Занятие "Край, в котором мы живем". Творческая разработка "Проблемы обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: формирование у воспитанников знаний о животном и растительном мире родного края.

Задачи:

  1. Дать воспитанникам представление о животном и растительном мире родного края.
  2. Развивать наглядно-образное мышление, функцию обобщения на основе упражнения классификации предметов по предложенному признаку, память, речь (добиваться полных ответов), общую и мелкую моторику.
  3. Воспитывать любовь к природе и животным, бережное отношение к ним.

Оборудование:

  • картинки с изображением деревьев и животных,
  • карточки к игре «четвёртый лишний»,
  • альбомные листы с изображением контура деревьев,
  • карандаши,
  • ТСО.

Ход занятия

I. Орг. момент. Приветствие на круге. Дети встают в круг. Берутся за руки.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! А, вы, рады меня видеть?

У вас хорошее настроение? Вы готовы заниматься? Давайте присядем на ковёр, сейчас, я вам загадаю загадки (с использованием иллюстраций).

Вы слушайте внимательно и попробуйте их отгадать.

*Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)

*Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? ... (Зайка)

*Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

*Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево)

*В неё льётся,
Из неё льётся,
Сама по земле плетётся.
(Река)

-Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.Скажите, как можно назвать медведя, зайца, белку одним словом? (Медведь, заяц, белка – это животные). Дерево, река – что это? (Дерево, река – это природа).

-Садитесь дети за парты.

II. Рассказ воспитателя.

-Сегодня, мы поговорим с вами о животном и растительном мире нашего края.

Послушайте внимательно мой рассказ, потом будете отвечать на мои вопросы.

Родной край! Здесь мы родились, здесь мы живём. Впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали узнавать окружающий нас мир.

Край, в котором мы живём, называется Кузбасс.

Живая природа нашего края очень богата и разнообразна. Высокие горы, бескрайние леса и тайга, прорезанная голубыми лентами рек – создают неповторимую красоту нашего края. Лес – это источник всего живого на земле. Лес – это лаборатория чистого воздуха и хранитель влаги. В наших лесах растёт много разных деревьев, например: клён, рябина, берёза – это деревья, которые имеют листочки и хвойные, такие как – ёлка, и многие другие, у этих деревьев вместо листиков растут иголки.

В нашей тайге водятся разные животные, например: белки, зайцы, волки, медведи, лоси. Жизнь зверей и растений во многом зависит от того, как к ним относится человек.

Поэтому мы должны любить нашу природу и бережно относится к ней. Нельзя рвать листочки, ломать веточки, сорить в лесу, разжигать огонь.

III.Вопросы к детям:

- Как называется край, в котором мы живём? (Кузбасс).

- Какие деревья, растут в наших лесах? (Клён, рябина, берёза, ёлка.)

- Назовите, животных, которые водятся в нашей тайге? (Волк, заяц, медведь, белка, лось.)

- Давайте немножко поиграем. Представим, что мы мишки.

IV. Физ.пауза «Медвежата».

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили
Вот так, вот так.
Головой своей крутили.
(руки на поясе, повороты головой влево, вправо)

Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
(руки вверх, наклон в стороны)

Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
(руки на поясе, наклоны вперед).

(Дети садятся за парты.)

V. Игра «Четвёртый лишний».

- Ребята, я приготовила карточки с животными. Нужно внимательно посмотреть и закрыть ту картинку, которая лишняя.

Дима, ты какую закрыл картинку. Почему? (Белка, заяц, медведь – это животные, а дятел – это птица.) Молодцы, ребята, все были внимательны и справились с заданием.

VI. Рисование под музыку «Одинокий пастух».

- А, сейчас, я вам предлагаю нарисовать природу нашего края. Кто запомнил, какие деревья растут в наших лесах? Серёжа, как называется это дерево? Дима повтори.

Давайте скажем все вместе. Для того чтобы деревья наши получились красивыми, сделаем небольшую разминку для пальчиков. Приготовьте свои ручки.

VII. Пальчиковая разминка «Сидит белка на тележке».

(Раздаются детям листы с заранее нарисованными контурами деревьев, разные по величине)

Сейчас, я включу музыку, послушайте её, она поможет вам рисовать.

VIII. Итог (беседа на круге).

Рассматривание рисунков на круге. - Ребята несите свои рисунки, давайте их рассмотрим. Какой у нас получился чудесный лес! Какие красивые деревья растут в нашем лесу. Дима, какое дерево ты раскрасил? Наташа, назови своё дерево? Серёжа, у тебя какое дерево? Вот какая у нас получилась богатая и разнообразная природа. Чтобы наша природа была всегда такая красивая, мы будем с вами любить нашу природу? Будем её беречь и охранять? Как, мы будем беречь природу? ( Не ломать ветки, не рвать листочки, нельзя засорять природу, разжигать огонь в лесу.)