имеют возможность ежедневно упражняться в выполнении правил дорожного движения в соответствии с дорожными знаками. Площадка оборудована дорожными знаками, детским транспортом, различными постройками, что привлекает детей, позволяет играть почти всей группой (станция техобслуживания, бензозаправка, пункт медицинской помощи, питания и др.). В детском саду разработана система работы по формированию у детей правил безопасного поведения на дорогах. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни. Работа ведется в четырех направлениях:

  • Работа с педагогами;
  • Работа с родителями;
  • Работа с детьми;
  • Работа с общественными организациями.

Для реализации поставленной цели большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии и многое другое.

Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры – конкурсы, КВНы. Итоги работы по профилактике ДДТТ подводятся на педсоветах. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. Был проведен конкурс проектов по безопасности дорожного движения. Лучшими были признаны проекты: “Правила дорожного движения – достойны уважения” (однодневный проект, старшая группа), “За детство без травм или дорожная безопасность” (недельный проект, средне-старшая группа), “Шагая через улицу, по сторонам смотри, и только там, где можно ее переходи” (месячный проект – подготовительная группа).

Работа с детьми ведется систематически, согласно разработанного плана и проводимых в районе акций по ПДДТТ. С детьми проводятся экскурсии, занятия, на которых детей знакомят с правилами поведения на улице, с дорожными знаками, воспитывают навыки безопасного поведения. Также с детьми проводятся минутки безопасности. Традицией в детском саду стало проведение недель безопасности дорожного движения. Дети ежегодно отправляются в увлекательное путешествие в страну дорожных наук. Для закрепления знаний детей проводятся викторины, КВНы. В свободное время дети читают рассказы, разучивают стихи, решают ребусы, кроссворды.

Основным методом обучения детей правилам дорожного движения является игра. В младшем возрасте мы используем различные виды подвижных игр, в средней группе предпочтение отдаем сюжетно – ролевой игре, в которой знания детей уточняются и расширяются. В старшем возрасте дети приобретают определенное количество знаний и представлений об окружающем, поэтому мы используем интеллектуально – игровую деятельность в виде занимательных игр, упражнений, логических задач, головоломок, кроссвордов, развивающих сообразительность, внимание, самостоятельность.

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. Чтобы обучение детей было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с семьей:

  • Лекции;
  • Консультации;
  • Круглые столы;
  • Папки – передвижки;
  • Семинары;
  • Выпуск буклетов “Вы спрашивали, мы отвечаем”;
  • Выставки;
  • Выпуск газеты “Ласточкины вести”;
  • Стенды;
  • Совместные праздники;
  • Совместные решения проблемных ситуаций, ролевое их проигрывание и другое.

Для выполнения поставленных задач по профилактике ДДТТ, мы объединили усилия дошкольного учреждения, семьи, школы и общественности. В детском саду проходят встречи с сотрудниками ГИБДД.

Система непрерывного обучения Правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте имеет значительный педагогический потенциал в решении проблемы снижения детского дорожно-транспортного травматизма.

Подводя итоги проделанной работы можно отметить, что наши дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательно и осторожно; знают основные дорожные знаки; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах, т.к. имеют четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их. Мы уверены, что знания “дорожной грамоты”, приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.

Детский сад является победителем районного смотра-конкурса “Зеленый огонек” (2005-2007 г.г.). Дважды награжден грамотой Департамента образования и науки ХМАО – Югры за 3 место в окружном смотре-конкурсе работы дошкольных образовательных учреждений “Зеленый огонек” по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди ДОУ ХМАО, а в 2007 году – 1 место.

Актуальность:

С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Поэтому обучение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.

Особое значение и решение этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности.

Основные причины дорожных нарушений:

  • Незнание дошкольниками элементарных правил;
  • Стремление к самостоятельности, но не умение адекватно оценивать свою силу и возможность;
  • Безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Цель:

Повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей в обеспечении безопасности дорожного движения, активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

Задачи:

  • Учить детей ориентироваться в различной обстановке;
  • Вырабатывать привычку правильно вести себя на улице;
  • Воспитывать грамотного пешехода в тесном взаимодействии с семьей.

Направления деятельности:

  • Работа с педагогами
  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с общественными организациями

Этапы работы

Первый этап работы – это уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе – помогает педагогу определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

Второй этап – расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах дорожного движения посредством наблюдений движения транспорта по улице, встреч, бесед с сотрудниками госавтоинспекции, организованной системой занятий.

Третий этап – формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения. Чем старше группа, тем легче педагогу проводить работу в этом направлении. Однако, в младших группах следует в доступной форме, на конкретных примерах доводить до детей смысл и значение правил дорожного движения.

Четвертый этап – это формирование у детей чувства ответственности. Наличие чувства ответственности говорит уже о духовной зрелости. Разумеется, в этот период речь идет в дошкольном возрасте о духовной зрелости, однако отдельные ее компоненты сформировать у детей можно. Ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования. Именно понимают и усваивают. А вот готовность отвечать за свои поступки идет позже. Следовательно, задача педагога: формировать в подрастающем человеке эту готовность, почву к ней.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам дорожного движения эти качества во многом помогают личности вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Условия:

  • Создание среды
  • Эмоциональный настрой педагога
  • Творческий контакт со службой ГАИ
  • Дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные игры
  • Художественные произведения на соответствующую тематику
  • Тесное взаимодействие педагогического коллектива детского сада, родителей, детей, общественности.

Принципы обучения:

Преемственность. Каждая новая ступень обучения должна опираться на уже усвоенные знания.

Последовательность и постепенность. Знания по дорожной тематике следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.

Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять детей зазубривать сложные термины, определения, схемы и дорожные знаки. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания детей смысла конкретных безопасных действий на улицах и дорогах. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных условиях.

Доступность. Материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную дорожную информацию с детализацией общепринятых определений по ПДД.

Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с детьми, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении дорожной безопасности необходимы наглядные средства: плакаты, макеты дорожных знаков, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы и т.д.

Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, в общественных местах и транспорте.

Принципы воспитания:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
  • Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда”.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.
  • Принцип возрастной безопасности.
  • Принцип социальной безопасности.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Методы обучения:

Методы воспитания:

  • Рассказ
  • Внушение
  • Рассказ-объяснение
  • Убеждение
  • Беседа
  • Пример
  • Работа со схемами и карточками
  • Упражнение
  • Игра
  • Поощрение
  • Игры-упражнения
 
  • Ролевая игра
 
  • Экскурсия.
 

Задачи:
(младше-средняя группа)

  • Знакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Расширять знания о транспортных средствах;
  • Учить определять опасные места на дорогах;
  • Уметь определять изменения направления перемещения людей и транспорта;
  • Учить различать элементы дорог, остановки общественного транспорта и пешеходный переход;
  • Воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада, знать назначение зданий вокруг детского сада;
  • Развивать наблюдательность и любознательность;
  • Учить составлять небольшие рассказы о дорожной ситуации;
  • Учить изображать в рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.

Задачи:
(старшая группа)

  • Прививать ребенку устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
  • Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу по предупреждению случаев травматизма;
  • Уточнять и расширять представление о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части;
  • Познакомить с правилами езды на велосипедах, с предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными знаками и знаками-сервисом;
  • Закреплять навыки поведения в общественном транспорте;
  • Развивать осознанное отношение к своему здоровью.
  • рисунках дорожные знаки, человека и транспорт.

Задачи:
(подготовительная группа)

  • Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства регулирования дорожного движения;
  • Учить свободно ориентироваться вокруг детского сада – знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего поселка;
  • Учить ориентироваться относительно элементов дорог, транспортных средств;
  • Учить передавать в рисунке дорожную обстановку;
  • Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки;
  • Учить наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя, пешехода, пассажира;
  • Продолжать знакомить с дорожными знаками;
  • Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте;
  • Формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге.

Приложение

Презентация