"Сказки А.С. Пушкина" (урок-КВН в 5-м классе)

Разделы: Литература


Вступительное слово учителя.

- Ребята, мы познакомились с темой “Причастие”. Сегодня повторим и обобщим все изученное о причастии на основе поэтических и прозаических произведений С.Есенина, И.Бунина, К.Паустовского. Мы убедимся, что эти авторы довольно часто пользуются причастиями.

Чтение эпиграфа и анализ.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. (Ученик читает эпиграф)

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

С. Есенин

- О чем говорят эти строки?

- Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – малиновое поле; синь, упавшая в реку; озерную тоску)

- Что это за части речи? (Прилагательное, причастие)

Слово учителя.

- Да, С.Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.

Сообщение ученика.

- Творчество С.Есенина, И.Бунина и К.Паустовского объединяет глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Они умеют подмечать неуловимое в природе, тонко различают цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это – мастера живого слова.

Фронтальный опрос по теме “Причастие”.

- А теперь мы с вами вспомним о причастии. Что называется причастием? (Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос какой?)

- Назовите морфологические признаки причастия. (Бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по родам, числам, падежам, в предложении является определением.)

- С какими орфограммами мы познакомились? (“Суффиксы -ущ(-ющ), -ащ(-ящ), -ом(-ем), -им”, “одна и две н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных”, “не с причастиями”). -Что называют причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом). Каково место причастного оборота в предложении?

- Какова роль причастий и причастных оборотов в речи? (Употребление их обогащает речь, делает ее более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли.)

В это время два ученика выполняют задание на доске индивидуально:

1-й ученик выполняет синтаксический разбор и задание: расставить знаки препинания, вставить орфограммы: Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, оделся свежей, густой зеленью. (И.Бунин)

2-й ученик выполняет морфологический разбор причастия “возвышавшийся”, затем разбор по составу.

Задание классу.

Подобрать синонимы (1-й вариант) и антонимы (2-й вариант) к прилагательным из предложения. Затем – опрос:

- Чем прилагательные отличаются от причастия? (Прилагательные обозначают постоянный признак, причастия – непостоянный признак, признак по действию.)

- В чем сходство? (Отвечают на вопрос какой? являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой.)

Индивидуальное задание:

1-й ученик выполняет задание на доске: просклонять словосочетание “бушующая водная стихия” и выделить окончания.

2-й ученик выполняет задание: подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы.

Синий горизонт, желтая кувшинка, колючий еж, шумный поток, редкий лес, темный дол, горячее пламя, спелая ягода.

Выборочный диктант. 1 ученик у доски.

Задание: выписать причастия и причастные обороты вместе с определяемым словом. Графически объяснить запятые. Отметить определяемые слова. Текст читается 1-й раз:

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Вот откуда-то доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос. (К.Паустовский)

- Какая картина представляется вам? Текст читается 2-й раз. Учащиеся выписывают.

Индивидуальное задание.

Ученик выполняет на доске задание: заменить в предложении один из глаголов причастием.

Солнце, которое еще не вошло в силу, греет бережно и ласково. Воздух еще не стал знойным и приятно освежает лицо.

Затем следует проверка работавших у доски.

Вывод учителя.

- Сравнивая предложения, можно еще раз отметить, что употребление причастий делает речь более выразительной и является средством экономии. Но, несмотря на достоинства, причастия, по словам А.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной, литературно-художественной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы.

Задание классу.

Ребята работают с раздаточным материалом. Сравнение текстов с причастиями и без причастий.

- Перед вами раздаточные листы с отрывком из рассказа К.Паустовского. Но он неполный: вместо причастных оборотов... Восполнить текст своими примерами.

Любишь каждую травинку..., каждое деревцо над озером..., каждый крик петуха и каждое облако... .

2 ученика зачитывают получившийся текст. Затем читает учитель текст К.Паустовского.

- А теперь послушайте текст мастера слова К.Паустовского с авторскими причастиями:

Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое деревцо над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха и каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу.

Словарная работа:

Этюд.

1. Эскиз.

2. Небольшое произведение художественной литературы.

3. Небольшое музыкальное произведение.

Проверка домашнего задания. Чтение строк из стихотворений С.Есенина, в которых есть причастия или причастные обороты.

Групповое задание.

Группа ребят из 5-6 человек работает с иллюстрациями, изображающими пейзаж. Ребята записывают составленные предложения в тетрадь.

Вывод учителя после проверки дом. задания:

- Читая строки С.Есенина, еще раз убеждаемся в том, что это – мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.

Затем ученики под диктовку своих товарищей, работавших с иллюстрациями, записывают получившиеся предложения.

Домашнее задание.

1. Написать сочинение-этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов.

2. Составить кроссворд на тему “Причастие” (для желающих).

Итоги урока. Оценки.